Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность: сопряженность понятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в 1987г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) к ВЭД на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.16 Кб (Скачать)

1.Внешнеэкономические  связи и внешнеэкономическая  деятельность: сопряженность  понятий. 

  Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в 1987г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) к ВЭД на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС.

  Смысл внешнеэкономических связей состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических. в том числе валютно-кредитных, обязательств и межправительственных торговых соглашении России.

Планирование  объемов ВЭС и определение  перечня, номенклатуры товаров и  услуг осуществляется "сверху", то есть на правительственном уровне по стратегически важным позициям через  систему госзаказа и лимитов  с централизованным обеспечением материальными  и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных  заказчиков по экспорту.

  Внешнеэкономическая деятельность в отличие от ВЭС осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры, товара для экспортно-импортной сделки, в определении. даты. и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

Внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические  связи не следует рассматривать  как две раздельных сферы функционирования и государственного регулирования. Характер ВЭС государства существенно  определяет стратегию ВЭД отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий  и объединений.

  К середине 80-х гг. выявились негативные стороны развития внешней торговли: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д. Несмотря на то, что в начале 80-х гг. ежегодный прирост внешнеторгового оборота СССР в 1,3 раза опережал рост национального дохода, обеспечивая до 16% поступлений в госбюджет, к концу десятилетия его объем снизился на 33%, составив лишь 6% национального дохода. Это явилось результатом прежде всего одностороннего развития внешнеторговых отношений как с восточноевропейскими и развивающимися странами, так и с западными государствами. Они строились на чрезмерном объеме продаж сырья и энергоносителей (до 60% экспорта), что означало вывоз каждой 4-й тонны добытой нефти в 1988 г. (в 60-х гг. — лишь каждой 10-й). Одновременно сказывались проявление "пассивного экспорта", низкая конкурентоспособность машин и оборудования — лишь 13,6% объема экспорта (в 19-60 г. — 20,7%) и отсутствие экспорта наукоемкой продукции и услуг. В итоге доля российской продукции в общем объеме мирового экспорта к началу 90-х гг. не превышала 3,5%, сохранив уровень дореволюционной России, при 20% доле производимой продукции в мировом объеме промышленного производства. В то же время доля экспорта машино технической процукции США и Японии превышала 40—65%. Кроме того, развитые страны ориентируются в большей степени на замещение поставок топлива и оборудования наукоемкой продукцией, самой эффективной составной мирового экспорта. Так, в 80-х гг. экспорт электронного оборудования шести основных стран-продуцентов нарастал в 2 раза быстрее поставок машин и оборудования. Экспорт услуг, например в США, обеспечивает 75% всех валютных поступлений, достигая 400 млрд. долл. в год.

  Неразвитость экспортной структуры и зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка узкой группы товаров обернулись для России прежде всего большими валютными потерями (45 млрд. руб. в 1985—1990 гг.) в связи с ухудшением условий мировой торговли и снижением цен на нефть в 1984—1989 годах.

  Причинами не конкурентоспособности экспортной машинотехнической продукции послужили отчужденность производителей от внешнего рынка; отсутствие стимулов по улучшению качества и технических характеристик продукции; низкий уровень технологии производства; отсутствие права распоряжаться заработанными валютными средствами.

Для внешней  торговли был характерен необоснованно  широкий ассортимент импорта  химической продукции, некоторых видов  проката, труб, руды, концентратов, металла  из них, удобрений (в совокупности до 13% импорта).    То6орудования~для агропромышленного комплекса (21 %) которое могла бы производить отечественная промышленность; слишком завышенные объемы закупок товаров народного потребления и продовольствия, достигавшие ежегодно 30,5—36,3% всего импорта. Однообразие и неизменность импортных позиций в течение длительного периода привели к прекращению развитии в стране многих отраслей и направлений производства. Импортные поставки промышленного оборудования через посредников, в лице внешнеторговых объединений, не имели адресности, к тому же не предусматривалась ответственность за своевременный ввод его в эксплуатацию.

  Значительный урон развитию ВЭС нанесла также устойчивая модель товарообмена с восточноевропейскими странами, основанная преимущественно на базе сложившихся в прошлом национальных структур производства. что тормозило их качественные изменения и повышение научно-технического уровня. Отсталость форм и низкая эффективность внешнеэкономического сотрудничества характеризовалась незначительным уровнем компенсационных сделок (до 8%), прямых связей (до 0,3% внешнеторгового оборота), специализации и кооперации (по специфической продукции до 5—15%). В странах Запада кооперационные связи и компенсационные поставки достигали 60—85% внешнеторгового оборота.

Перечисленные негативные факторы и послужили  основной причиной реформирования ВЭС, в котором условно можно выделить три этапа

Первый (1986—1989гг.) характеризовался изменением принципов  организации управления внешней  торговлей и ликвидацией государственной  монополии на нее. На этом этапе решались две основные задачи

Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций  по выходу на внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнерами, предоставление предприятиям-производителям права  самостоятельного участия в ВЭД. Для облегчения перестройки ВЭС  ряду отраслевых министерств (Агропромышленному  комплексу, Минсель-хозмашу, Минхимпрому, Минавиапрому и др.) были переданы из состава министерства внешней торговли двенадцать внешнеторговых объединений  с закрепленной номенклатурой экспортно-импортной  продукции и персоналом.

Расширение числа  участников ВЭД за счет создания совместных предприятий (СП), международных объединений  и организаций (МО), ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами (АВС) с целью ускорения научно-технического прогресса.

Второй этап ( 1989—1991 гг.) характеризовался дальнейшим развитием ВЭД и формированием  системы государственного регулирования  данной сферы, прежде всего нетарифного (регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование и контингентирование экспорта). Право самостоятельного выхода на внешний рынок с апреля 1989 года получили все производители  товаров и услуг.

   На первых двух этапах реформы принципиальные изменения коснулись всей системы организации управления ВЭС и порядка осуществления ВЭД. Были реорганизованы структуры и изменены функции основных управленческих звеньев, отвечающих за ВЭС. Созданы новые функциональные подразделения по ВЭД на отраслевом и территориальном уровнях, а также в составе крупных предприятий — производителей экспортной продукции. На начало 1989 г. право выхода на внешний рынок имели 55 министерств, 150 производственных объединений и 8 МНТК. В составе отдельных министерств были созданы внешнеторговые фирмы (ВТФ). самостоятельно заключавшие внешнеторговые контракты — "Лада" (завод Авто-ВАЗ), "Атлант" (Минское ПО по выпуску холодильников), "Полет" (1-й Московский часовой завод) и другие)

 Число участников ВЭД к этому времени достигло 28 тысяч

Последующие усилия начиная с 1992 г. были направлены на создание нового механизма государственного регулирования ВЭД и более  стабильной нормативной базы внешней  торговли Российского государства  в условиях современной внешнеэкономической  стратегии и ее либерализации.

Новая стратегия  ВЭД России была разработана в  середине 1992 г. с учетом внутренней обстановки, сложившейся после распада  Союза: разрушение хозяйственных связей; неопределенность нормативно-договорной базы ВЭД; ослабление контроля государства  над экспортно-импортными и платежно-расчетными операциями из-за отсутствия таможенных границ и недееспособности системы  регулирования торговли со странами СНГ с использованием прежних  методов, не учитывающих новой специфики  внешнеэкономических отношений; отсутствие надежного банковского и валютного  контроля; кризис неплатежей и денежного  обращения, негативно влияющий на курс рубля и затрудняющий его использование  в качестве платежного средства во внешнеторговых операциях.

  К внутренним факторам добавились и внешние. Прежде всего — огромный внешний долг., составивший на начало 1992 г. 81 млрд. долл. (без восточноевропейских стран) и нео6еспеченность зарубежных активов развивающихся и слаборазвитых стран, долг которых достиг 142 млрд. долл., а также резкое сокращение внешнеторгового оборота с бывшими партнерами из Восточной Европы в результате разрушения прямых и кооперационных связей и перехода к расчетам в свободно конвертируемой валюте по мировым ценам.

  Сказалась также неблагоприятная конъюнктура мировых цен на готовую продукцию и сырье в результате спада деловой активности и производства в западных государствах.

 Особо следует остановиться на противодействии развитых стран выходу на внешние рынки российских предприятий с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию на мировых рынках вооружения, атомной и авиакосмической продукции. Выход новых государств на международные рынки противоречит интересам давно закрепившихся на них развитых стран, поэтому сопротивление со стороны последних неизбежно. Высокая интегрированность развитых государств, объединенных в ряд не только политических, но и экономических организаций, позволяет- предположить и в дальнейшем высокую скоординированность этого сопротивления.

Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт. главное  место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкций в отношении  торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран — членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли.

Ориентация на мировой рынок еще долгое время  будет оставаться для России исключительно  выгодным экономическим направлением, что соответственно потребует экспортной структуризации национальной экономики  более быстрыми темпами, чем, например, конверсия военного производства. Для  обеспечения этого процесса Правительством России были определены стратегические цели и приоритетные направления  дальнейшего развития ВЭД России до 2001 г.:  развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции; создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на макро уровне. посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макро уровне — путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций; формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД;

устранение сохраняющейся  дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования  от политического и экономического риска; рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплектного оборудования и лицензий и др.).

   Достижение этих целей и обеспечение стабильности ВЭД России требует также изменения действующих и отработки новых элементов механизма государственного регулирования в соответствии с меняющейся конъюнктурой внутреннего и мирового рынка. Этот механизм должен базироваться на приоритете экономических мер государственного регулирования — валютного, налогового, таможенного — через импортные и экспортные тарифы в целях защиты внутреннего рынка и производителей от разрушительного воздействия неоправданно быстрого перехода на мировые цены и иностранной конкуренции и на ограниченном использовании нетарифных методов (лишь в отношении важнейших стратегических позиций). 
 
 
 
 

2. Методика и показатели  оценки эффективности  внешне торговой  деятельности предприятием.

 

    Участие в международном разделении труда позволяет достигать поставленные экономические цели при меньших затратах производственных ресурсов. Международный обмен товарами (услугами) может быть выгоден всем участникам внешних экономических связей при условии правильного оформления структуры экспорта и импорта. Теоретическое обоснование этих очевидных сейчас положений было впервые сформулировано еще в начале XIX в. выдающимся английским экономистом Давидом Рикардо. Эти положения лежат в основе оценки экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на любом уровне.

   Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность и независимость неизбежно должны привести к повышению ответственности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

   Экономическое обоснование принимаемых решений по управлению внешнеэкономической деятельностью предприятий производится путем расчета различных показателей экономической эффективности. Всю систему показателей экономической эффективности ВЭД можно разделить на две группы.

  1. Показатели эффекта, определяемые как абсолютные величины, выражаются в соответствующих денежных единицах как разница между результатами и затратами.

Информация о работе Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность: сопряженность понятий