Толкования права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы : Разобрать что такое толкование права
Значение толкования права, какие бывают методы
Задачи: Раскрыть понятие толкования права, раскрыть виды толкования права, узнать что такое регулирование процесса толкования

Содержание

Введение

ГЛАВА 1: Толкование права
1.1 Понятие толкования права
1.1 Значение толкования норм права

ГЛАВА 2: Виды толкования норм права по субъектам
2.1 Cпособы толкования права
2.2 Виды толкования по объему

ГЛАВА 3: Результаты толкования
3.1 Регулирование процесса толкования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему Толкование права.docx

— 53.58 Кб (Скачать)

Если в нормативном  акте дано определение того или иного  понятия, то именно в этом значении и следует его понимать, несмотря на его значение в обыденном языке.

Значение термина, установленное  правотворческим органом для  одной отрасли права, нельзя без  достаточных оснований распространять на другие отрасли.

 
                          

 

 

 

 

  Идентичным (одинаковым) формулировкам в рамках одного и   того же акта нельзя придавать разные значения, если из этого акта не следует иное.

 

2. Недопустимо такое толкование норм права, при котором ее отдельные слова и выражения трактовались бы как излишние;

 
 логический способ состоит в исследовании не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативно-правового акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики (логическое преобразование, 
выводы от противного, доведение до абсурда и т. д.);

 
систематический состоит в уяснении содержания правовых норм в их взаимной связи с учетом их места и значения в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом;

историко-политический состоит в уяснении смысла правовых норм на основе исследования историко-политических условий их принятия;

специально-юридический состоит в уяснении смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций и т. д. на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники; 
 
— телеологический состоит в установлении целей 
принятия нормы права; 

—функциональный состоит в учете интерпретатором условий и факторов, при которых реализуется норма.3 

                                                    ГЛАВА 2

                               2.2 Виды толкования по объему

 

По объему толкование бывает:

•       буквальным;

•       ограничительным;

•       распространительным.

Буквальным является такое толкование, при котором установленное в результате толкования содержание нормы права совпадает со смыслом текста правовой нормы при ее простом прочтении (то есть совпадают "дух" и "буква" закона либо иного акта).

При распространительном толковании содержание нормы оказывается шире ее непосредственного текстуального выражения.

При ограничительном содержание нормы становится уже ее первоначального текста.

Осуществлять ограничительное  или распространительное толкование можно только в случае установления несоответствия между действительным содержанием нормы права и  ее текстом. Если данное несоответствие отсутствует, то указанное толкование будет нарушением законности. Любые  лица, органы, предприятия и учреждения могут заниматься толкованием права. Однако обязательность данного толкования для правоприменительной практики, его юридическое значение зависит статуса субъекта толкования. По субъектам толкование может быть:

•       официальным; 

•      неофициальным.

 

Официальное толкование является обязательным для других субъектов, Оно дается органами, уполномоченными государством. Официальное толкование подразделяется на:

•       аутентическое;

•       делегированное;

•       казуальное;

•       нормативное.

Аутентическое толкование дает орган, издавший данный нормативный акт (например: парламент, принявший закон).

Дополнительных полномочий на осуществление аутентического толкования не требуется, так как подразумевается, что орган, обладающий, правомочием принимать нормативный акт, правомочен и его толковать.

Делегированное  толкование осуществляется органом, не принимавшим данный нормативный акт, если закон наделяет его правом подобного толкования.

И аутентическое, и делегированное толкование может быть казуальным и  нормативным.

Казуальное  толкование осуществляется применительно к отдельному случаю (казусу) или делу. При этом данное толкование обязательно только для данного случая или дела.

 

4

 

 

        

•       интерпретируется и уточняется конкретное дело;

•       данное истолкованное дело не влечет юридических последствий для сходных дел, однако служит примером для других инстанций, осуществляющих казуальное толкование. Пример подобного казуального толкования постановления пленума Верховного Суда РК по конкретным делам. Данные дела также называются прецедентами, однако они не имеют обязательного значения, как и в странах англосаксонской правовой семьи.

 

Нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны при применении права. (Пример руководящие разъяснения пленума Верховного Суда РК нижестоящим судам по применению того или иного закона.)

Данные разъяснения (либо иные формы нормативного толкования) не могут считаться самостоятельными источниками права (например, быть положенными  в основу приговора), однако они способствуют правильному пониманию других источников. В юридической литературе встречается  определение результатов нормативного толкования как квазиисточники права.

 

Неофициальное толкование дают любые субъекты, однако данное толкование не является обязательным для иных субъектов. При правоприменении значение результатов неофициального толкования в том, что они помогают лучше понять толкуемый материал, основываются на профессионализме и авторитете толкователей. (Примерами данного толкования являются комментарии к Гражданскому, Уголовному, иным кодексам, законам, выпускаемые научно-исследовательскими учреждениями.) Обычно субъектами неофициального толкования являются научные учреждения, ученые, специалисты, юрисконсульты, адвокаты и т. д.

 

 

                                                         

 

                                                     ГЛАВА 3

                          3.1 Регулирование процесса толкования

Результаты толкования в  большинстве случаев воплощаются  в интерпретационном акте. Это  может быть как акт нормативный (например, постановление Конституционного Совета РК, нормативное постановление  Верховного Суда РК), правоприменительный  компетентного органа власти (например, судебное решение), иной юридический  документ (например, исковое заявление, мировое соглашение, протокол об урегулировании спора) либо текст, не обладающий юридической  спецификой (например, научная статья, заключение эксперта и т. п.).

Необходимо иметь в  виду, что осуществляя толкование, интерпретатор выступает одновременно и критиком нормы, то есть устанавливает, соответствует ли толкуемая норма  Конституции, иным законодательным  актам более высокой юридической  силы, не входит ли в противоречие (коллизию) с нормативными актами аналогичной  юридической силы. При этом успешность процесса толкования зависит от многих факторов, в том числе, от технико-юридического совершенства текста интерпретируемого акта, уровня профессиональной подготовки интерпретатора и др. 

Хотя процесс толкования права есть процесс интеллектуальный и субъективный, отдельные вопросы  толкования могут быть урегулированы  законодательно. В настоящее время  в Казахстане существует специальный  закон, посвященный регулированию  процессов планирования, подготовки, принятия, опубликования, а также  толкования нормативных правовых актов.[13] В частности, этот закон устанавливает следующие общие правила официального толкования нормативных правовых актов:

в случаях обнаружения  неясностей и различного понимания  нормативных правовых актов, противоречий в практике их применения может быть дано официальное толкование содержащихся в нормативном акте правовых норм;

в процессе официального толкования нормативных правовых актов не допускается  внесение в них изменений и  дополнений;

нормы законодательных актов[14] должны толковаться в полном соответствии с положениями Конституции РК;

смысл подзаконных нормативных  правовых актов при их толковании должен раскрываться в полном соответствии с законодательными актами;

Следует отметить, что согласно названному закону только государственные  органы наделены правом официального толкования нормативных правовых актов. Так, Конституционный Совет РК дает официальное толкование норм Конституции[16], а официальное толкование подзаконных актов[17] дают органы или должностные лица, их принявшие или издавшие.[18]

К сожалению, в комментируемом правовом акте не указан орган, который  может давать официальное толкование норм «законодательных актов». Это  является серьезным пробелом действующего права. Хотя, в 1997 году при обсуждении в Парламенте РК проекта Закона РК «О нормативных правовых актах», Спикер Мажилиса (нижняя палата Парламента) официально обращался в Конституционный Совет РК за разъяснением по поводу того, имеет ли право Парламент РК на официальное толкование законов в соответствии с установлениями, имеющимися в статьях 53-57 Конституции РК. В свою очередь, Конституционный Совет РК в порядке официального толкования указанных статей Конституции вынес постановление, в котором указал, что статьи 53, 54, 55, 56 и 57 Конституции РК устанавливает исчерпывающий перечень полномочий Парламента и его палат, поэтому расширение полномочий Парламента и его палат, в том числе наделение Парламента правом официального толкования законов, возможно лишь путем внесения изменения в Конституцию РК.[19]

Таким образом, согласно действующего права в Казахстане нет компетентного государственного органа, имеющего право официального толкования «законодательных актов», что является

проблемой для формирования единообразного применения казахстанского законодательства.

Также следует сказать, что  процедура и правила толкования правовых норм содержится и в других законодательных актах, например, Гражданский  кодекс РК (ГК РК) определяет, что нормы  гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с  буквальным значением их словесного выражения. При возможности различного понимания слов, применяемых в  тексте законодательных норм, предпочтение отдается положению, отвечающему положениям Конституции РК и основным принципам  гражданского законодательства.[20] При применении же иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.[21]

5

                                              

 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, нашей задачей было рассмотреть понятие толкования права его методы способы и виды. Для начала дали понятие, и так толкование права - это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц разъяснение правовых норм но при этом процесс толкования права нередко ограничивается уяснением, то есть познанием смысла нормы «для себя», без сообщения этого результата другим субъектам. Толкование — важнейшая составляющая процесса применения права, более того, без толкования нет и не может быть правоприменения.

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.

 

Какие же бывают виды толкования права: В зависимости от объема и от субъектов толкования законов оно подразделяется на два вида:

 

 По объему толкование бывает:

•       буквальным;

•       ограничительным;

•       распространительным.

Буквальным является такое толкование, при котором установленное в результате толкования содержание нормы права совпадает со смыслом текста правовой нормы при ее простом прочтении (то есть совпадают "дух" и "буква" закона либо иного акта).

При ограничительном содержание нормы становится уже ее первоначального текста.

При распространительном толковании содержание нормы оказывается шире ее непосредственного текстуального выражения.

 

Официальное толкование является обязательным для других субъектов, Оно дается органами, уполномоченными государством. Официальное толкование подразделяется на:

•       аутентическое;

•       делегированное;

•       казуальное;

•       нормативное.

Неофициальное толкование дают любые субъекты, однако данное толкование не является обязательным для иных субъектов.

Хотя процесс толкования права есть процесс интеллектуальный и субъективный, отдельные вопросы  толкования урегулированы законодательно. В настоящее время в Казахстане не существует специального закона, целиком посвящённого толкованию права Результатом толкования закона должна быть однозначность и полная ясность смысла нормы закона, ее правильное и единообразное применение, устранение неясностей и возможных ошибок при ее реализации.

Результаты толкования в  большинстве случаев воплощаются  в интерпретационном акте. Это  может быть как акт нормативный (например, постановление Конституционного Совета РК, нормативное постановление  Верховного Суда РК), правоприменительный  компетентного органа власти (например, судебное решение), иной юридический  документ (например, исковое заявление, мировое соглашение, протокол об урегулировании спора) либо текст, не обладающий юридической  спецификой (например, научная статья, заключение эксперта и т. п

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

1. Конституция РК

 

2. Гражданский кодекс РК

 

3. Уголовный кодекс РК

 

4. Подзаконные нормативно правовые акты

 

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Метод юридической компаративистики - сравнительный историко-юридический анализ лексического смысла юридических норм. // Большой толковый словарь русского языка, Санкт-Петербург, 1998 год, стр.466.

Информация о работе Толкования права