Унитарная форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:18, реферат

Описание работы

Цель работы - раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Содержание

Введение
1. Унитарная форма государственного устройства
1.1 Понятие и характеристика унитарного государства
1.2 Современные черты унитарного государства
2. Унитарные государства в современном мире
2.1 Унитарное государство Европы
2.1.1 Территориальная (областная) автономия
2.2. Унитарные государства стран СНГ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по ТГиП.docx

— 37.14 Кб (Скачать)

Все среднеазиатские страны Содружества также являются унитарными государствами. Так, Конституция Казахстана от 30 августа 1995 г. провозглашает Республику унитарным государством (ст. 2). Подчеркивается, что "суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство  обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории" (ч. 2 ст. 2 раздела "Общие положения").

Кыргызстан провозглашает  себя суверенной, унитарной демократической  Республикой. Конституция Таджикистана объявляет Республику суверенным демократическим  светским унитарным государством (ст. 1 Конституции от 6 ноября 1994 г.).

Конституция Украины от 28 июля 1996 г. в разделе IX -- "Территориальное  устройство Украины" - закрепляет принцип  единства и целостности государственной  территории, сочетания централизации  и децентрализации в осуществлении  государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических  особенностей, этнических и культурных традиций (ст. 132). Автономная Республика Крым рассматривается как единица  административно-территориального устройства Украины, ее неотъемлемая составная  часть (ст. 133, 134 Конституции Украины).

Для суверенных унитарных  зарубежных государств СНГ характерны

1) территориальное верховенство;

2) система легитимных  органов государственной власти;

3) единая конституционно-правовая  система;

4) единое гражданство;

5) единое экономическое  пространство;

6) единая кредитно-денежная  система;

7) национальная государственная  символика;

8) национальные вооруженные  силы;

9) абсолютная международная  правосубъектность.

Территория является пространственным пределом государственной власти. Территория определяется в государствах СНГ  конституцией и специальными актами о статусе государственной границы.

Конституции всех стран  Содружества подчеркивают, что их территория в существующих границах является целостной, неделимой и  неприкосновенной. Так, ст. 3 Конституции  Кыргызстана гласит: "Территория Кыргызской Республики в существующих границах неприкосновенна и неделима".

Аналогичная норма имеется  в Конституции Казахстана:

"Суверенитет Республики  распространяется на всю ее  территорию. Государство обеспечивает  целостность, неприкосновенность  и неотчуждаемость своей территории" (п. 2 ст. 2 раздела "Общие положения").

Конституция Азербайджана устанавливает, что территория Республики едина, неделима и неприкосновенна. Внутренние воды Азербайджана, принадлежащий  ему сектор Каспийского моря (озера), воздушное пространство над Республикой -- составные части ее территории.

Территория Азербайджана неотчуждаема. Республика никому ни в какой части и форме не передает свою территорию. Лишь по решению парламента Азербайджана путем проведения референдума среди всего населения на основе согласия азербайджанского народа может проводиться уточнение государственной границы.

Территория грузинского  государства определена по состоянию  на 21 декабря 1921 г. Территориальное  единство и неприкосновенность государственных  границ подтверждены Конституцией и  признаны законодательством Грузии, мировым сообществом и международными организациями (ч. 2 ст. 2 Конституции  Грузии). Запрещается отчуждение территории грузинского государства. Изменение  государственных границ допускается  лишь на основе двусторонних соглашений с соседним государством (ч. 2 ст. 2 Конституции).

Государства СНГ признают и уважают территориальную целостность  друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Это закреплено Соглашением о  сотрудничестве государств СНГ по обеспечению  стабильности положения на их внешних  границах (1992 г.). Государства СНГ  гарантируют открытость границ в  рамках Содружества, свободу передвижения граждан и передачи информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог своей работе, можно заключить, что «унитарное государство - это единое государственное  образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные  части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной  власти и управления, единой судебной системы и конституции» Унитаризм  вызывался потребностями единого  рынка, удобствами осуществления государственной  администрации. Подавляющее большинство  современных унитарных государств - государства мононациональные.

Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически  по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого  рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем  и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и  их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 92.
  2. Теория государства и права: Курс лекций./ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Юристъ. - 2004. - С.85.
  3. Общая теория государства и права. Академический курс // Под ред. М.Н. Марченко. - Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; Юридический факультет. В 3-х т. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Зерцало-М, 2002
  4. Теория государства и права. Хропанюк В.Н. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Омега-Л, 2008. - с. 116
  5. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива - доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 688 с.
  6. Теория государства и права. Борисов Г.А. Белгород: БелГУ, 2007. -- 292 с.
  7. Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. - 2- изд., перераб. И доп. М.: Юристъ, 2002. – 554
  8. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 1998
  9. Конституции зарубежных государств:Учебное пособие. - М.: Право и закон, 1998 г.
  10. Иринин Антон Евгеньевич. Сущность унитарной формы государственного устройства: диссертация кандидата юридических наук : 12.00.01 / Иринин Антон Евгеньевич; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т].- Краснодар, 2007.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-12/2335.
  11. Григоринс Э.П., Григоринс В.П. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций - СПб.: Питер, 2003.

Информация о работе Унитарная форма государственного устройства