Унитарное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства.

Работа содержит 1 файл

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО.docx

— 46.82 Кб (Скачать)

 

 

Глава 4 Формы унитарных государств.

 

Унитарное государство состоит  в основном из административно-территориальнх единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы. В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет. 
По степени централизации принято различать централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные государства. В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления, включая общинное звено и иногда даже деревни, назначаются «сверху» чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием, местным представительным органом. Последнее имеет место, например, в Индонезии, Таиланде. В меньшей степени, но все же централизованным является унитарное государство, в областном звене которого (например, в областях Болгарии, воеводствах Польши) нет представительных органов, этими административно-территориальными единицами единолично управляют назначенные представители правительства (начальники областей — управители в Болгарии, воеводы в Польше).

В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созываются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобритания, штаты США, провинции Канады и др.). Местные должностные лица (например, казначей, шериф и т.д.) тоже зачастую избираются непосредственно населением.

Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что в высших звеньях административно-территориального деления (обычно кроме районного звена) есть два органа: назначенный сверху чиновник общей компетенции (комиссар, префект) — представитель государственной власти и избранный населением совет — орган местного самоуправления. В городах, общинах такой совет (муниципалитет) избирает мэра, который занимается управлением. Подобная система существует во Франции, ее заимствовали также некоторые франкоязычные страны Африки, но в более централизованном варианте

 Мэр может быть избран  и непосредственно населением. 
Приведенная классификация в определенной мере является условной. При единоличном воеводе в Польше существует совещательный орган — сеймик, куда каждая община (гмина) посылает двух представителей. Во Франции в большинстве звеньев есть выборные органы, но в районном звене такого органа нет, все дела вершит супрефект, который контролирует также деятельность нижестоящих муниципальных советов. В Индонезии все-таки есть в областях выборные советы, решения которых, правда, нуждаются в утверждении назначенными губернаторами. 
             В децентрализованном унитарном государстве границы между административно-территориальными единицами, особенно среднего и низового уровня, изменяются по соглашению между ними, без участия центральных органов государства. В централизованном государстве такие изменения требуют согласия центра. Это относится иногда даже к изменению границ общин.

В странах с однопартийной  системой, формальное наличие местных  выборных органов власти есть не более  чем ширма для всевластия на местах. 
На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство взависимости от этнического состава может быть: 
-национальным (Франция, Эстония, Япония)

- многонациональным (Китай, Афганистан);



 

 

Глава 5 Отличие унитарного государства от федеративного.

 

Отличие федеративного государства  от унитарного заключается в наличии  самостоятельных административно-территориальных  единиц, как правило, обладающих собственным  бюджетом, собственной системой законодательной  и исполнительной власти и строящих отношения с федеральным центром  на основе разграничения полномочий и ответственности. Федеративная структура государства складывается обычно в тех странах, где разные регионы сильно отличаются друг от друга по культурным традициям и уровню экономического развития. Россия является федеративным государством. Такое же устройство имеют США, Канада, Германия, Индия, Мексика. Крайней разновидностью федеративного государства является конфедерация, предполагающая еще более высокую самостоятельность регионов. Наиболее известная – Швейцария.

В зависимости от того, какова степень  влияния церкви, выделяют светское и клерикальное государства. Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Клерикальное предполагает активное вмешательство церкви в «мирские дела», осуществление судебной деятельности. В настоящее время клерикальное государство существует в ряде мусульманских стран (Иран, Саудовская Аравия), где законы шариата господствуют над светскими законами. Но и в некоторых странах европейской культуры обычаи во многом подчинены церковным распорядкам. Например, в США принято приносить присягу на Библии, а в Израиле не-иудеям де-факто закрыт доступ к государственной службе.

Наряду с «чистыми» типами государств часто встречаются промежуточные, сочетающие черты разных типов. Идеальным  образцом в современном мире считается  контрактное государство, являющееся республиканским, федеративным и светским. Однако вряд ли хотя бы одно из почти 200 существующих в наши дни государств в полной степени соответствует этому идеалу.

 

Глава 6 Автономия в унитарном государстве.

 

Несмотря на то, что большинство унитарных государств включают только те или иные административно-территориальные единицы, и не имеют каких-либо автономных образований, немало и таких унитарных государств, которые обладают автономиями. Это, несомненно, усложняет их политико-территориальную организацию, вносит в неё известную асимметрию. Но само по себе наличие на территории данной страны одной, двух и даже нескольких автономий не выводит её за рамки унитарности и не превращает ее в федерацию. «Автономность и суверенность – это качественно различные уровни самостоятельности политико-территориальных единиц, субъектов. Общая тенденция демократизации устройства государств в современном мире определяет общую тенденцию роста децентрализации политико-территориального устройства различных стран, расширения автономии и местного самоуправления.»Наиболее ярким проявлением этого может служить превращение Италии и Испании в «государства автономий», вся территория которых состоит сегодня из автономных единиц. Их нередко называют регионалистскими государствами, занимающими в определенном смысле промежуточное место между унитарным и федеративным государствами, не выходя в общем и целом за рамки унитаризма. 

Автономия – особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом) предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющая единица.

Автономия

«Точное значение этого понятия  – самоуправление. Само понятие  ассоциируется с идеей суверенитета и независимости. В традиционной международной теории все государства  считаются автономными, т.е. неподчиненными какой-либо внешней власти. В настоящее  время эта концепция носит  более относительный характер. Сейчас автономия рассматривается не как абсолютная, а как относительная степень независимости, т.к. государства стали до определенной степени взаимозависимыми. Понятие автономии больше не заменяет понятие суверенитета. Идея суверенитета распространяется только на государства, идея автономии распространяется на территорию, которая не находится под полным контролем какого-либо государства.»10

В данном случае речь идет о  территориальной автономии, хотя понятие  «автономия» используется и в  более широком плане, включающем в частности, и организационную  автономию (автономность в партийном, профсоюзном и ином строительстве) и культурном (культурная и национально-культурная автономия и др.).

Сама территориальная  автономия может носить общий, не специфический, национально-территориальный  характер, а может сочетать в себе как обще-территориальные, так и национально-территориальные начала.

Национально-территориальная  автономия – это одна из разновидностей (форм) политико-территориальной организации  многонационального государства, обеспечивающая более или менее самостоятельное  осуществление публичной власти на какой-либо его части, отличающейся особым национальным составом населения, своеобразием культуры, языка, быта, традиций и т.д. Тем самым осуществляется самоопределение и самоуправление этносов и компактно проживающих  этнических меньшинств данной страны.

Автономии различного порядка, уровня и характера имеются сегодня  во многих унитарных странах. Это  – Тибет, Синьцзян, Внутренняя Монголия и др. в Китае; Корсика во Франции; Северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании; автономные области в Италии; Курдистан  в Ираке; Азорские острова и Мадейра  в Португалии; Гренландия и Фарерские  острова а Дании; автономные сообщества в Испании, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков; Аландские острова в Финляндии; и др. Автономии имеются и во многих унитарных странах СНГ: Крым на Украине; Абхазия и Аджария в Грузии; Нахичевань в Азербайджане; Каракалпакия в Узбекистане; Горный Бадахшан в Таджикистане.

 

 

 

Заключение. 

 

Подводя итог вышесказанному, можно  заключить, что «унитарное государство  – это единое государственное  образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные  части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной  власти и управления, единой судебной системы и конституции»11. Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации. Подавляющее большинство современных унитарных государств  –  государства мононациональные.

Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью  местного  самоуправления,  командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически по сравнению  с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению  единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических  проблем и другими факторами  начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных  государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.12

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

    1. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. – 2 – изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2002. – 554 с.
    2. Гессен В.М. Автономия. Федерация. Национальный вопрос. СПб., 1906. С.26.
    3. Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.
    4. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 1993 г.
    5. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.
    6. Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. - М.: Проспект, 1995 г.
    7. Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.
    8. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1996 г.
    9. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.
    10. Словарь по правам человека.
    11. Общая теория государства и права. Академический курс // Под ред. М.Н. Марченко. – М.,1998 г.
    12. Спиридов Л. И. Теория государства   и  право:  Учебное  пособие.  -   М.: Проспект, 1995 г.

1 Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1996 г.

2 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

3 Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. - М.: Проспект, 1995 г.

4 Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

5 Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 1993 г.

6 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

7 Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.

8 Гессен В.М. Автономия. Федерация. Национальный вопрос. СПб., 1906. С.26.

9 Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. – 2 – изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2002. – 554 с.

10 Словарь по правам человека.

11 Общая теория государства и права. Академический курс // Под ред. М.Н. Марченко. – М.,1998 г.

12 Спиридов Л. И. Теория государства   и  право:  Учебное  пособие.  -   М.: Проспект, 1995 г.

 


Информация о работе Унитарное государство