Теория происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:39, лекция

Описание работы

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Работа содержит 1 файл

Теория происхождения государства.doc

— 30.00 Кб (Скачать)

Теория  происхождения государства

Существует множество  теорий происхождения государства  и права. Такой плюрализм научных  взглядов обусловлен историческими  особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими  приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. 

К наиболее известным  относятся следующие теории: 

1. Теологическая  (Фома Аквинский). Широкое распространение  получила при феодализме. Однако  и в настоящее время эта  концепция представляет официальную доктрину Ватикана. 

Согласно данным воззрениям, государство является результатом  проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производ-на от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. 

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство  – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. 

3. Патримониальная  (А. Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (пат-римониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет. 

4. Договорная (Б.  Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж.  Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство  возникло в результате общественного  договора о правилах совместного  проживания. Они отмечали, что было  время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди 

жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной  защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию. 

5. Теория насилия  (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как  результат насилия, путем завоевания  слабых и беззащитных племен  более сильными и организованными.  Именно в племенах, в их взаимной  борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими. 

По мнению представителей данной теории, государство более  необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и  управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. 

К. Каутский пытался  доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. 

6. Психологическая  (Л.И. Петражицкий). Возникновение  государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров. 

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И.  Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно  этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог воз- 

) Гумплович Л  Общее учение о государстве  СПб. 1910. С 47,120–121 

никновения классов  и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. 

Существуют и  иные, менее известные теории происхождения  государства. Но все они не могут  претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины. 

Информация о работе Теория происхождения государства