Восстание масс

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:33, реферат

Описание работы

Прочитав книгу Ортега-и-Гассет «Восстание масс» я пришла к выводу, что эта книга является актуальной. Актуальность выражается в том, что массы захватили всю власть в обществе, автор анализирует и сопоставляет власть масс с разными эпохами в истории. Ортега считает основным политическим феноменом 20 в. идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества». Это интересная тема, приводится много интересных исторических примеров, подтверждающих актуальность данного текста.

Работа содержит 1 файл

исследование.docx

— 23.06 Кб (Скачать)

Черниговская Ксения

ГМУ 11-2

 

Самостоятельное исследование по работе Ортега-и-Гассет

«Восстание масс»

Прочитав книгу Ортега-и-Гассет «Восстание масс» я пришла к выводу, что эта книга является актуальной. Актуальность выражается в том,  что массы захватили всю власть в обществе, автор анализирует  и сопоставляет  власть масс с разными эпохами в истории. Ортега  считает основным политическим феноменом 20 в. идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества». Это интересная тема, приводится много интересных исторических примеров, подтверждающих актуальность данного текста.

Я считаю, что этот текст  можно отнести к философскому, так как сам Ортего-и-Гассет является выдающимся мыслителем и философом 20 века. Кроме того поднимаются такие проблемы как: «массовое общество», «массовая культура», и «взаимодействие людей, общества и государства».

Структура текста такова, что  автор делит текст по главам (всего 15 глав). В каждой главе поднимаются  и рассматриваются наиболее актуальные проблемы. Именно такая структура текста, я считаю, помогает лучше разобраться и проанализировать каждую главу.

Ключевым понятие анализируемого текста, на мой взгляд, является понятие «человек-масса». Это тип человека,- по мнению автора, - который поступает и думает как «все» и не переживает из-за этого. Он сам и есть порождение современной цивилизации, он воспринимает блага цивилизации как само собой разумеющееся, естественно данное состояние. Он слишком ленив, чтобы утруждать себя критическим мышлением, да и не всегда способен к нему. Соответственно, он не стремится доказывать свою правоту и не желает признавать чужую. Он прав по определению, как часть массы.

Характеризуя человека-массу, Ортега выделяет следующие, присущие ему  черты: врожденное ощущение безвозмездности  и легкости жизни, чувство собственного превосходства и всесилия, а также  желание вмешиваться во все, навязывая  бесцеремонно свою ничтожность, то есть в духе «прямого действия». Необходимо отметить, что впервые термин «восстание масс» был употреблен Ницше, однако не в том контексте, в котором употребляет его Гассет. Ницше относил это понятие, прежде всего к искусству. Гассет же поднял его на более высокий, социальный уровень.

Общество, по мнению автора, подразделяется на меньшинство и массу – это следующий ключевой момент. По мнению Гассета: «...деление общества на массы и избранные меньшинства ... не совпадает ни с делением на социальные классы, ни с их иерархией... внутри любого класса есть собственные массы и меньшинства. Нам еще предстоит убедиться, что плебейство и гнет массы даже в кругах традиционно элитарных - характерное свойство нашего времени. ... Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь на счет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее, навязывают ее всем и всюду. И ясно, что «все» - это еще не все. Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой»1. Одна из глав анализируемого текста так и называется – «Государство как главная угроза». «Современное государство - самый явный и наглядный продукт цивилизации. И отношение к нему массового человека проливает свет на многое. Он гордится государством и знает, что именно оно гарантирует ему жизнь, но не осознает, что это творение человеческих рук, что оно создано определенными людьми и держится на определенных человеческих ценностях, которые сегодня есть, а завтра могут улетучиться. С другой стороны, массовый человек видит в государстве безликую силу, а поскольку и себя ощущает безликим, то считает его своим. И если в жизни страны возникнут какие-либо трудности, конфликты, проблемы, массовый человек постарается, чтобы власти немедленно вмешались и взяли заботу на себя, употребив на это все свои безотказные и неограниченные средства»2. Восстание – это скорее количественный процесс, то есть возрастание общей массы населения, подстегивающийся научно-техническим прогрессом и теми социальными улучшениями, которые приобрела цивилизация в 20 веке. Жить стало не в пример проще. Людям теперь не нужно бороться за выживание, появились права человека. Современный человек утратил понимание цены цивилизации, стал смотреть на нее едва ли не как на природное явление, автоматически наделяющее всевозможными благами. Что касается сегодняшнего дня, то многие из предсказаний Гассета так и не сбылись, например, такое его заключение: «Если этот человеческий тип по-прежнему будет хозяйничать в Европе и право решать останется за ним, то не пройдет и тридцати лет, как наш континент одичает»3. Человек массы – особая популяция, вышедшая из подземелья, не зная, что творится на поверхности, – истории нравов, навыка культуры. Ей чужды человеческие качества, в том числе и инстинкт самосохранения.

Также Ортега приходит к выводу, что достигнутый прошлым веком технический и социальный прогресс повысил уровень жизни и понизил уровень самого человека — словом, улучшил покрой, но ухудшил материал, а в итоге сделал человека большим варваром, чем был он сто лет назад. В сущности, “Восстание масс” посвящено болезни века, унесшей столько жизней. "Восстание масс" не обязательно бунт, это восстание из чрева земли, – но само действие разрушительно. Все погибает, оставаясь без попечения разума. Человек массы – неупорядоченная стихия, в каком-то смысле полу реальная.

В заключении хотелось бы отметить, что восстание масс, сопровождается доходящей ненавистью к доводам  здравого смысла и тем, кто пытается донести их до сознания людей. Основным достижением является, на мой взгляд, то, что Ортега-и-Гасет ввел понятие «человек - масса», что обозначает среднего человека, чувствующего себя как все. «Человек - масса» ленив, чтобы утруждать себя критическим мышлением, да и не всегда способен к нему, «человек-масса» не стремится доказывать свою правоту и не желает признавать чужую. Он прав по определению как часть массы.

Анализируя феномен «восстания масс» испанский философ приходит к заключению и отмечает лицевую сторону господства масс, которая знаменует собой всеобщий подъем исторического уровня, а это, в свою очередь, означает, что обыденная жизнь сегодня достигла более высокой отметки. Он определяет современную ему эпоху как время уравнивания: происходит уравнивание богатств, сильного и слабого пола, уравниваются и континенты, следовательно, пребывавший ранее на более низкой жизненной отметке европеец от этой уравниловки только выиграл.

1 Источник Ортега-и-Гассет «Восстание масс»:http://www.skmrf/library_files/Ortega.htm(27.02.2012 года)

2 Источник Ортега-и-Гассет «Восстание масс»:http://www.skmrf/library_files/Ortega.htm(27.02.2012 года)

3 Источник Ортега-и-Гассет «Восстание масс»:http://www.skmrf/library_files/Ortega.htm(27.02.2012 года)


Информация о работе Восстание масс