Возникновение и развитие права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:13, реферат

Описание работы

В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.

Работа содержит 1 файл

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

 Основополагающей  культурной ценностью являются  само право и правовые законы. Закон как инструмент организации  общественных отношений и как  основной источник права является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть : законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические ценности. 

 В качестве  примера ценностных завоеваний  культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности  можно указать на законность  и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка. 

 Законом создаются  исходные ценности процедурно-процессуального  порядка. Об уровне правовой  культуры свидетельствуют, например, такие процессы, как парламентские  процедуры по принятию законов,  порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д. 

 Относительная  самостоятельность закона в том  и проявляется, что он способен  активно воздействовать на все  проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство закона и основанных на нем подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы, которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное (отражающее психические процессы), нормативное (фиксирующее совокупность норм права), поведенческое (указывающее на характер действий), объективизированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие. 

 Правовая  культура, равно как и любая  другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низкого. 

 Разумеется, оценки будут относительны. Разные  люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры, в том числе с помощью закона. К их числу следует отнести: 

- формирование  чувства права и законности; 

- освоение достижений  логико-правового мышления; 

- совершенствование  законодательства; 

- увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения; 

- совершенствование  юрисдикционной и иной правоприменительной  деятельности; 

- разделение  власти законодательных, исполнительных  и судебных учреждений; 

- изучение памятников  права и правоприменительной практики как основы юридического образования. 

 Повышение  уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с  гражданами, а с другой - надлежащее  кадровое оснащение юридических  учреждений, законодательных, исполнительных  и правоохранительных органов. 

Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто  занимает какие-либо должности в  государстве. Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц  связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируются при этом и если при этом игнорируется право и порядок. 

 Выделяется  также профессиональный уровень правовой культуры. Это культура юристов, практикующих в той или другой области. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью развития юридических наук, приобретение практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов. 

 Вместе с  тем область культуры, человеческие  отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование других отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые. 

 Можно также  утверждать, что для большого  числа людей нормативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно - недооценить роль законодательства в формировании культуры. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно 

- через правоприменительную  практику (решение юридических дел  в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзьями и  коллегами. 

 Следует всегда  иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду "производительную" роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования. 

 Взаимодействие  права и культуры в практическом  плане мыслится только в рамках  определенной страны (государства)  и ее общей, политической, религиозной,  нравственной, правовой культуре.  
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

Алексеев С.С. "Государство и право" Начальный курс. 

Москва, 1996. 

Алексеев С.С. Закон и наша жизнь. Москва, 1978.  

Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как  элемент правовой культуры: Правовая культура и вопросы правового  воспитания. Москва, 1974. 

Каминская В.И., Ратинов А.Р. Указательные работы. 

Культурология ХХ век: Антология. Москва, 1995. 

Лазарев Б.М. Что  такое правовое государство. Москва, 1990. 

Учебник для  ВУЗов "Теория государства и права" Курс лекций. Редакторы Малько А.В. и  Матузов Н.И. Москва, 1996. 

Учебник для  ВУЗов "Философия права" 

Редактор Нерсесянц  В.С. Москва, 1997.  

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 1992. 

Юридический словарь. Москва, 1989.

Информация о работе Возникновение и развитие права