Теория разделение властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть – это своеобразная ось, вокруг которой вращается политическая жизнь любой страны. Важная черта государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов, образующих механизм государства. Деятельность государственных органов, как правило, строго организована. В странах мира организация и взаимодействие государственной власти осуществляется разными способами. Для Российской Федерации характерен принцип разделения властей, как способ регулирования деятельности органов, образующих механизм государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5
1.1 Появление и становление принципа разделения властей 6
1.1.1 Становление принципа разделения властей в Англии 6
1.1.2Становление принципа разделения властей во Франции 8
1.1.3 Становление принципа разделения властей в России 9
2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ПРАКТИКЕ 11
2.1. Принцип разделения властей в Российской Федерации 13
2.1.1 Законодательная власть 15
а) Федеральное Собрание 15
б) Государственная Дума 15
в) Совет Федерации 17
2.1.2 Исполнительная власть 19
Таможенные органы в системе исполнительной власти 21
2.1.3 Судебная власть 22
2.2 Недостатки принципа разделения властей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Использованные источники 29

Работа содержит 1 файл

Разделе__ние власти.docx

— 61.68 Кб (Скачать)

Самостоятельность органов  законодательной, исполнительной и  судебной властей не должна абсолютизироваться.

Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между  собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает  правовые начала государственной и  общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационноправовой контроль над нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Хотя органы власти действуют  самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной  их самостоятельности и одновременно тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.

Существенные особенности  свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления. Здесь, как и в любом конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств, т. е., например, парламент  может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент

 

2.1. Принцип разделения властей в Российской Федерации

 

В РФ принцип разделения властей впервые закреплен в конституции РСФСР. Конституция 1993 года фиксировала этот принцип как одну из основ конституционного строя.

Важной особенностью российской конституции является то , что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей . Он глава государства и обязан обеспечить согласованное функционирование и взаимное действие органов государственной власти .

Но при этом Президент  не вправе вмешиваться в полномочия Федерального собрания или судебных органов Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.

В то же время многие статьи Конституции указывают на то , что фактически Президент признается главой исполнительной власти .Поэтому представляется целесообразным остановиться на анализе положения данных высших органов государственной власти, чтобы лучше уяснить механизм действия принципа разделения власти в Российской Федерации.

Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. Президент РФ является главой государства (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции его функция была определена через термины высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его отлучения от исполнительной власти. Термин глава государства более точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда употребляют термин президентская власть, то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном с исполнительной властью. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.

В соответствии с принципом  разделения властей и независимости  судов Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

 

      1. Законодательная власть

а) Федеральное Собрание

Федеральное собрание – это парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя  палатами — согласно статье 95 Конституции  РФ Государственной Думой и Советом Федерации.

При характеристике Российского  парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента: а) применение к нему термина парламент означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта; б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа; в) Федеральное Собрание законодательный орган Российской Федерации. Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.

б) Государственная Дума

Правовой статус Государственной  думы определён в пятой главе  Конституции Российской Федерации.

Государственная дума состоит  из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно слабые партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Первая Государственная  дума избиралась вместе с Советом  Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных  созывов Государственной думы —  четыре года. Из-за внесения поправок в  Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет.

Работу Думы возглавляет  Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская  группа может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы.

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

    1. дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
    2. заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
    3. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
    4. назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
    5. назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
    6. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
    7. объявление амнистии;
    8. выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает  федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов

в) Совет Федерации

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта. В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

Полномочия

Согласно статье 102 Конституции  Российской Федерации к ведению  Совета Федерации относятся:

- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

- назначение выборов Президента Российской Федерации;

- отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право  внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.

 

2.1.2  Исполнительная власть

 

Для исполнительной власти характерны следующие признаки:

   1. Исполнительная власть представляет собой относительно  самостоятельную ветвь  единой  государственной  власти  Российской  Федерации,   тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями.  Разделение властей нельзя  абсолютизировать,  доводя  дело  до  признания  полной независимости каждой ветви. Все  они  взаимосвязаны,  что  не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это  было  в начале  90-х  годов,  к  вторжению  законодательной  власти   в  сферу исполнительной власти и наоборот.

Информация о работе Теория разделение властей