Виды монархий в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы подтверждается и тем, что и в настоящее время, наблюдая за политической жизнью различных стран и государств, мы должны осознанно подходить к тем или иным событиям и переменам, происходящим в них, и понимать, чем обусловлены и чреваты данные перестановки политических сил в конкретных условиях и при сложившихся обстоятельствах.
Цель работы - выявить сущность монархической формы правления и рассмотреть ее разновидности в различных государствах на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты монархии как формы правления 5
1.1 Понятие и сущность монархии 5
1.2 Исторические формы развития монархии 6
1.3 Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления 12
2 Виды монархии в современных государствах 14
2.1 Абсолютная монархия 14
2.2 Дуалистическая монархия 16
2.3 Парламентарная монархия 17
2.4 Особые виды монархий 21
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников 30
Приложение А. Монархия в современном мире 32
Приложение Б. Виды монархий 33
Приложение В. Общая концепция монархии 34
Приложение Г. Самодержавная (абсолютная) монархия 35
Приложение Д. Конституционная монархия 36

Работа содержит 1 файл

Виды монархий в современном мире.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

       Главой  Объединенных Арабских Эмиратов является монарх, который избирается на пять лет из числа монархов каждого  из эмирата. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем Высшего совета обороны. Глава государства подписывает указы и постановления, подтвержденные Высшим советом, нормативные акты, принятые Советом министров. Кроме того, он назначает членов дипломатического корпуса, высших гражданских и военных чиновников, объявляет амнистию либо подтверждает смертные приговоры.21

       Исполнительная  власть представлена Советом министров  во главе с председателем, назначаемым  на пост президентом и утверждаемым Высшим советом. К полномочиям правительства относятся разработка законопроектов и федерального бюджета, принятие постановлений и инструкций для исполнения законов и других нормативных актов.

       Законодательная власть в стране представлена федеральным  Национальным советом, в состав которого входят представители эмиратов, число которых закреплено в Конституции и определяется в зависимости от численности населения, политической и экономической ситуации в том или ином эмирате.

       Национальный  совет не является законодательным органом в полном смысле, поскольку не обладает законодательной инициативой. В его полномочия входит лишь обсуждать законы, которые предлагает Совет министров и вносить по своему усмотрению поправки и дополнения. Совет также вправе наложить вето на любой законопроект. Однако в этом случае монарх все же имеет право принять закон после утверждения Высшим советом союза. Таким образом, Национальный совет, несмотря на то, что в Конституции описывается как законодательный орган, является скорее консультативным.22

       Форма правления в Объединенных Арабских Эмиратах в какой-то мере напоминает «выборную» монархию в Малайзии. Здесь, точно также, глава государства  избирается, однако все основные полномочия сосредоточены не в руках выборного  монарха, а у Высшего совета союза.23

       Монархия по праву  «личной унии»

       Особая  форма монархии, существующая в ряде мусульманских стран, связана с  концепцией халифата - справедливого  государственного строя, который, по преданию, был основан пророком Мухаммедом. В замощении поста монарха  здесь особая роль принадлежит семейному совету правящей семьи - неофициальному, но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха (не всегда это старший сын), может заставить монарха отречься от престола (это имело место в последние десятилетия в Саудовской Аравии). В управлении государством применяется концепция аш-шура (консультации правителя с авторитетными людьми, ибо в мусульманской доктрине считается, что выборы - не самый надежный институт: выбранными могут быть не самые достойные). Характерными чертами этой формы являются: институт Маджилиса - право доступа любого мусульманина со своими нуждами к правителю (практически это осуществляется не всегда, раз в неделю, а иногда ежедневно просьбы принимает особый чиновник, хотя нередко сам правитель и особенно члены его семьи выслушивают посетителей); неравноправие граждан в отношении занятия государственных должностей. Многие стороны этой монархии имеют цель укрепления единства уммы - мусульманской общины.24

       Этому служит и тот факт, что монарх, как правило, является высшим духовным лицом государства - имамом. Данная форма монархии в своей основе - теократическая.

       Объединения монархических государств существуют в форме «личной унии». Она  имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона опять переходит к другим лицам, «личная уния» прекращается.

       Политическое  значение личных уний может оказаться  значительным и привести к полному  слиянию разных государств (Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными общим монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.

       Примером  монархии по праву «личной унии»  является Канада. Официально главой Канады является королева Великобритании. Официальным  представителем королевы является генерал-губернатор. Он назначается королевой по совету премьер-министра.

       Законодательная власть представлена Парламентом, включающим королеву (в ее отсутствие – генерал-губернатора), Сенат и Палату общин. Сенаторы не избираются, а назначаются генерал-губернатором. При этом полномочия Сената весьма ограничены, например, конституционные поправки могут быть приняты даже в обход Сената.

       Исполнительная  власть представлена Тайным советом, члены  которого назначаются генерал-губернатором, для того чтобы сформировать министерский кабинет, управляемый премьер-министром. Члены Кабинета имеют министерские должности и являются единственными членами Тайного совета, которым разрешено официально действовать от имени генерал-губернатора.

       Своеобразная  разновидность монархии существует в странах тропической Африки и Океании, где сильны пережитки патриархального строя. В этих странах (Свазиленде, Тонга и др.) особое значение имеют различные советы племенных вождей, а общегосударственный совет вождей преемника монарха.25

       Наконец, особая разновидность монархии существует в некоторых государствах - членах Британского Содружества (многие его члены - республики). Обычно это мелкие островные государства, бывшие колонии (Антигуа и Барбуды, Барбадос, Ямайка и др.), которые имеют своим главой монарха Великобритании, представленного в этих странах генералом-губернатором. Последний практически назначается правительством не Великобритании, а данного государства, хотя это назначение подтверждается британским монархом. По существу, эта своеобразная форма парламентарной монархии.

 

        Заключение 
 

       Форма правления представляет собой структуру  высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

       Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

  • как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

       По  указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские. Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

       При монархической форме правления  главой государства является единоличный правитель - монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государств, а республика (несмотря на то, что это такая же древняя форма) - скорее исключением. С начала прошлого века это соотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (ряд государств Европы, Япония, страны Содружества).

       Безусловно, монархическая форма правления  плохо согласуется с господствующими в современном мире идеями народного суверенитета и равноправия людей. Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх - единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан - в Малайзии, Брунее, Омане; эмир - в Кувейте, ОАЭ; великий герцог - в Люксембурге; князь - в Лихтенштейне.

       В современных развитых странах монархией  является большей частью слабым политическим учреждением, неиграющим существенной роли в осуществлении государственного руководства обществом, хотя формально-юридически глава государства занимает в системе государственных органов существенное положение. Также необходимо отметить, что все же фактическая роль монарха в различных странах различна и нельзя определить конкретно степень влияния монарха в осуществлении государственного руководства для всех стран.

       Однако, монархическая форма государственного правления не исчезнет и даже не будет упразднена до "формальной" монархии. Монархий стало намного  меньше, в сравнении, например, с  XVII веком, но также нельзя забывать, что монарх является главой государства в 1/4 части современных государств. Только в одной маленькой Европе их насчитывается 10, на Американском континенте - 11, в Австралии и Океании 6 монархий, в Азии их насчитывают 12, в Африке - 4 монархии. Эти цифры опровергают мнения некоторых ученых о том, что монархическая форма правления постепенно вымирает. Количество монархий не становится меньше уже несколько десятков лет, кроме того, 17 стран признают британскую королеву в качестве своего главы государства.

       Из  чего можно сделать вывод, что монархия как форма правления, хотя и находится на сегодняшний день в стадии упадка по сравнению с другими историческими этапами, но, тем ни менее, угроза её исчезновения не стоит, более того монархическая форма правления успешно развивается.

 

        Глоссарий 
 

№ п/п Новые понятия Содержание
1 Абсолютизм форма политической организации, при которой неограниченная верховная власть сосредоточена в руках одного или нескольких лиц.
2 Абсолютная  монархия монархия, предполагающая почти неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом, как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом.
3 Династия  совокупность  происходящих от одного родоначальника царствующих лиц, сменяющих друг друга на посту главы государства в установленном порядке престолонаследия.
4 Дуалистическая  монархия конституционная монархия, в которой власть монарха  ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.
5 Конституционная монархия - монархия, при  которой власть монарха ограничена  конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.
6 Монарх  единоличный глава  государства, осуществляющий власть по собственному праву. Обычно власть монарха  является пожизненной и передается по наследству. Во всех монархических странах монарх - по закону - неприкосновенная особа и никакой ответственности не подлежит.
7 Монархизм политическое  движение, имеющее своей целью  установление и сохранение монархии.
№ п/п Новые понятия Содержание
8 Монархия  форма правления, при которой верховная государственная  власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
9 Неограниченная  монархия это политический режим в форме абсолютизма, при  котором власть принадлежит только монарху.
10 Парламентарная  монархия конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
11 Престолонаследие переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке.
12 Регентство  в монархических  государствах - временное правление  одного или нескольких лиц в условиях длительного отсутствия, болезни  или несовершеннолетия монарха.
13 Республика  форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо создаются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Обычно в республиках законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству
14 Теократическая  монархия монархия, при  которой политическая власть принадлежит  главе церкви или религиозному лидеру.
15 Форма государственного правления структура и  правовое положение высших органов государственной власти, а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Определяющим признаком формы государственного правления является правовой статус главы государства: выборный, сменяемый или наследственный.

 

        Список использованных источников 
 

      Научная литература 

  1. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. [Текст] / А.С. Автономов. – М.: ТК Велби Проспект, 2008. -560с. – ISBN 978-5-482-01797-5
  2. Алебастрова, И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. [Текст] / И.А. Алебастрова. – М.: Юрайт, 2007. – 263с. – ISBN 978-5-94879-809-7
  3. Александров, А.И. Конституционное право России и зарубежных стран: Учебник. [Текст] / А.И. Александров. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. – 448с. – ISBN 5-9645-0001-3
  4. Валишевский, К. Роман императрицы. Екатерина II. 1908, переиздание. [Текст] / К. Валишевский. –М.: Мир книги, 2007. – 464 с. – ISBN 978-5-486-01741-4
  5. Глава государства и правительство в странах современного мира (Конституциионно-правовое регулирование и практика) [Текст] / Под ред. А.И. Черкасова. – М.: Экзамен, 2006. – 222с. – ISBN 5-472-01173-6
  6. Государство и право. Уч. пособие для вузов. [Текст] / Под ред. С.С. Алексеева. –М.: Проспект, Велби. 2008. – с.148. – ISBN 978-5-482-01898-9
  7. Григонис, Э.П. Конституционное право зарубежных стран. [Текст] / Э.П. Григонис, В.П. Григонис. – СПб.: Питер, 2006. – 208с. – ISBN 978-5-469-01124-8
  8. Ирхин, Ю.В. Политология. Серия: Учебник для вузов. [Текст] / Ю.В. Ирхин. -М.: Экзамен, 2007. – 894 с. – ISBN 5-377-00478-7
  9. Ключевский, В. О. Полный курс русской истории. [Текст] / В.О. Ключевский. -М.: АСТ, 2009. – 542с. – ISBN 978-5-17-061318-2
  10. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: Учебник перераб. и дополн. [Текст] / С.А. Комаров. -СПб.: Питер, 2008. -с.510. - ISBN 978-5-94723-794-8
  11. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. [Текст] / Под общ. ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина.– М.: Норма, 2008. -1056с. – ISBN 978-5-89123-889-3
  12. Косарев А. Ценности и оценки в истории государства и права [Текст] /  
    А. Косарев // Юридическое образование и наука. 2006. N 4.
  13. Лазарев, В.В. Теория государства и права: Хрестоматия. В 2-х т. [Текст] /  
    В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Спарк, 2005. –с.528. –ISBN 5-88914-226-7
  14. Лопухова, И. В. Основные подходы к классификации монархий [Текст] /  
    И.В. Лопухова // Юридическая мысль. -2006. - № 6. - С. 15 – 18
  15. Материалы свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki - 20.10.2009
  16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. [Текст] / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М: Дело АНХ, 2009. – 528с. - ISBN 978-5-7749-0543-0.
  17. Общая теория права и государства: Учебник [Текст] / Под ред. В.В Лазарева –М.: Юристъ, 2007. – 575с. – ISBN 5-7975-0739-0
  18. Пиголкин, А.С. Теория государства и права. [Текст] / А.С. Пиголкин,  
    Ю.А. Дмитриев. –М.: Юрайт-Издат, – 2007. –с.613. - ISBN 5-94879-708-2
  19. Политические системы и политические культуры. [Текст] / -М.: МГИМО-Университет, 2008. - 424 с. - ISBN 978-5-9228-0456-1.
  20. Популярный юридический энциклопедический словарь. [Текст] / -М.: Феникс, 2008. -с. 320. -ISBN 978-5-222-13277-7
  21. Преемники. Коллекция историй. [Электронный ресурс] // www.washprofile.org - 28.10.2009
  22. Румянцева, В.Г. Парламентаризм: проблемы научного осмысления понятия и практика институционального воплощения [Текст] / В.Г. Румянцева, Е.А. Гуляева // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 12.
  23. Симонишвили, Л.Р. Формы правления история и современность. [Текст] / Л.Р. Симонишвили. -М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 280 с. – ISBN 978-5-9770-0093-2
  24. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. [Текст] / В.Н. Хропанюк. -М.: Омега-Л, 2008. 384с.- - ISBN 978-5-370-00916-7
  25. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах [Текст] / Под ред. проф. М.Н.Марченко.  -М.: Юристъ, 2006. – с.256. - SBN 5-7975-0533-9

Информация о работе Виды монархий в современном мире