Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:35, реферат
Органы государства классифицируются по различным основаниям (см. схему  на с. 163). 
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.
Виды органов государства
Органы государства 
По способу возникновения они подразделяются 
на первичные и производные. Первичные 
органы государства никакими другими 
органами не создаются. Они либо возникают 
в порядке наследования (наследственная 
монархия), либо избираются по установленной 
процедуре и получают властные полномочия 
от избирателей (представительные органы). 
Производные органы создаются первичными 
органами, которые и наделяют их властными 
полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные 
органы, органы прокуратуры и т. д. 
По объему властных полномочий органы 
государства классифицируются на высшие 
и местные. Правда, не все местные органы 
являются государственными (например, 
органы местного самоуправления). Высшие 
органы государства наиболее полно олицетворяют 
государственную власть, распространяющуюся 
на территорию всего государства. Местные 
органы государства функционируют в административно-
По широте компетенции выделяются органы 
государства общей и специальной компетенции. 
Органы общей компетенции правомочны 
решать широкий круг вопросов. Например, 
правительство, исполняя законы, активно 
участвует в осуществлении всех функций 
государства. Органы специальной (отраслевой) 
компетенции специализируются на выполнении 
какой-то, одной функции, одного вида деятельности 
(министерство финансов, министерство 
юстиции). 
Органы государства бывают выборные и 
назначаемые, коллегиальные и единоличные. 
На механизм государства, классификацию 
его высших органов непосредственное 
влияние оказывает принцип разделения 
властей, в соответствии с которым создаются 
законодательные, исполнительные и судебные 
органы. 
Законодательные органы. Право издания 
законов принадлежит обычно высшим представительным 
органам. Обозначаются они общим родовым 
термином "парламент". В Англии, Канаде, 
Индии и других странах термин "парламент" 
- собственное имя законодательного органа, 
в остальных странах он называется иначе. 
Расцвет парламентаризма приходится на 
период становления и развития буржуазного 
государства. Именно тогда сложился круг 
его основных полномочий: принятие законов, 
утверждение бюджета, контроль над правительством 
в форме запросов и обсуждения его деятельности, 
выражение (вотум) доверия или недоверия 
и т. д. Все это получило свое обобщенное 
выражение в принципе парламентаризма. 
С усложнением общественной жизни, в ходе 
социального и научно-технического прогресса 
обычно наблюдаются возрастание роли 
правительства и снижение роли парламента. 
Парламенты в большинстве стран мира состоят 
из нижней и верхней палаты. Однопалатные 
парламенты существуют в небольших странах 
(Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко 
служит своеобразным противовесом обычно 
более демократичной нижней палате. 
Глава государства. Разделенная на три 
ветви государственная власть не перестает 
быть единой и суверенной: у нее единый 
властеобразующий источник - народ, она 
выражает единые коренные интересы населения 
страны. Поэтому самостоятельность органов 
законодательной, исполнительной и судебной 
власти не абсолютна, а относительна. Глава 
государства как раз и призван обеспечивать 
согласованное функционирование этих 
органов в интересах единой властной воли 
народа и достижения общегосударственных 
целей. В современных государствах глава 
государства, по общему правилу, является 
единоличным: в конституционных монархиях 
- монарх, в республиках - президент. 
Монарх в силу конституционных постановлений 
или сложившихся традиций обладает рядом 
прав в отношении парламента: созыва сессий, 
роспуска (обычно нижней палаты), назначения 
членов верхних палат (там, где это принято), 
утверждения и опубликования законов. 
Он назначает (или утвериедает) главу правительства 
и министров, но с учетом мнения фракций 
партийного большинства или коалиций 
фракций парламента. Формально он считается 
верховным главнокомандующим и представляет 
страну в международных отношениях. Но 
фактически эти полномочия осуществляются 
правительством (или соответствующим 
министром). 
В большинстве современных государств 
главой государства является президент, 
избираемый либо населением, либо парламентом, 
либо путем особой избирательной процедуры. 
Президент принимает иностранных дипломатических 
представителей, назначает послов в другие 
государства, в ряде стран ратифицирует 
(утверждает) международные договоры и 
соглашения, является верховным главнокомандующим 
вооруженными силами. В некоторых странах 
президент имеет право распускать парламент, 
отказать в одобрении закона, передать 
его на вторичное рассмотрение парламента. 
В парламентарных и президентских республиках 
роль и полномочия президента далеко не 
одинаковы. 
В парламентарных республиках президент 
- малоактивная фигура во внутренних делах, 
заслоненная главой правительства, в руках 
которого сосредоточена реальная власть. 
Например, роспуск парламента в таких 
государствах хотя и оформляется указом 
президента, осуществляется по решению 
правительства; для назначения правительства 
требуется согласие парламента. Акты президента 
не имеют силы без подписи главы правительства 
или министра, к ведению которого относится 
предмет акта. 
В президентских республиках президент 
- центральная политическая фигура. Так, 
президент США наделен Конституцией широкими 
полномочиями, является одновременно 
главой государства и правительства. Он 
возглавляет громадный государственный 
аппарат, насчитывающий 2,5 млн государственных 
служащих, из которых около 1500 чиновников 
федеральных ведомств назначает сам. Только 
на высшие федеральные должности президент 
назначает "по совету и с согласия" 
Сената. Он издает указы по различным вопросам 
государственной жизни. 
Исполнительные органы. Исполнительная 
власть принадлежит правительству, которое 
непосредственно управляет страной. Правительство 
обычно состоит из главы правительства 
(премьер-министра, председателя совета 
или кабинета министров, первого министра, 
канцлера и т.д.), его заместителей и членов 
правительства, которые возглавляют отдельные 
центральные ведомства государственного 
управления (министерства, департаменты) 
и именуются министрами, секретарями, 
статс-секретарями. 
В унитарном государстве образуется одно 
правительство. В федеративном государстве 
существуют правительство общефедеральное 
и правительства членов федерации. 
По всем вопросам своей компетенции правительство 
издает правовые акты (указы, декреты, 
постановления, распоряжения), которые 
обязательны к исполнению. 
Правительства бывают однопартийные и 
коалиционные. В первом случае в них входят 
представители одной партии, во втором 
- двух или нескольких. 
Свою многостороннюю деятельность правительство 
осуществляет через многочисленные органы 
государственной администрации - министерства, 
ведомства, комиссии и т. д. Министерства 
и другие ведомства обрастают сложным, 
громоздким и разветвленным чиновни-чье-бюрократическим 
аппаратом, образующим основу механизма 
государства. 
Органы правосудия образуют довольно 
сложную систему, состоящую из гражданских, 
уголовных, административных, военно-полевых, 
транспортных и иных судов. На верху этой 
системы находятся верховные и конституционные 
суды. Судебные органы реализуют правосудие 
посредством регулируемого процессуальным 
правом судопроизводства. В странах, где 
существует судебный прецедент, они участвуют 
в правотворчестве. 
Суды независимы. Законодательством закреплены 
такие демократические принципы, как равенство 
всех перед законом и судом, участие в 
рассмотрении дела присяжных заседателей, 
право обвиняемого на защиту и т. д. 
В механизм государства входят силовые 
ведомства, составляющие основу властной 
силы государства,- вооруженные силы, органы 
безопасности, полиция (милиция). Основное 
назначение последней - охрана общественного 
порядка и обеспечение внутренней безопасности. 
Полиция специализируется в соответствии 
с разнообразными сторонами ее деятельности. 
Политическая полиция обеспечивает внутреннюю 
безопасность, ведет борьбу с политическими 
противниками своего государства. Уголовная 
полиция поддерживает общественный порядок. 
Она подразделяется на транспортную, пограничную, 
таможенную, санитарную, лесную и т. д. 
Особо выделяются в механизме государства 
местные органы власти. Такие органы или 
должностные лица (губернаторы, префекты, 
комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством 
для управления теми или иными регионами 
(Финляндия, Люксембург). Нередко наряду 
с назначенными должностными лицами на 
региональном уровне функционируют избранные 
населением региона местные представительные 
органы. Есть государства (Великобритания, 
Япония), где все функции местного самоуправления 
выполняет местная администрация, избираемая 
населением.