Теория разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Формирование концепции разделения властей………………………….3
2. Понятие, сущность и значение разделения властей для функционирования демократического государства……………………………………………….9
3. Реализация принципа разделения властей в современной России. ФСИН в системе разделения властей…………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Теория разделения властей история и современность.docx

— 58.13 Кб (Скачать)

 Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;  в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их

 отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

 Конкретное  содержание принцип разделения властей  состоит в следующем :

 Законы  должны обладать высшей юридической  силой и приниматься только законодательным  органом.

 Исполнительная  власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством , быть подотчетным главе государства и лишь в некотором отношении Парламенту.

 Судебные  органы независимо и в пределах своей  компетенции действуют самостоятельно.

 Ни  одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативу другой власти ,а тем более сливаться  с другой властью .

 Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру , т.е. Конституционным судом .

 Конституционная система должна предусматривать  правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими , т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей .

 Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено ,безусловно , присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей .

 Часть 2 статьи 77 КРФ10 предусматривает образование единой системы исполнительной власти в РФ "в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения". Говоря о ФСИН России то эта система создана на основании: Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"

 Основными задачами ФСИН России в системе разделения властей являются: 

 Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей). Контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; Обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов. Охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их

 ФСИН России осуществляет следующие полномочия:

 1) Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом Министром юстиции Российской Федерации; точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции; правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей; защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в уголовно-исполнительной системе; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; подготовку уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, ликвидацию их последствий на подведомственных объектах силами и средствами уголовно-исполнительной системы, а также взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти; функционирование и развитие сети открытой и шифрованной связи, предоставление телекоммуникационных услуг осужденным и лицам, содержащимся под стражей; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труд. Принимает участие: в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании; в разработке и проведении юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы, по поручению Минюста России; в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы; в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в разработке специальной техники, специальных средств, используемых в уголовно-исполнительной системе, а также осуществляет их закупку, хранение, ремонт и списание. Организует: общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования; выполнение размещенных на предприятиях и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания, заказов на поставки продукции, товаров для государственных нужд; взаимодействие территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями; осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-разыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление; взаимодействие со средствами массовой информации и редакционно-издательскую деятельность в целях выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему; кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью ФСИН России, а также делопроизводство в соответствии с законодательством Российской Федерации; подготовку материалов для докладов Министра юстиции Российской Федерации Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; исполнение актов об амнистии и помиловании;11

 Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

 

 Заключение

 Принцип разделения властей воплощен в Российской Федерации в ходе

 радикальных демократических реформ. Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства. Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами. Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную исполнительную и судебную ", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти. В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "система сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств. Таковы основные изменения (дополнения) которые претерпела концепция разделения властей за более чем двухсотлетнюю историю своего существования, эта теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы наши самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей – это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей в России на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные мной "результаты применения теории разделения властей" относятся, скорее, к результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых концепций, органично взаимосвязанных друг с другом

 

 

 Список  используемой литературы

 Теория  государства и права / Под ред. С.С. Алексеева, С.И. Архипова, Г.В. Игнатенко. М., 2005 г.

 Теория  государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 2006 г.

 Теория  государства и права / Под ред. А.В. Малько,    Д.А. Липинского, Д.В. Березовского, А.А. Мусаткиной. М., 2006 г.

 Теория  государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 2007 г.

 Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2008 г.

 Комментарий к Конституции РФ. – М., 2009..

 Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. – Т.4. – С. 403-443.

 Барнашов А.М. Теория рамзделения властей: становление, развитие, применение. – Томск, 2008.

 Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти // Сов. гос-во и право. –2011. – С. 13-20.

 Бойков  А.Д. Судбная реформа: ориентиры и просчет // Гос-во и право. –2009. – № 6. – С. 23-27.

 Витченко А.М. Теоретические проблемы исследования государственной власти. – Саратов,2009.

 Гоббс Т. О государстве // Соч.: В 2 т. – Т.2. – М.,2008.

 Зырянов А.И. Суд присяжных: новый российский вариант // Человек: преступление и наказание. –2008. – № 2. – С. 13-16.

 Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти // Гос-во и право. – 1992. – № 8. – С. 35-38.

 Ершов В.В. Место и роль суда в правовом государстве // Правоведение. – 1991. – № 5. – С. 24-26.

 Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы // Гос-во и право. – 1994. – № 1. – С. 37-41.

 Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме. – М., 1984.

 Скутович В.В. Правосудие по делам, вознимкающим из административно-правовых отношений: исторический этап и перспективы // Гос-во и право. – 1995. – № 8. – С.22-29.

 Тихомиромв Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение // Сов. гос-во и право. – 1990. – № 2. – С. 33-36.

 Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть // Сов. гос-во и мправо. – 1990. – № 2. – С. 21-24.

 Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Гос-во и мправо. – 1990. – № 8. – С. 34-36. 

Информация о работе Теория разделения властей