Учение И.Канта о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Учение о праве и государстве Кант изложил в работах: «Основы метафизики нравственности» (1785); «Критика практического разума» (1788); «К вечному миру» (1795) и «Метафизика нравов в двух частях» (1797), где он с позиций «практического разума» дает рационалистическое обоснование данного учения.
Философские основы политико-правового учения Канта содержатся в работе «Критика практического разума», где он различает «вещи в себе» (сущность вещи) и явления. По Канту, «вещь в себе» непознаваема для теоретического разума. Нельзя познать сущность Бога, свободы, бессмертия души. Но то, что недоступно для теоретического разума, находит познание в моральном сознании. Когда мы пытаемся познать сущность вещей, мы сталкиваемся с неразрешимыми противоречиями (антиномиями).

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Этические основы учения Канта о праве и государстве……………….. 6
2. Учение Канта о праве……………………………………………………. 11
3. Учение Канта о государстве…………………………………………….. 15
Заключение………………………………………………………………….. 22
Список источников и литературы…………………………………………. 24

Работа содержит 1 файл

КР история полит и прав учений.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

У Канта разделение властей  представлено иначе, чем у Ш .Л.Монтескье. Если Монтескье разделение властей  основывает на системе сдержек и  противовесов, то Кант считает законодательную  власть верховной; она создает исполнительную власть, а последняя назначает судей. Кант предусматривает и создание суда присяжных. В основе его теории разделения властей лежит принцип субординации и согласования33.

Судебная власть, по Канту, осуществляет правосудие: «Судебное  решение (приговор) есть единичный акт  общественной справедливости (iustitiae distributivae), осуществляемый государственным должностным лицом (судьей или судом) в отношении подданного, т.е. лица, принадлежащего к народу... причем цель этого акта – присудить (предоставить) ему свое»34.

Таким образом, «суд обладает судейской властью применить закон для определения действия в исковом деле и через исполнительную власть каждому взыскать свое. Следовательно, только народ может творить суд над каждым в его составе, хотя и опосредствованно, через им самим избранных представителей (суд присяжных)»35.

«Итак, – говорит Кант, – таковы три различные власти (potestas legislatoria, executoria, iudiciaria), благодаря  которым государство (civitas) обладает автономией, т.е. само себя создает и  поддерживает в соответствии с законами свободы. – В объединении этих трех видов власти заключается благо государства (salus reipublicae suprema lex est); под благом государства подразумевается не благополучие граждан и их счастье – ведь счастье (как утверждает и Руссо) может в конце концов оказаться гораздо более приятным и желанным в естественном состоянии или даже при деспотическом правлении: под благом государства подразумевается высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас разум через некий категорический императив».

Именно благополучие и счастье граждан – вот  основная цель и стремление государства. А это достигается, по Канту, через  правовую организацию государства  с разделением властей.

Кант предлагает следующую классификацию форм правления:  

1) Формы правления,  по числу законодательствующих  лиц: 

а) автократия (абсолютизм);

б) аристократия;

в) демократия.

Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как  наиболее сложная форма правления.

2) Центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах и методах управления народа. С этой позиции Кант разделяет следующие формы управления:

а) республиканская - основана на отделении исполнительной власти от законодательной;

б) деспотическая - основана на слиянии исполнительной власти и законодательной.

По Канту, самодержавная  форма власти, вполне может быть республиканской (поскольку в ней  четко разделены законодательная  и исполнительная власть), а демократия чрезвычайно подвержена трансформации в деспотизм и совместима с ним.

Все политически изменения  Кант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путем  открытой вооруженной борьбы.

В отношении изменения  форм государства Кант пишет: «Все же суверен (народ) должен иметь возможность изменять существующее государственное устройство, если оно не согласуется с идеей первоначального договора, и при этом сохранять форму, необходимую для того, чтобы народ составлял государство»36.

Таким образом, Кант является типичным ранним идеологом социального реформизма.

Кант против захватнической, грабительской войны, резко осуждает подготовку к войне. Он выдвигает  проект установления "вечного мира" путем создания всеохватывающей  федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций. 

Лучшей формой государства Кант считает республику (как правовой союз) с разделением властей, так как здесь сочетаются закон, свобода и принуждение. В анархии есть свобода, но нет закона и принуждения. В монархии есть закон и принуждение, но нет свободы. Однако формам государства Кант не придает особого значения. Главное, считает он, – это методы властвования, т.е. политический режим, а не форма правления. Говоря о политическом режиме, Кант уделяет внимание соотношению исполнительной и законодательной власти. Если они объединены в одном лице, то тогда наступит деспотия. Наилучшей формой государства (как формы правления) он считает конституционную монархию, т.е. монархию, опирающуюся на конституцию.

Таким образом, И. Кант в  систематизированной форме обосновал  политическую доктрину либерализма. Он считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и подвел под него философско-этическую основу.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В учении И. Канта о  государстве и праве ярко отражается преломление идей Великой французской  революции. Показательны взгляды Канта  на всемирную историю, которая тесно  связана с его учением о  государстве и праве.

Учение Канта о праве  стало основой для нормативизма, оно исходит из представления, что нормы права абсолютно независимы от законов развития общественной жизни и принципиально отличаются от них по своему характеру, так как представляют собой требования должного, в то время как законы природы и общественной жизни выражают необоснованность, в которой воля человека бессильна.

С учением Канта тесно  связана теория правового государства, так как Кант считал, что цели государства являются обеспечением торжества права. Государство должно подчиняться требованиям конституции.

Характерным для учения Канта о праве является противопоставление легального и морального. Естественное право у Канта разделяется  на частное и публичное. Частное - совокупность правовых отношений  в так называемом естественном состоянии, где люди относятся друг к другу только как индивиды. Публичное - правовые отношения, существующие в государстве между гражданами.

Кант определяет государство  как соединение большего (меньшего) числа лиц под действием права. Таким образом, Кант изображает государство как правовую организацию. Цели государства, по Канту, - не счастье граждан, а торжество идеи права.

В основу классификации  форм правления Кант положил два  признака: число законодательных  лиц; наличие (отсутствие) разделения власти. По первому признаку формы правления делятся на автократические, аристократические, демократические. По второму признаку: республиканские, деспотические. Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как наиболее сложная форма правления.

Кант много работал над темой «народ и власть».

Народ не имеет прав сопротивляться высшей законодательной власти. Государственная  власть не может иметь частную  собственность, так как иначе  она могла бы забрать всю собственность  и уничтожить ее.

Кант утверждает, что  правомерны только оборонительные войны, так как народы в них отстаивают свою независимость. Он отрицает, что во время войны все дозволено и считает необходимым запретить коварные средства: шпионаж, тайные убийства. Война не может быть сама по себе целью, но может быть только средством для восстановления мира народов.

Цель человечества - стремление к миру.

Кант предлагал организовать федерацию государств, в которых  государственный строй каждого  государства должен быть таким, в  котором осуществлено разделение власти.

Либеральные традиции кантовского  учения о правах и свободах человека и гражданина, идеи Канта о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации  общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государства. Особое значение имеют эти ценности для государства (тем более и для России), выбравшего демократический правовой путь развития.

 

 

 

 

Список источников и  литературы

Источники

1. Кант И. Метафизика  нравов в двух частях // Кант  И. Критика практического разума. СПб., 1995.

2. Кант И. Основы  метафизики нравственности // Кант  И. Соч.: В 6 т. Т. 4 (1). М., 1965.  

Литература

3. Асмус В. Ф. Иммануил  Кант. - М.: Высшая школа, 2005.

4. Гулыга А. В. Немецкая  классическая философия. - М.: Рольф, 2001.

5. История правовых  и политических учений / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. 

6. Кузнецов В. Н.Немецкая  классическая философия. - М.: Высшая  школа, 2001.

7. Нерсесянц В. С.  История правовых и политических  учений. - М., 2007.

8. Новгородцев П.И.  Кант и Гегель в их учениях  о праве и государстве. - СПб: Алетейя, 2000.

9. Мамут Л.С. Политические  и правовые учения в Германии  в конце XVIII – начале XIX в. - М.,1995.

10. Суслова Л. А. Философия  И. Канта. - М. Высшая школа, 1988.

11. Четвернин В. Современные  концепции естественного права. М.: Наука, 1998.

12. Шульц И. Разъясняющее  изложение "Критики практического  разума". - М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010.

 

1 История правовых и политических учений / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. С. 113.  

2 История правовых и политических учений / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. С. 114.  

3 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

4 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. С. 97. 

5 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. С. 98.

6 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

7 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. С. 98.

8 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 285.

9 Там же. С.286.

10 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 286.

11 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

12 Шульц И. Разъясняющее изложение "Критики практического разума". - М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. С. 36.   

13 Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. -   М.,1995. С. 216.   

14 Нерсесянц В. С. История правовых и политических учений. - М., 2007.  С. 317.

15 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С.306.

16 Там же. С. 291 - 292.

17 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 290.

18 Там же. С. 310 - 311.

19 Там же. С. 318.

20 Там же. С. 329.

21 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С.324.

22 Там же.С. 351.

23 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 354.

24 Там же. С. 353.

25 Там же. С. 353.

26 Там же. С. 355.    

27 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С.  353. 

28 Кант в числе других гражданских прав выделяет и избирательное право.

29 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 382.

30 Там же. С. 357.

31 Там же. С. 358.

32 Там же.

33 Кузнецов В. Н.Немецкая классическая философия. - М.: Высшая школа, 2001.С. 327.

34 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 358 - 359.

35 Там же. С. 378.

36 Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 394.




Информация о работе Учение И.Канта о государстве и праве