Типология государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций — суверенитет, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------3
1.ПОНЯТИЕ ТИПА И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА---------------------5
2.ФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПОЛОГИИ------5
3. РАЗНОВИДНОСТЬ СМЕНЫ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА---------------9
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА------10
а) Рабовладельческое государство-----------------------------------------------10
б) Феодальное государство --------------------------------------------------------12
в) Буржуазное (капиталистическое) государство---------------------------14
г) Социалистическое государство------------------------------------------------17
5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД
ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1917—1922 гг.)------------------18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------29
ЛИТЕРАТУРА-------------------------------------------------------------------------31

Работа содержит 1 файл

ТГиП Денис.doc

— 144.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

Академический Международный Институт

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

На тему:  «ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Автор работы: Шмелев Денис Витальевич

Студент группы: КШС 10Ю3

 

              (ФИО)                                                                                                  (подпись)

Научный руководитель:                           

______________________________

______________________________                                                                    

(ученая степень, звание, ФИО)                                                        (подпись)

Рецензент:                           

______________________________

______________________________                                                                    

(ученая степень, звание, ФИО)                                                        (подпись)

 

 

 

 

 

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------3

1.ПОНЯТИЕ ТИПА И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА---------------------5

2.ФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПОЛОГИИ------5

3.  РАЗНОВИДНОСТЬ СМЕНЫ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА---------------9

4.  ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА------10

а) Рабовладельческое государство-----------------------------------------------10

б) Феодальное государство --------------------------------------------------------12

в) Буржуазное (капиталистическое) государство---------------------------14

г) Социалистическое государство------------------------------------------------17

5. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД

ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1917—1922 гг.)------------------18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------------------29

ЛИТЕРАТУРА-------------------------------------------------------------------------31


ВВЕДЕНИЕ

Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций — суверенитет, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык.

История современной цивилизации включает в себя несколько этапов: Древний мир длился примерно три тысячи лет; средние века длились около тысячи лет; Новое время — продолжалось около трехсот лет; Новейшая история — продолжается чуть более 100 лет. На протяжении всего времени накоплен огромный опыт по организации социальной жизни на различных этапах исторического развития на всех континентах.

Многие государства, изменяя свою форму и содержание, существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Например, история китайского государства насчитывает более пяти тысяч лет. В тоже время некоторые некогда могущественные народы, наводившие ужас на другие государства, наоборот, так и не преобразовались в собственные государства. Например, монголо_татарское иго так и не стало государством. На протяжении всей истории развития человечества многие государства, оставив яркий след, по тем или иным причинам растворились в истории. К таким государствам следует отнести Спарту, Афинское государство, государство Ацтеков, Хазарское царство и др.

Попробуем проследить историческую судьбу одного из таких государств. Пришедшие во II в. нашей эрыс Алтая потомки хазар караимыс проживающими по соседству племенами на диких землях от низовьев Волги до Крыма создали обширное Хазарское царство, столицей которого был находившийся на территории Крыма город Джуфт_Кале. В последующем не выдержав конкуренции со стороны природы (острейший дефицит воды) и соседних государств (в первую очередь России) оно распалось. Последний караим покинул свою столицу Джуфт_Кале в 1878 г. (иссякла вода). Население по большей части ассимилировалось в другие нации. В настоящее время во всем мире насчитывается около трех тысяч караимов. В 1917 г. в России их было более 13 тыс. Сейчас в Москве их проживает около трехсот человек.

Они носят ветхозаветные имена и стараются сохраниться как обособленная нация со своей культурой и своими традициями.

Они не воспринимали Талмуд, но признавали Ветхий Завет с его десятью заповедями. По караимской вере Иисус Христос и Магомет в равной степени признаются пророками Бога. Для исполнения религиозных обрядов они могут молиться как в православном, так и в мусульманском храме. В караимизме нет ритуала отпущения грехов. Каждый должен молиться сам за себя. Высшим критерием во всем считается совесть человека. Исповедующие караимизм не обязаны принимать на веру все религиозные постулаты. Они имеют право выдвигать свои аргументы «за» или «против» вызывающих сомнение религиозных положений.


1. ПОНЯТИЕ ТИПА И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Типология — осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).

Тип (исторический) государства и права — это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.

Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) Системы являются:

1        принадлежность государственной власти, — кому принадлежит закрепленная в праве государственная (политическая) власть;

2        целенаправленность государственной власти — в интересах каких социальных групп эта власть осуществляется;

3        порядок осуществления (режим) государственной власти — какими способами и методами эта власть осуществляется;

4        государственно-правовые и бытовые традиции — какие цивилизованные факторы играют наиболее существенную роль.

На протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался в нашей

науке односторонне. Сущность государства видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общество едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции.

2. ФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПОЛОГИИ

Выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный

и цивилизационный.

Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе

государства. С точки зрения марксизма, под историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.

Для определения типа государства и права в данном значении необходимо ответить на следующие три вопроса:

1. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство;

2. Орудием какого класса оно является;

3. Каково социальное назначение данного государства.

Согласно марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна  результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства охватываются единым понятием эксплуататорского государства.

В качестве противоположности указанным типам государства классики марксизма определяли социалистическое государство.

Рассматривая формационный подход к типологии государства в тесной связи с марксистским учением о государстве, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Она охарактеризовала буржуазный тип государства, соответствовавший состоянию общественного развития середины девятнадцатого столетия, когда завершилось формирование промышленного капитализма.

К сожалению, марксистская теория классовой борьбы и государства, включая и его типологию, была превращена советским обществоведением в догму. Буржуазный тип государства характеризовался только с позиции Маркса и Энгельса, данным эпохе промышленного капитализма, и сводился к тезисам Ленина об империалистическом государстве. Вопреки предсказаниям о загнивании и гибели капитализма, капиталистический строй перенес не только политический удар, нанесенный революцией в России, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20_х — начала 30_х годов.

Благодаря вмешательству государства в экономику, начало которому положили теория Дж. Кейнса и практика Ф. Рузвельта, он окреп и оказался способным в сравнительно короткий срок осуществить научно-техническую революцию, использовав ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства были приняты меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека.

Немало противоречий возникает в применении формационного подхода и к социалистическому типу государства, сложившемуся после Октябрьской революции.

В соответствии с марксистской типологией все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была многовариантной. Далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип. В развитии некоторых из них наблюдалось движение назад, длительные переходные состояния.

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно и отказаться от нее, но обязательно надо изучать. Это необходимо делать хотя бы потому, что нельзя игнорировать опыт государств, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство — Китайская Народная Республика — продолжает успешно строить социализм, но с китайской (читай — национальной, учитывающей тысячелетиями складывающуюся ментальность населения) спецификой Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой — известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории», все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

Вторая стадия — это период трансформации общества в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности.

Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости». В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.

Пятая стадия — это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия».

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.

При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами.

Исходя из формационных представлений и критериев, различаются пять общественно-экономических формаций, но четыре типа политико-правовых систем; рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и социалистическая (теоретически — первая стадия коммунистической формации). Примеры: рабовладельческая формация в Древности, феодальная — в Средневековье, капиталистическая и социалистическая — в Новое время. Известные миру цивилизации различаются во времени, пространстве (географически) и духовно. Это, например, цивилизация Древнеегипетская и Античная, Западно-Европейская и Китайская, Христианская и Исламская. Актуальна проблема православной и, в частности, российской (русской) цивилизации.

Формационные и цивилизационные объяснения типологии государства и права существенно дополняют друг друга. Это имеет большое политическое и государственно-управленческое значение.

3.  РАЗНОВИДНОСТЬ СМЕНЫ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА

Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями. Фактически каждое государство в процессе своего исторического развития в той или иной степени использовало все варианты смены своих государственно-правовых систем.

Информация о работе Типология государства и права