Учение Канта о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

Первым, кто приступил в Германии к систематическому обоснованию либерализма - идейной платформы класса буржуа - был профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804 гг.). Политико-юридические взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах. "Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения", "К вечному миру", "Метафизические начала учения о праве" Краеугольный принцип социальных воззрений Канта навеян идеями Просвещения: каждый человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, личность не есть орудие осуществления каких-либо планов, даже благороднейших планов на общее благо.

Работа содержит 1 файл

Учение Иммануила Канта о государстве и праве.docx

— 31.27 Кб (Скачать)

"Общественный договор"  по Канту, заключают между собой  морально развитые люди. Поэтому  государственной власти запрещается  обращаться с ними как с  существами, которые не ведают  морального закона, и не могут  сами правильно выбрать линию  поведения. Согласно общественному  договору, заключаемому в целях  взаимной выгоды и в соответствии  с категорическим (моральным) императивом,  все отдельные лица, составляющие  народ, отказываются от своей  внешней свободы, чтобы тотчас  же снова обрести ее, однако  уже как членов государства.  От свободы беспорядочной, необузданной  переходят к свободе подлинной  во всем ее объеме в правовом  состоянии. Свобода в рамках  правового состояния предусматривает  в первую очередь свободу критики.

 Идею разделения властей  Кант трактует как идею равновесия  властей. Законодательная власть, - принадлежащая только суверенной "коллективной воле народа". Исполнительная власть - сосредоточена  у законного правителя и подчинена  законодательной верховной власти. Судебная власть - назначена властью  исполнительной. Субординация и  согласие трех ветвей власти  способны предотвратить деспотизм  и гарантировать благоденствие  государства.

Кант утверждает, что «все три власти в государстве, во-первых, координированы между собой наподобие  моральных лиц (potestates coordinatae), т. е. одна дополняет другую для совершенства (complementum ad sufficientiam) государственного устройства; но, во-вторых, они также и подчинены друг другу (subordinatae) таким образом, что одна из них не может узурпировать функции другой, которой она помогает, а имеет свой собственный принцип, т. е. хотя она повелевает в качестве отдельного лица, однако при наличии воли вышестоящего лица; в-третьих, путем объединения тех и других функций они каждому подданному предоставляют его права».25

У Канта разделение властей  представлено иначе, чем у Ш.Л.Монтескье. Если Монтескье разделение властей  основывает на системе сдержек и  противовесов, то Кант считает законодательную  власть верховной; она создает исполнительную власть, а последняя назначает  судей. Кант предусматривает и создание суда присяжных. В основе его теории разделения властей лежит принцип  субординации и согласования.

Судебная власть, по Канту, осуществляет правосудие: «Судебное  решение (приговор) есть единичный акт  общественной справедливости (iustitiae distributivae), осуществляемый государственным должностным лицом (судьей или судом) в отношении подданного, т.е. лица, принадлежащего к народу... причем цель этого акта – присудить (предоставить) ему свое».Таким образом, «суд обладает судейской властью применить закон для определения действия в исковом деле и через исполнительную власть каждому взыскать свое. Следовательно, только народ может творить суд над каждым в его составе, хотя и опосредствованно, через им самим избранных представителей (суд присяжных)».

 Классификация форм  правления: Формы правления, по  числу законодательствующих лиц:  Автократия (абсолютизм). Аристократия. Демократия.

 Центр тяжести проблемы  устройства государства лежит  непосредственно в способах и  методах управления народа. С  этой позиции Кант разделяет  следующие формы управления. Республиканская - основана на отделении исполнительной власти от законодательной. Деспотическая - основана на слиянии исполнительной власти и законодательной.

 По Канту: самодержавная  форма власти, вполне может быть  республиканской (поскольку в  ней четко разделены законодательная  и исполнительная власть), а демократия  чрезвычайно подвержена трансформации  в деспотизм и совместима с  ним.

Лучшей формой государства  Кант считает республику (как правовой союз) с разделением властей, так  как здесь сочетаются закон, свобода  и принуждение. В анархии есть свобода, но нет закона и принуждения. В монархии есть закон и принуждение, но нет свободы. Однако формам государства  Кант не придает особого значения. Главное, считает он, – это методы властвования, т.е. политический режим, а не форма правления. Говоря о  политическом режиме, Кант уделяет  внимание соотношению исполнительной и законодательной власти. Если они  объединены в одном лице, то тогда  наступит деспотия. Наилучшей формой государства (как формы правления) он считает конституционную монархию, т.е. монархию, опирающуюся на конституцию.

 Государь, правитель наделяется  только правами. Кант оспаривает  право народа наказывать главу  государства, если даже тот  нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на  восстание и опускается только  легальное и в некотором смысле  пассивное сопротивление существующей  власти. Форма борьбы за право  - неповиновение.

 Все политически изменения  Кант предлагает путем плавных  реформ сверху, но не в коем случае не путем открытой вооруженной борьбы. Таким образом, Кант является типичным ранним идеологом социального реформизма.

 Кант против захватнической, грабительской войны, резко осуждает подготовку к войне.

Он выдвигает проект установления "вечного мира", путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных  равноправных государств, построенных  по республиканскому принципу. По его  мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение  и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций.

Главную цель учения о государстве  и праве Кант видит в том, чтобы  поднять, возвысить право из мерзости окружающего его бесправия. Он считает, что необходимо возвысить право  над государством. А государство, по Канту, должно быть органом защиты прав личности. Личность может потребовать  от государства того же, что и  государство от личности. Здесь, как  мы видим, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и  личности. Он обосновывает и раскрывает сущность идеи правовой государственности  в целях охраны индивидуальных прав личности.

Важное значение Кант придавал проблеме правопонимания и ее точной формулировке. «Вопрос о том, – писал он, – чту такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики представляет вопрос, чту такое истина. Конечно, он может ответить, чту согласуется с правом, т. е. с тем, чту предписывают или предписывали законы данного места и в данное время. Но когда ставится вопрос, справедливо ли то, чту предписывают законы, когда от него требуется общий критерий, по которому можно было бы распознать справедливое и несправедливое, – с этим он никогда не справится, если только он не оставит на время в стороне эти эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме... Право – это совокупность условий, при которых произвол одного [лица] совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».2 Кант выводит следующий всеобщий правовой принцип: «Всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом».

С одной стороны, Кант разграничивает моральное и легальное поведение, право с объективной стороны  и право с субъективной стороны. Моральным можно назвать такое  поведение, которое продиктовано внутренним осознанием долга. Правовое же поведение  основано на выполнении предписаний  закона, независимо от внутренних мотивов  субъекта. Моральное поведение –  сфера мотивов, в основе которой  лежит особая моральная справедливость. Право — внешнее поведение; в  основе его — внешние проявления воли. Здесь мотивы не важны. Власть не должна указывать, как поступать  личности, и не должна регулировать свободу мысли. Государство не может  задавать этические каноны. В сферу  мотивов поведения, душевных побуждений, по Канту, государство не должно вмешиваться, нельзя заставлять человека быть счастливым и свободным.

Право с объективной стороны  заключается в подчинении всех общему моральному закону, а право с субъективной стороны характеризуется тем, что  каждый должен согласовывать свой произвол (свободу) со свободой (произволом) каждого  другого человека.

С другой стороны, Кант связывает  нравственность и право, так как  в основе права заложен нравственный принцип категорического императива, но мир права и мир морали нельзя отождествить, так как они автономны.

Концепция естественного  права. Под естественным правом Кант подразумевает естественные, прирожденные права личности. Кант, не останавливаясь на достигнутом в правовой мысли, далее развивал естественно-правовую интерпретацию прав человека. Он ставит вопрос об основании притязаний человека на признание своих прав. Естественные права человека до Канта просто декларировались, исходя из факта самого человеческого существования. Он создал свое учение о человеке и его прирожденных правах. По Канту, как физическое существо человек подчинен законам природы, но как волевое существо он подчинен законам морального мира. Эти законы, по убеждению Канта, можно было сформулировать как императивы, т.е. побудительные, безусловные правила: 1) «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы»; 2) «поступай так, чтобы твоя свобода сочеталась со свободой других по общему закону свободы». В этих императивах заключена кантовская идея естественного права, под власть которого должны поставить себя каждое государство и издаваемые им законы.

Самым ценным и существенным во всей кантовской теории является принцип, согласно которому каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления  каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек – субъект  нравственного сознания, в корне  отличный от окружающей природы, –  в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен.

Кант различает три  правовые категории: первая – естественное право, т.е. совокупность нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом; вторая – положительное  право, основанное на воле законодателя, которое должно соответствовать  естественному праву, т.е. требованиям  категорического императива, и плюс сила принуждения; третья – справедливость, т.е. совокупность притязаний индивида, не обеспеченных принуждением.8 «Свобода (независимость от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, – утверждает Кант, – и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду. – Прирожденное равенство, т. е. независимость, состоящая в том, что другие не могут обязать кого-либо к большему, чем то, к чему он со своей стороны может их обязать».

Субъективное право он делит на «прирожденное, которое  принадлежит каждому от природы независимо от какого бы то ни было правового акта, и приобретенное, для которого требуется правовой акт». Положительное право должно соответствовать прирожденному. «Естественному праву в состоянии гражданского устройства (т. е. тому праву, которое можно для такого устройства вывести из априорных принципов), – отмечает Кант, – не могут нанести ущерб статутарные законы гражданского устройства и, таким образом, остается в силе правовой принцип: “Тот, кто поступает согласно максиме, по которой становится невозможно иметь предмет моего произвола моим, наносит мне ущерб”; в самом деле, только гражданское устройство есть правовое состояние, благодаря которому каждому свое лишь гарантируется, но в сущности не устанавливается и не определяется».

Право Кант разделяет на частное  и публичное. Рассматривая их соотношение, он выступает как сторонник отграничения гражданского общества от государства.

Частное право, по Канту, –  это отношения индивидов как  частных собственников. В сфере  должного данные отношения должны строиться  на основе свободы, равенства, независимости, так как это вытекает из принципов  естественного права. Основным признаком  права Кант считает формальное равенство: в гражданском обороте люди выступают  как лица, формально равные. Формальное равенство может быть только в  свободе. Не должно быть привилегий в  сфере права. «Будь человеком, действующим  по праву… Не поступай с кем-либо не по праву», – пишет Кант. Он выступает против средневекового неравенства, против права-привилегии.

Кант различает право  на вещь и вещное право: «Право на вещь – это право частного пользования  вещью, которой я владею (первоначально  или в силу установления) совместно  со всеми другими... Под словами  вещное право (ius reale) подразумевается не только право на вещь (ius in re), но и совокупность всех законов, касающихся вещного мое и твое».

Собственность (dominium), по Канту, – это «внешний предмет, который по своей субстанции есть чье-то свое, кому неотъемлемо принадлежат все права на эту вещь (как акциденции присущи субстанции), которой собственник (dominus) может распоряжаться по своему усмотрению (ius disponendi de re sua)».

В системе частного права  Кант выделяет личное право. «Владение  произволом другого как способность  по законам свободы определять этот произвол моим произволом к тому или иному действию (внешнее мое и твое в отношении причинности другого) – это некое право (каковых прав я могу иметь много по отношению к одному и тому же лицу или к другим лицам); совокупность же (система) законов, на основании которых я могу находиться в этом владении, – это само личное право, которое бывает только одно».

Вещно-личное право как  одна из трех разновидностей частного права (вещное, личное), по Канту, «представляет  собой право владения внешним  предметом как вещью и пользования  им как лицом». Оно регулирует также  и отношения между мужем и  женой, родителями и детьми, господином и рабом.

В числе других прав в системе  частного права Кант выделяет брачное  право, родительское право, право хозяина  дома, наследственное право и др.

Кант считает, что частное  право соответствует естественному  состоянию, а гражданскому состоянию (status civilis) общества, подчиняющегося распределяющей справедливости, соответствует состояние публичного права. Он утверждает, что «из частного права в естественном состоянии вытекает постулат публичного права: ты должен при отношениях неизбежного сосуществования со всеми другими людьми перейти из этого состояния в состояние правовое, т.е. в состояние распределяющей справедливости. – Основание для этого можно аналитически вывести из понятия права во внешних взаимоотношениях в противоположность насилию (violentia)».

Публичное право регулирует отношения лиц как граждан. По Канту, главным в этих отношениях является право народа участвовать  в принятии конституции.

Право должно быть общеобязательным, так как цель человека – совместить свой произвол (свободу) с произволом (свободой) других. Но для соблюдения права необходимо принуждение, а  претворение принуждения Кант связывает  с государством. Таким образом, Кант переходит от нравственности к праву  и от права к государству, которое  должно базироваться на требованиях  категорического императива и соответственно на принципах права. Отсюда Кант выводит  идею правового государства.

Информация о работе Учение Канта о государстве и праве