Временный регламент Съезда народных депутатов РСФСР

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

В последнее время стало модным находить истоки парламентаризма в России в многочисленных институтах нашей многовековой истории. Да, с точки зрения представительских функций в России было немало структур и учреждений, пытавшихся представлять и защищать интересы различных слоев общества. Но, с точки зрения законодательной деятельности, осуществления законодательной власти, в России полноценного парламента никогда не было. Ближе всего к нему были четыре Государственные думы начала XX века. Но и они были законодательными органами при государе-императоре с сильно урезанными полномочиями и на конституционную монархию явно не тянули.

Работа содержит 1 файл

СОГУР.doc

— 288.00 Кб (Скачать)


 

Введение

 

16 марта 1990 г. в России снова появился парламент после долгого 73-х летнего перерыва.

В последнее время стало модным находить истоки парламентаризма в России в многочисленных институтах нашей многовековой истории. Да, с точки зрения представительских функций в России было немало структур и учреждений, пытавшихся представлять и защищать интересы различных слоев общества. Но, с точки зрения законодательной деятельности, осуществления законодательной власти, в России полноценного парламента никогда не было. Ближе всего к нему были четыре Государственные думы начала XX века. Но и они были законодательными органами при государе-императоре с сильно урезанными полномочиями и на конституционную монархию явно не тянули. Да и эпизод с Учредительным собранием, просуществовавшим полдня и одну ночь в начале 1918 г. явился горьким подтверждением того, как тяжело приживаются парламентские институты на каменистой российской почве.

Поэтому становление современного российского парламентаризма происходит, по сути, заново, с использованием в большей степени опыта парламентской деятельности, накопленного в других странах в преломлении к нашим российским условиям.

Съезд народных депутатов РСФСР - высший орган государственной власти РСФСР, учрежденный в рамках конституционной реформы 27 октября 1989г. Впервые избран в марте 1990 г. Начал работать в мае 1990 г. Распущен Указом Президента РФ от 21 сентября 1993г.№ 1400. Съезд народных депутатов состоял из 1068 народных депутатов РСФСР. 900 депутатов избиралось от территориальных округов, 168 - от национально-территориальных округов (4 - от каждой республики в составе РСФСР, 2 - от каждой автономной области, 1 - от каждого автономного округа, 84 депутата - от краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Съезд народных депутатов РСФСР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. К исключительному ведению Съезда относились: принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений; определение внутренней и внешней политики РСФСР; ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции РСФСР; принятие решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесенный к ведению РСФСР; решение вопросов об изменении границ РСФСР; утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития РСФСР, ее военного строительства; формирование Верховного Совета РСФСР; избрание Председателя Верховного Совета РСФСР; избрание Первого заместителя и 3 заместителей Председателя Верховного Совета РСФСР; утверждение Председателя Совета Министров РСФСР; утверждение Генерального прокурора РСФСР, Председателя ВС РСФСР, Председателя ВАС РСФСР; избрание КС РСФСР; принятие решения об отрешении от должности Президента РСФСР; отмена актов, принятых Верховным Советом РСФСР, а также указов и распоряжений Президента РСФСР; принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).

Съезд был вправе принимать законы РСФСР. Очередные заседания проводились раз в год.

Съезд народных депутатов РСФСР сыграл немаловажную роль в демократических преобразованиях в России. Им принимались законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию РСФСР, отражавшие политический плюрализм, возможности предпринимательства и частную собственность в России, включение в Конституцию основных прав и свобод человека и гражданина, соответствующих международным стандартам, развитие парламентаризма в России, введение поста Президента РСФСР, КС, современного федеративного устройства РФ, институтов местного самоуправления.

С выполнения функций народных депутатов РСФСР начинали многие известные в настоящее время политические и государственные деятели.

Разумеется, в деятельности депутатов РФ имелось немало недостатков, в том числе вызванных сложностью переходного периода, отсутствием опыта, субъективными чертами депутатов и руководителей. Наличие двух органов – Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, выполняющих функции парламента России, можно также считать временным явлением. Не случайно большинство появившихся проектов новой Конституции РФ не предусматривало такого органа, как Съезд народных депутатов.

На Съезде народных депутатов избирали меньше женщин, рабочих и крестьян. Больше избирали руководителей предприятий и ведомств – до 20%; большая группа депутатов была избрана от правоохранительных органов и КГБ, здравоохранения, науки, журналистов. Примерно, 11% депутатов были представителями партийного аппарата. По формальной принадлежности 86% – коммунисты.

Однако к 1990 году эта статистика не давала повода для иллюзий. Партийное единство осталось в прошлом. Избиратели умели отличать рядовых коммунистов от партийных функционеров. Не были избраны 6 первых секретарей обкомов партии – в Иваново, Карелии, Магадане, Новгороде, Оренбурге и Перми.

На лето 1990 года пришло сразу несколько политических событий – Первый Съезд народных депутатов РСФСР, очередной XXVΙΙΙ (и, как позже оказалось, последний) съезд КПСС, Учредительный съезд Российской компартии. Российская тема становилась доминирующей, центр тяжести перемещался в Россию.

Учитывая опасность резкой критики руководства КПСС со стороны делегатов Учредительного съезда Компартии России, Бюро ЦК по РСФСР под председательством М. С. Горбачева в начале мая 1990 года тщательно обсудило вопросы подготовки предстоящего съезда. Горбачев, обращаясь к участникам этого совещания, высказал свои тревоги: «…у рабочих крестьян мнение, что мы не защитили партию, не продвинули их в народные депутаты СССР, не получилось этого  и в РСФСР…Что происходит? Сейчас 44% делегатов – партийные работники…Рабочие среди делегатов составляют 9%, колхозники – немного более 3%. Избрано всего 136 женщин. Это все очень тревожно. Когда соберутся такой съезд и Российская конференция, то в обществе скажут: аппаратчики собрались. Мы говорили, что эта партия аппаратчиков, вот они и держатся, защищают свои посты, свои кормушки. Я почти цитирую дословно то, что идет…Как же так получается? Этот-то процесс вроде бы в наших руках. Сейчас в политбюро есть такая мысль – пригласить в качестве гостей на Российскую конференцию 200, а на съезд – 350 рабочих крестьян…Пригласить как гостей и внести предложение, чтобы съезд принял решение – выдать им мандаты…Это, по-моему, последняя попытка, все, что мы можем сделать…»[[]1]

Понятно, что такой кульбит противоречил провозглашенным демократическим процедурам выдвижения делегатов на съезд. Получалось, что уравнивались в правах люди, избранные в партийных организациях страны, и те, кого Политбюро сочло возможным пригласить на съезд в качестве гостей. Политическая целесообразность в очередной раз взяла вверх. Надежда, что приглашенные будут более управляемыми, чем выбранные, толкала на пересмотр принципов комплектования делегатов съезда.

16 мая 1990 года начал работать Ι Съезд народных депутатов России. И с первых часов работы развернулась напряженная борьба за ключевой пост – Председателя Верховного Совета РСФСР. Претендентом на него выступил Б. Н. Ельцин. В стане его противников положение было сложным. Первоначально на этот пост предполагался А. В. Власов, тогда Председатель Совета Министров РСФСР, в прошлом партийный работник в Сибири (в Иркутске и Якутии), первый секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС, министр внутренних дел СССР.

Но его выступление на съезде оказалось неудачным. Не мог добиться победы и Ельцин. Победитель должен был получить 50% голосов участников съезда плюс 1 голос. Они набрали примерно одинаковое количество голосов. Маневрируя, руководство КПСС предложило другого кандидата – первого секретаря Краснодарского крайкома И. К. Полозкова.

Выступая на Ι Съезде народных депутатов РСФСР, Ельцин заявлял: «Многолетняя имперская политика центра привела к неопределенности нынешнего положения союзных республик, к неясности их прав, обязанности и ответственности. Прежде всего, это относится к России, которая понесла наибольший ущерб от изжившей себя, но все еще цепляющейся за жизнь административно-командной системы. Нельзя мириться с положением, когда по производительности труда республика находится на первом месте в стране, а по удельному весу расходов на социальные нужды – на последнем, пятнадцатом. …Проблемы республики нельзя решить, ре обладая полнокровным политическим суверенитетом. Только он позволит гармонировать отношения России и Союза, между автономными территориями внутри России…Не пора ли поставить вопрос и о том, какой центр нужен России и другим республикам Союза» [[]2]

Он призвал принять обращение парламента России к парламентам и народам других союзных республик с предложением о безотлагательном начале переговоров по выработке новых взаимоприемлемых форм сотрудничества.

В Москве шли нескончаемые митинги, в адрес съезда приходили десятки тысяч писем и телеграмм с выражением поддержки Ельцину. Не прекращалось мощное давление на депутатов съезда.

В избирательную кампанию вмешался Горбачев. Он приехал к делегатам съезда, собрал группу коммунистов и потребовал, чтобы Ельцин ни в коем случае не был избран. Его выступление, свидетельствовавшее о личной и нескрываемой вражде к своему политическому противнику, мало повлияло на участников съезда.

Полозков также не смог набрать нужное количество голосов. Его выступления на съезде даже несколько ухудшили положение противников избрания Ельцина.

И вновь коммунистическое руководство вернулось к кандидатуре Власова, полагая, что он более популярен среди депутатов, чем Полозков.

Власов действительно собрал несколько больше голосов в свою поддержку. Но, по рассказам участников Ι Съезда народных депутатов РСФСР, за Ельцина были отданы голоса депутатов-ингушей, прежде голосовавших за Полозкова. Это обстоятельство или что-то иное помогли Ельцину получить на 4 голоса больше, чем требовалось для избрания. Из 1060 народных депутатов РСФСР за него проголосовали 535 человек. Его основной соперник – А. В. Власов – получил 462 голоса.

В России произошел раскол. Во главе законодательной власти республики стал Б. Н. Ельцин, с которым были связаны надежды на реформы. Во главе Компартии России оказался И. К. Полозков, враждебный к реформам, коммунист-фундаменталист.

ΙΙΙ, Внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР должен был стать полем решительного сражения за власть.

В начале марта 1991 года в аппарате ЦК КПСС создается замечательный в своем роде документ – «План действий – 28». Этот документ представлял собой тщательный сценарий будущего съезда. В нем были предусмотрены и возможные ходы Ельцина и его сторонников, и меры, которые коммунисты должны были принять, чтобы добиться отставки Ельцина с поста Председателя Верховного Совета РСФСР.

Так, считалось, что во вступительном слове Ельцина должны быть: оценки политической ситуации, референдумы союзного и российского, экономических проблем, осуждение съезда коммунистической фракцией, критика коммунистов.

Поэтому участникам коммунистической фракции предписывалось: дать отпор от микрофонов через процедуру, порядок ведения и т.д. Были определены ответственные – те из депутатов, которые должны были лично выступать на съезде или руководить группой своих коммунистических соратников.

ΙΙΙ, Внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР дал сигнал к избранию Президента России на основе прямых, всеобщих выборов.

Очередной, ΙV Съезд определил их дату – 12 июня 1991 года. Политические силы готовились к проведению кампании. Был ясен один кандидат – Б.Н.Ельцин, воспользовавшийся поддержкой движения «Демократическая Россия» и новых партий, возникших в 1990 году.

Ельцину противостояли мощные партийные организации – КПСС и Российская  компартия – и ряд союзных государственных структур – КГБ, Министерство обороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР

 

Съезд народных депутатов РСФСР 19901993 гг. был переходной формой, ступенью на пути от советско-партийной системы к парламентской демократии. Его было бы правильнее называть предпарламентом, "разночинским конвентом", куда впервые, вопреки всем рогаткам и препонам, большинство депутатов попало не по разнарядкам ЦК КПСС, обкомов и горкомов, а по воле избирателей. Треть парламента составляла демократическая интеллигенция, которая сумела (в основном в крупных городах) переиграть своих номенклатурных соперников, но которая не имела совершенно никакого опыта управления государством. Другую треть составляли партийные и хозяйственные руководители низшего и среднего звена, которые, нарушив партийную дисциплину, рискнули сами выставить свои кандидатуры против официальных кандидатов от КПСС и победили. Наконец, еще одну третью часть Съезда составили испытанные партийные кадры, прошедшие в депутаты от политически отсталой "глубинки".

Поэтому, несмотря на то, что из 1060 народных депутатов РСФСР более 900 были членами КПСС, водораздел уже проходил не по линии формального членства в этой организации.

Одновременно с I Съездом народных депутатов РСФСР шел Учредительный съезд Российской компартии и XXVIII съезд КПСС. Ряд депутатов были участниками всех этих форумов. Партийный съезд: огромный номенклатурный корабль, упрямо продолжавший плыть прежним гибельным курсом, который не в силах были изменить ни оппозиция в лице"

Несмотря на свою "розовость", Верховный Совет РФ не поддержал "заявление шестерки" против Б.Н. Ельцина, и, более того, включил в союзный референдум вопрос о необходимости введения в России поста Президента. Именно Российский парламент во главе с Б. Ельциным встал на сторону республик Балтии в январе 1991 г., когда почувствовал угрозу реставрации старых порядков. III Съезд народных депутатов России в марте 1991 г., когда страна стояла почти на грани всеобщей политической стачки и гражданской войны, заявил о начале переговоров с М. Горбачевым о необходимости поиска компромисса.

Информация о работе Временный регламент Съезда народных депутатов РСФСР