Устройство государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Темой своей курсовой работы я выбрала "Формы государства", так как эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова в конечном счете и его форма. Различие и своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство, т. е. форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Содержание

Введение
Формы правления в государствах
Формы государственного (административного) устройства.
Формы государственного режима.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.75 Кб (Скачать)

В этой связи  важно различать союзное государство,  складывающееся в условиях территориальной  федерации,  и союз государств, которые  объединяются по национальному признаку.  Союзное государство является федерацией, основанной на договорной территориальной основе,  а союз государств - это федеральное объединение национальных государств,  которые обладают как государственным, так и национальным суверенитетом.

Россия  имеет  уникальное государственное  устройство,  где органически  сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация "состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов - равноправных субъектов Российской Федерации" (ст. 5, п.1). "Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности,  единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий  между органами  государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ,  равноправии и самоопределении народов в РФ" (ст.5, п.3).

Заслуживает внимания концепция ограниченного, «разделенного» суверенитета. Суверенитет  федерации в целом и субъекта федерации взаимно ограничивают друг друга, отношения между ними строятся  на основе принципа «трех  сфер полномочий». Существуют исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и субъектов федерации и полномочия субъектов федерации. Этот принцип заложен в Конституции Российской Федерации 1993 года. Ст. 71 Конституции РФ устанавливает исключительные полномочия федерации (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического и национального развития РФ; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и др.). Часть 1 ст. 72  Конституции РФ устанавливает совместные полномочия федерации и субъектов федерации (обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки и др.).  В соответствии со ст. 73  Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий  Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Теория  государства и права обычно обращается к основам не только унитаризма и  федерализма, но и объединений государств. Прежде всего рассмотрению подлежат конфедерации.

Конфедерация -  это  временный  юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.  При конфедеративном устройстве  государства (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

Субъекты  конфедерации сохраняют суверенитет  практически в полном объеме.  Они продолжают  иметь свои собственные  государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода, самостоятельно осуществляют власть на своей территории.

Конфедерация  создается, как правило, на договорной, добровольной основе.

В отличие  от федеративного государственного устройства, конфедерация характеризуется  следующими чертами:

1. Конфедерация  не  имеет своих общих законодательных,  исполнительных и судебных органов,  характерных для федерации. Конфедеративные  органы, состоящие  из  представителей  суверенных  государств,  решают  проблемы экономического, оборонного  сотрудничества (ради чего и создается  конфедеративное государство).

  1. Конфедеративное устройство не имеет единой армии,  единой системы налогов и единого государственного бюджета.
  2. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе,  хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно  упрощен  (без виз и других формальностей).
  3. Конфедеративные государственные органы  могут  договориться  о единой денежной  системе,  единых таможенных правилах,  а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования
  4. Конфедеративные государства недолговечны.  Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. Классический пример – США. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781г., в 1787 г. образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время.

 Конфедеративное  государственное  устройство  может служить основой для  образования суверенных унитарных  или федеративных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы государственного режима

Форма государственного  режима  представляет  собой  совокупность способов и методов осуществления власти государством. Согласно одной точки зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие «политический режим» более широкое, чем «государственный режим», ибо включает методы и приемы не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.

В каждом конкретном государстве складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления государственной  власти. Все же по определенным общим  признакам политические режимы можно  разделить на две большие группы – авторитарные и демократические режимы.

Принято считать, что в более широком  смысле изучаемая категория характеризуется  не столько деятельность государства, сколько атмосферу всей политической жизни, господство в ней или жестких, авторитарных, или же демократических  методов  властвования.

Основные  характеристики авторитарного политического режима выглядят следующим образом:

- отсутствие, ограничение или ликвидация прав  и свобод граждан;

  • отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства;
  • отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование  ее институтов через закрытые каналы;
  • сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа;
  • жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие;
  • отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных политических партий и общественных организаций;
  • политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведенной в ранг государственной;
  • отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного  выражения интересов.

 В  теории государства и права  нередко выделяют и анализируют  конкретные исторические разновидности  авторитарного политического режима (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский).

Так, тоталитарное государство – это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая  власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества. Тоталитаризм ярко проявил себя в ХХ веке.

Он характеризуется наличием одной  официальной идеологии, одной правящей партии, усилением органов исполнительной власти и прежде всего – карательных  органов, применением незаконных насильственных методов к населению.

Наиболее  реакционной формой авторитарного  режима является – фашизм, возникший в условиях общего кризиса капитализма и неразрывно связанный с идеологией крайнего шовинизма, расизма, войны. Во внутренней политике фашистский режим означает запрещение  и жесточайшее преследование. Неотъемлемой чертой фашистского режима являются внесудебные, террористические расправы.

 ДЕСПОТИЯ (греч. despoteia — неограниченная власть), форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия — государства  Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.). Деспотический режим – абсолютно произвольная неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

ТИРАНИЯ (греч. tyrannis).  В древнегреческих полисах форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении. Возникла в 7-6 вв. до н.э. в процессе борьбы между родовой знатью и демосом. Тиранический режим – основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. В отличии от деспотии власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота.

 Демократические режимы складываются в правовых государствах.  Они характеризуются такими  методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности,  фактическую защищенность ее законных прав и интересов.

Основные характеристики демократического политического режима:

  • наличие гарантированных прав и свобод граждан;
  • нормальное функционирование представительных учреждений, народ – единственный источник государственной власти;
  • контроль населения за принятием политических решений;
  • разделение властей;
  • политический плюрализм;
  • ограничение  государственного  насилия;
  • наличие гражданского общества;

В рамках демократического политического  режима выделяют либеральный и либерально-демократический, который был характерен для западных государств в ХIХ веке, а в настоящее время существует во многих развивающихся странах. Переход к демократическим политическим режимам начался в период буржуазных революций, в эпоху становления современной государственности, и продолжается до настоящего времени.

Понятие «демократия» означает -  народовластие. Однако ситуация при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то к чему нужно стремиться. Между тем существует ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США) и на которые ориентируются другие государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение    

 Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое и первостепенное практически – политическое значение. От того,  как организованна и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или  иным отдельным аспектам синтетического понятия «формы государства». Так, или  иначе на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти заключенных в единстве трех элементов:

  1. формы правления,
  2. формы государственного устройства,
  3. формы государственного режима.

Фактически  как  уже  отмечено  разновидностей  форм   государства столько, сколько  государств есть,  и было, но все  эти формы объединяют в уже известные и близкие по трем составляющим элементам.

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

6. Список использованной литературы

 

  1. «Конституция Российской Федерации». Москва. Издательство “Юристъ”, 1997 г.
  2. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права», учебник для ВУЗов, 1998 г.
  3. Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права», 1998 г.
  4. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права», курс лекций, 1999 г.
  5. Лазарев В.В. «Общая теория государства и права», 2000 г.
  6. Малько А.В. «Теория государства и права»», учебник, 2001 г.
  7. Клеменко С.В., Чичерин А.Л. «Основы государства и права», 1999
  8. Марченко Н.Н. «Общая теория государства и права», 2001 г.
  9. Карельский В.Н., Перевалов В.Д. «Теория государства и права», учебник для ВУЗов.
  10. Кутафин О.Е. «Основы государства и права», учебное пособие, 1998 г.
  11. Илютченко Н.И. «Основы государства и права», хрестоматия, 1997

Информация о работе Устройство государства