Верховенство закона в правовом государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Данная тема не уступает в своей актуальности многим другим темам правовой действительности, т.к. существует множество проблем в обеспечении верховенства закона в правовом государстве, которые мы рассмотрим ниже. Таким образом, цель написания работы- всестороннее и полное рассмотрение понятия, сущности и проблем обеспечения верховенства закона в правовом государстве.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Исследование понятия «верховенство закона в правовом государстве» в историческом и современном аспектах.
2. Рассмотрение множества примеров проблемных вопросов из практики, используя законы РФ и законы субъектов РФ.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и сущность верховенства закона в правовом государстве, как его основного признака 4
1.1. Исторический аспект понимания верховенства закона 4
2.2. Понятие верховенства закона в правовом государстве 6
Глава 2. Обеспечение соблюдения верховенства закона в Российской Федерации 12
2.1. Правосудие, как средство контроля за законами 12
2.2. Проблемы соблюдения принципа верховенства закона в законодательстве субъектов Российской Федерации 14
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

курсовая новая.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Тема  курсовой работы «Верховенство закона в правовом государстве» тесно связана  с разъяснением понятия «правовое  государство», чем оно отличается от государства как такового.

     Современное правовое государство - это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно  или через представителей). Это  предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество.

     В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды  и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. Одним из главных признаков правового государства является  верховенство закона во всех сферах жизни общества, которое означает, прежде всего, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации», а также соблюдение закона всеми органами власти.

     Данная  тема не уступает  в своей актуальности многим другим темам правовой действительности, т.к. существует множество проблем в обеспечении верховенства закона в правовом государстве, которые мы рассмотрим ниже. Таким образом, цель написания работы- всестороннее и полное рассмотрение понятия, сущности и проблем обеспечения верховенства закона в правовом государстве.

     В связи с поставленной целью выдвигаются  следующие задачи:

     1. Исследование понятия «верховенство  закона в правовом государстве»  в историческом и современном  аспектах.

     2. Рассмотрение множества примеров  проблемных вопросов из практики, используя законы РФ и законы субъектов РФ.

     Предметом исследования – являются общественные отношения, складывающиеся при столкновении закона и подзаконных нормативных актов, решении и разрешении юридических коллизий в данном вопросе.

     Основополагающими по рассматриваемой проблематике выступают  взгляды Власенко Н.А., Мелехина А.В., Малько А.В., Радько Т.Н., Н.Н. Толмачевой и многих других.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, включающих подпункты, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Глава 1. Понятие и  сущность верховенства закона в правовом государстве, как  его  основного  признака

     1.1. Исторический аспект  понимания верховенства  закона

 

     Историческую  эволюцию закона целесообразно рассматривать  как один из аспектов эволюции права в целом. Идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона (как и самого закона). Выделяют две тенденции развития права и закона - европейскую и восточную. Восток в данном случае - понятие цивилизационное, а не географическое. Речь идет о странах, которые (исключая Африку южнее Сахары) относятся к неевропейской, восточной цивилизации 1. В рамках каждой из них существуют свои разновидности верховенства права (и закона): в Европе - англосаксонская и романо-германская, на Востоке - индусская, исламская и т.д. Так, если в Европе еще в древности складывается светская концепция закона, то на Востоке до прихода европейцев понятие закона либо отсутствует (обычное право, индуизм), либо имеет иной смысл, нежели в европейском праве. Здесь сам характер правопонимания обусловил верховенство права по отношению к обществу и государству.

     Исламский фикх и индусская драхма представляют собой не подлежащую обсуждению модель справедливости, в соответствии с  которой может строиться поведение каждого члена общины во все времена. Эта концепция верно отражает соотношения права и общества в классическом исламе и индуизме. Потому не столь далек от истины арабский автор Г.М. Бадр, утверждающий, что мусульманское общество было основано на господстве права задолго до того, как эта идея стала краеугольным камнем западных обществ. Такое верховенство права складывается независимо от того, существует ли в традиционной правовой системе концепция закона. Например, вначале право (божественный закон) предшествует обществу и государству и выступает в качестве их первоосновы. Потому в идеале и то и другое должно соответствовать праву.

     В данном случае качество закона как  особый порядок его принятия здесь  отсутствует. Напротив, процесс создания закона окутан таинственностью и мистификацией. Священные нормы шариата в исламе есть откровения Бога, "услышанные" его пророком Мухаммедом и изложенные в Коране. Законодательная власть принадлежит лишь Богу и пророку Мухаммеду как прямому выразителю божественного закона. Доктора ислама могут определять соответствие актов правителя, явлений и процессов общественной жизни священному закону. Заключение об этом дается в форме фетвы, которая со временем превращается в самостоятельный источник права. "Рукотворные" нормы, изменяющиеся с течением времени, не могут нарушать божественного закона. Отсюда важность доктрины как источника права, определяющего степень допустимости отступлений рациональных правил от "неизменных" норм шариата. Со временем доктрина становится важнейшим источником права. В Европе в раннеклассовую эпоху также формируется дуализм доктрины и структуры права, а для средневековья совершенно не характерны представления о том, что государство может создавать и изменять право. Однако здесь уже в древности складывается светская, а не религиозная концепция закона. Возникнув в античном Риме, она оказала заметное влияние на развитие понимания законов в странах Европы. Так, сами термины "закон", "законодательство" во многих европейских языках происходят от латинского lex (множественное число leges). Значительно технико-юридическое влияние римского права. Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в период абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь с наступлением буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи.2

     Сегодня под верховенством закона в большинстве стран понимают прежде всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила иных законов порождает проблему их соподчиненности. Она дополняется проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных государствах - соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов. Эту проблему мы будем подробно рассматривать во 2 главе. Закон может определяться как по материальным, так и по формальным критериям.

     2.2. Понятие верховенства  закона в правовом  государстве

     С тех пор как право приобрело  национальный характер, закон в силу его связей с верховной властью государства можно рассматривать как проявление государственного суверенитета. Два аспекта суверенитета - внутренний и внешний - обусловливают и соответствующие аспекты проблемы верховенства закона. В принципе верховенство закона отражает лишь внутренний аспект суверенитета, т.е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона международного права, значимость этой проблемы возрастает по мере усиления интеграции государств.

     Европейская доктрина предполагает формальное закрепление  закона в системе источников права  и наличие политико-правовых гарантий верховенства закона, а также ряда неправовых условий.

     Верховенство  закона неразрывно связано с его  легитимностью. В принципе легитимности закона это правовой аспект, изложенный М. Вебером, общей концепции легитимного порядка и легитимной власти, предполагающих соответствие социальных действий подвластных и властвующих высшей идее, существующей в обществе.

     Американский  ученый Р. Пилон утверждает, что термин "легитимность" в обычном его понимании обозначает ту точку, где сходятся право и мораль. По мнению некоторых ученых, слово "закон" подразумевает легитимность. Оно, как отмечал Р. Давид, призвано выделять акты, выражающие волю тех, кто правит, при условии, что они признаются в качестве законодателей.

     Верховенство  закона реально лишь при наличии  и формально юридического и сущностного  критерия легитимности, ибо учет последнего из них может означать доминирование  целесообразности над законностью, а только первого - провоцировать использование закона в антигуманных целях. Сама возможность "корректировки" законов в соответствии с требованиями легитимности свидетельствует о существовании источников права, конкурирующих с ним.

     Критерием легитимности законов выступает конституция. Критерием ее легитимности - высшие принципы справедливости. В процессе судебного конституционного контроля происходит отсев не конституционных законов (норм), т.е. по существу их корректировка с позиции легитимности. Одновременно корректируется путем толкования сама конституция.

     По  существу в чистом виде концепция  верховенства законов реализовалась  лишь в классическом мусульманском  праве. В бывшем Советском Союзе  и странах социалистического  содружества провозглашение этого принципа было фикцией в силу отсутствия разделения властей и характерного для тоталитарных режимов примата политики над правом.

     В ряде скандинавских стран не признается иерархия и четкое соподчинение права, следовательно, отсутствует и принцип  верховенства законов.3

     Но  и в тех правовых системах, где  принцип верховенства закона провозглашается, действие его далеко не безусловно. Это связано с тенденцией к  ограничению позиций парламента в пользу органов исполнительной власти. Поэтому реальное место закона в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства (президента). Кроме того, обычно допускается корректировка закона конституционными или общими судами.

     Возможны  два подхода к проблеме верховенства закона. "Узкий" состоит в формально-юридическом определении закона в системе источников права. "Широкий" предполагает рассмотрение источников права во взаимосвязи и взаимодействии с политической, идеологической, социальной и другими системами. Тогда принцип верховенства закона приобретает многомерность и рассматривается сквозь призму демократии (или ее отсутствия), идей, положенных в основу правопонимания, характера отношения в обществе и т.д. Представляется, что именно такое видение проблемы позволяет раскрыть реальную роль и назначение закона в той или иной правовой системе.

     Правовое  государство - это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех перед законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.4 Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.5

     Современное правовое государство - это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

     Если  вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что  на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его  сферах Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.

     Верховенство  права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.  
Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.  
Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц. 

     Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными процессами. Вот почему формирование правового государства связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом законности, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права. Но при всей важности закона и законности для правового государства, оно не может быть сведено, как говорилось выше к институционно-правовому уровню. В форму закона может быть, фактически, облечен государственный произвол и тогда, как результат, правонарушающее законодательство.  
Вообще, для правового государства необходимо, чтобы в самом законе были закреплены и конкретизированы юридические принципы и основные права человека и гражданина. Здесь особая роль принадлежит конституции. В основном законе как раз и должны быть зафиксированы принципы господства права и механизма его осуществления для того, чтобы избежать произвола и сохранить правопорядок. 

Информация о работе Верховенство закона в правовом государстве