Теория разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Содержание

Введение.
1. Истоки и предпосылки появления теории разделения властей.
2.Общая характеристика ветвей власти.
3. Своеобразие российской модели разделения властей.
Заключение.
Список использованных нормативных актов и литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

  Тремя основными "ветвями власти", даже вместе с институтом главы государства, система государственных органов РФ  не ограничивается. Как справедливо отмечает В.Е.Чиркин, «в современном государстве существует множество органов и должностных лиц, которых не было во времена, когда формулировалась концепция разделения властей19». В современном Российском государстве такими органами являются избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией РФ, органы при Президенте, Конституционное Собрание, Банк России, органы судебного сообщества и квалификационные коллегии судей, а также органы прокуратуры (во главе с Генеральной прокуратурой), органы  финансового контроля (Счётная палата РФ и аналогичные региональные органы).

 М.В. Баглай определяет большинство из этих органов как "органы государственной власти с особым статусом20". О.Е. Кутафин свидетельствует о наличии "органов президентской власти" и "особой группы государственных органов прокуратуры21". В.Е.Чиркин справедливо отмечает, что "концепция разделения властей имеет, прежде всего, ориентирующий характер", что "в угоду догматическому его пониманию не следует закрывать глаза на реальную ситуацию22 ".

  Своеобразие российской модели разделения властей заключается в следующем.

 По смыслу ряда  статей Конституции президентская  власть как бы выносится за рамки классической триады и конструируется в виде некой отдельной возвышающейся над этой привычной триадой.

  Так, в Конституции  содержится положение о том,  что «государственную власть  в Российской Федерации осуществляют  Президент  Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации23». Таким образом, здесь уже фигурируют четыре власти.

  Конституция наделяет  Президента весьма широким кругом  прав, который, по существу, охватывает все сферы и направления организации и осуществления в стране государственной власти.

  Одновременно согласно  Конституции Президент обладает  широкими решающими полномочиями  как в сфере исполнительной  власти в целом, так и в  вопросах формирования и отставки Правительства.

  Из содержания  и характера конституционной  регламентации полномочий Президента  и Правительства можно сделать  вывод о том, что президентская  власть, помимо исключительных прав  Президента включает в себя, по  существу, и весь комплекс решающих правомочий исполнительной власти.

  Президент вносит  свою лепту и в процесс правотворчества.  Он издаёт указы и распоряжения, вносит законопроекты в Государственную  Думу, подписывает и обнародует  федеральные законы, имеет право  отлагательного вето.

  Президент оказывает опосредованное влияние и на судебную власть. Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

  Отсутствует надлежащий  баланс в отношениях Президента и Правительства с российским парламентом, который по Конституции является «представительным и законодательным органом Российской Федерации24».

  Федеральное Собрание  по Конституции вообще не участвует  в формировании Правительства.

  Широким кругом полномочий в области конституционного контроля за нормативными актами и действиями государственных органов наделён Конституцией Конституционный Суд РФ. В сферу осуществляемого им контроля входят: разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативных актов; разрешение споров о компетенции; проверка по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, нарушающего конституционные права и свободы граждан.

  Своеобразием отличается  и разделение властей между  центром и регионами. В первую очередь это касается вопроса выбора глав администраций субъектов федерации.

   К своеобразию  российской конституционной модели  следует отнести и неопределённость  статуса прокуратуры (она упомянута  в главе о судебной власти, хотя должна быть отнесена к исполнительной власти).

  В целом можно  отметить, что конституционная модель  российской правовой государственности  остаётся ещё не сформированной  до конца. Поэтому первоочередной  является задача доведения до  конца процесса формирования всех конституционных институтов, создание надлежащей эффективно действующей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

  В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма.

  Принцип разделения властей нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из ветвей государственной власти, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», призванную свести к минимуму возможные ошибки в управлении, преодолеть односторонний подход к решаемым вопросам. В конечном счете, разделение властей обеспечивает рациональное и оптимальное функционирование государственных органов.

  Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу.

  Разделение властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.

  Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.

  В современной России принцип разделения властей признан, конституционно закреплён и применяется в построении и функционировании государственных институтов.

  К сожалению, все  ещё традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Изложенные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти, нередко всё ещё посягающих на независимость суда. Явно недостаточны материальные, а отчасти и правовые гарантии, необходимые для того, чтобы обеспечить суду достойное место в осуществлении власти. Этот компонент разделения властей неэффективен. Самостоятельность и особенно роль суда в Российской Федерации всё ещё далеки от тех, которые присущи суду в развитых демократических странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных нормативных актов и литературы:

1. Нормативные акты.

Конституция Российской Федерации  1993 г.

Федеральный конституционный  закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 27.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2007).

2. Литература.

Азаркин Н.М. Учение Монтескье  о разделении властей. М., 1983.

Алексеев С.С. «Государство и право». Москва. «Юридическая литература».

Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник  для вузов. - 3-е изд. М.: ИНФРА-М-НОРМА. 2001.

История политических и правовых учений/ Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.

Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ. 2000.

Монтескьё Ш. Избранные  произведения. М., 1995.

План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. М., 1905.

Рассказов Л.П. Теория государства  и права: Учебник для вузов. М.: РИОР, 2008.

Теория государства  и права. / Под ред. М.Н. Марченко. М.: ЗЕРЦАЛО. 1998.

Терехов В.И. Становление  и развитие концепции разделения властей// Разделение властей: история и современность/ Отв. ред. Марченко М., 2002.

Чиркин В.Е. Конституционное  право: Россия и зарубежный опыт. М.: Издательство "Зерцало". 1998.

 

 

 

 

1 См.: Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года// Российская газета, 1993, 25 декабря.

2 План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. М., 1905. С. 15.

3 План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. С. 16.

4 Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей// Разделение властей: история и современность/ Отв. ред. Марченко М., 2002. С.8.

5 Терехов В.И. Указ. соч. С. 8.

6 Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. С. 312.

7 Там же. С. 274.

8 Локк Дж. Указ. соч. С.274.

9 Локк Дж. Указ. соч. Т. 3. С.335.

10 Монтескьё Ш. Избранные произведения. М., 1995. С. 290.

11 История политических и правовых учений/ Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997. С. 233.

12 Азаркин Н.М. Учение Монтескье о разделении властей. М., 1983.

13 Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: РИОР, 2008. С. 160.

14 Теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. М.: ЗЕРЦАЛО. 1998. С. 120.

15 Рассказов Л.П. Указ. соч. С. 161.

16 См.: Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: РИОР, 2008. С. 162.

17 Конституция РФ 1993. Ст. 10.

18 См.: Алексеев С.С. «Государство и право». Москва. «Юридическая литература».

1996. С. 7.

19 Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ. 1999. С.258.

20 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. М.: ИНФРА-М-НОРМА. 2001. С. 353.

21 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ. 2000. С. 306.

22 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Издательство "Зерцало". 1998.С. 255.

23 Конституция РФ 1993  года. Ч. 1. Ст. 11.

24 Там же. Ст. 94.




Информация о работе Теория разделения властей