Взаимоотношение права и морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Моральные нормы регулируют не “внутренний” мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности.

Содержание

Введение.

2. Единство права и морали

3. Взаимосвязь права и морали.

4. Противоречия между правом и моралью

5. Общие черты права и морали.

6. Отличительные особенности права и морали.

7. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального учреждения

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины» 
 
 
 
 
 
 

Взаимоотношение права и морали

Контрольная работа

 по  дисциплине «Теория государства  и права» 
 
 
 
 
 

                                                                                                            Принял:

преподаватель  
 
 
 
 

                                                                                                          
 
 
 
 
 
 
 

Пенза, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Единство права и морали

3. Взаимосвязь права и морали.

4. Противоречия между правом и моралью

5. Общие черты права и морали.

6. Отличительные особенности права и морали.

7. Заключение.                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ВВЕДЕНИЕ

Каждое  исторически  конкретное  общество  требует  строго  определенной  меры  социального  регулирования  общественных  отношений. Регулирование  общественных  отношений  осуществляется  путем  реализации  определенных  социальных  норм:  норм  права,  норм  морали,  норм,  установленных  общественными  организациями,  норм  обычаев,  норм  традиций,  норм  ритуалов  и  т.д.  В  общем  плане  социальные  нормы - это  правила  поведения  общественного  характера,  регулирующие  взаимоотношения  людей  и  деятельность  организаций  в  процессе  их  взаимодействия. Как  вид  социальных  норм,  моральные  установления  характеризуются   общими  родовыми  признаками  и  являются  правилами  поведения,  определяющими  отношение  человека  к  человеку.  Если  действия человека  не  касаются  других  людей,  его  поведение  с  социальной  точки зрения  безразлично.  Поэтому  не все  ученые  считают  нормы  нравственности  явлением  исключительно  социальным. Со  времен  Канта  существует  убеждение,  что  сфера  нравственности    охватывает  сугубо  внутренний  мир  человека,  поэтому  оценить поступок  как  нравственный  или  безнравственный  можно  лишь  по  отношению  к  лицу,  которое  его  совершило.  Человек  как  бы  извлекает   из  себя  нормы  своего  поведения,  в  себе,  в  глубине  своей  “души”,  дает  оценку  своим  действием.  С  данной  точки  зрения  человек,  взятый  отдельно,  вне  его  отношений  к  другим  людям,  может  руководствоваться  нравственными  правилами. Существует  и  компромиссная  позиция  в  оценке  нравственного  регулирования.  Согласно  ей  нормы  морали  имеют  двоякую  природу:  одни  имеют  в виду  самого  индивида,  другие  -  отношение  индивида  к  обществу.  Отсюда  деление  этики  на  индивидуальную  и  социальную. Наиболее  распространенным  и  аргументированным  является  представление   об  абсолютном   характере  норм  морали  и  отсутствии  в  них  какого-либо  индивидуального  фактора.  Шершеневич,  например,  считал,  что  нравственность  представляет  не требования  человека  к  самому  себе, а  требования  общества  к  человеку.  Не  человек  определяет, как  он  должен  относиться  к  другому  человеку.  Не отдельный  индивид  оценивает  свое  поведение  как  хорошее  или  плохое,  а   общество.  Оно   может  признать  поступок  нравственно  хорошим,  хотя  он  не  хорош  для  индивида,  и  оно  может  считать  поступок  недостойным  с  нравственной  стороны,  хотя  он  вполне  одобряем  с  индивидуальной  точки  зрения. Существует  точка  зрения,  что  нравственные  законы  заложены  в  самой  природе  человека.  Внешне  они  проявляются  в  зависимости  от  той  или  иной  жизненной  ситуации,  в  которой  оказывается  индивид.  Другие  же  категорически  утверждают,  что  нормы  нравственности - это  требования,  обращенные  к  человеку  извне. Видимо,  нет оснований проводить водораздел между  индивидуальным  и  социальным  характером  нравственных  требований,  поскольку  в  них  органически   переплетаются  элементы  того  и  другого.  Ясно  одно,  что  любая   социальная  норма  имеет  общий  характер, и  в  этом  смысле  она  адресуется  не  к  конкретному  индивиду,  а  ко  всем  или к  большой  группе  индивидов.  Моральные  нормы  регулируют  не  “внутренний”  мир  человека,  а  отношения  между   людьми. Однако  не  следует  упускать  из  виду  индивидуальные  аспекты  нравственных  требований. В  конечном   счете,   их  реализация  зависит  от  нравственной  зрелости  человека,  прочности  его  моральных  воззрений,  социальной  ориентированности  его  индивидуальных  интересов.  И  здесь  первостепенную  роль  играют  такие  индивидуализированные  моральные  категории,  как  совесть,  долг, которые  направляют  поведение  человека  в  русло  социальной  нравственности.  Внутреннее  убеждение  индивида  в   нравственности  или  безнравственности  своего  поступка  в  значительной  мере  определяет  и  его  социальную  значимость. Элементами  морального  регулирования  являются: - идеал,  выражающий  представление  общества,  классов,  социальной  группы  о  нравственном  совершенстве; - система  норм,  соблюдение  которых  является  необходимым  условием  функционирования  общества,  достижения  им  своих  моральных  ценностей; - особые  формы  социального  контроля,  обеспечивающие  реализацию  моральных  норм,  в  том  числе  общественное  мнение.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЕДИНСТВО  ПРАВА И МОРАЛИ

Единство  права и морали состоит в том, что:

во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования ив силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

во-вторых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объёме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных  и дисциплинирующих начал. Цель права – «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше  душевных сил». Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право - возведенная в закон нравственность.

Однако  наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального сравнительного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И МОРАЛИ

Мораль  и  право  тесно  взаимосвязаны,  более  того,  можно  говорить  о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они  взаимообусловливают  дополняют  и  взаимообеспечивают  друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. В  регулировании  общественных  отношений  права  взаимодействует  с  моралью.  При  уяснении  содержания  правовых  норм  необходим  не  только  их  всесторонний  анализ  с  учетом  требований  идей  правосознания  общества, но  и  выявление  взаимосвязей  норм  права  с  принципами  и  нормами  морали, с  нравственным  сознанием  общества. Применение  норм  права  требует  проникновения  в  нравственную  оценку  жизненных  отношений, обстоятельства  по  конкретному, юридически  значимому  делу. Анализ  моральных  отношений  необходим  при  рассмотрении  брачно-семейных, а  также  многих  гражданских  и  уголовных  дел. Как  форма  общественного  сознания, система  отношений  и  норм -  мораль  зародилась  раньше  политической  и  правовой  форм  сознания, раньше  государственной  организации  общества. Обычаи, мораль  регулировали  взаимоотношения  людей  в  первобытнообщинном  строе. В  морали  выражены  представления  людей  о  добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы  морали – продукт  исторического  развития  человечества. Они  сформировали  в  борьбе  со  злом, за  утверждение  добра, человеколюбия, справедливости, счастья  людей. На  развитие  морали  оказывают  воздействие  социально-политические  отношения, другие  формы  общественного  сознания. Моральные  принципы  и  нормы  в  значительной  мере  определяются  также  социально-экономическими  условиями  жизни  общества. В  развитии  человечества  отмечается  нравственный  прогресс, возрастание  нравственной  культуры. Однако  нравственное развитие  человечества  претерпевает  определенные  противоречия. Общечеловеческое  в  морали  сталкивается  с  проявлениями  группового  морального  сознания, происходит  взаимодействие  общечеловеческого  и  классового.  Значительное  влияние  на  мораль, на  утверждение  общечеловеческих  норм  в  ней  оказывает  религия. Общечеловеческое  содержание  нравственности  обрело  выражение  в  “золотом  правиле”: “поступай  по  отношению  к  другим  так, как  ты  хотел  бы, чтобы  они  поступали  по  отношению  к  тебе”. Принцип морали - это  основные  начала, исходные  требования, охватывающие  общественную  и  личную  жизнь  человека. Они  конкретизируются  в  виде  норм, регулирующих  поведение  людей в  определенных  жизненных  ситуациях. Нормы  морали  тогда  становятся  действенной  основой  нравственного  поведения  человека, когда  они  утверждаются  в  его  самосознании, приобретают  качество  убеждения, сливаются  с  его  чувствами.

История  развития  цивилизации  свидетельствует, что право  и  мораль  как  составные  части  культуры  общества  органически  связаны  друг  с  другом. Правовая  система  государственно-организованного  общества  закрепляет  жизненно  важные  для  всего  общества  требования  морали,  нравственную  культуру  населения  страны, исходит  из  того, что  нравственная  основа  права  является  важной  составной  величиной  общей  регулятивной  потенции  права, что  право  должно  быть  нравственным, законы  должны  быть  справедливыми  и  гуманными. Величайшую  нравственную  ценность  представляют  собой  основные  права  человека – юридическое  выражение  его  свободы  и  достоинства. Фактическая  реализация  этих  прав  является  условием  обретения  человеческого  счастья, ибо  права  человека  по  существу  есть  его  устремление  к  счастью, признанное  законом. На  тесную  взаимосвязь  права  и  морали  указывают  исторические  памятники  права  Древнего  мира, средних  веков  и  нового  времени. Об  этом  свидетельствует  применение  морально-этических  понятий  в  оценке  содержания  законов, других  источников  права. Изречение  древних  “Jus  est  ars  boni  et  aegui”- “право  есть  искусство  добра  и  справедливости”  раскрывает  органическую  связь  права, юстиции  и  морали. В  работе  Гегеля  “Философия  права”  вопросы  права  трактуются  в  органической  связи  с  вопросами  морали  и  нравственности. Связь  права  и  морали  находит  выражение  и  в  теории  права, в  интерпретации  ряда  юридических  проблем. Например, имеющий  давнюю  историю  вопрос  о  соотношении  права  и  закона  можно  верно  понять  и  решать, исходя  из  органической  взаимосвязи  права  и  морали. В  познании  качества  закона  аксиологический  подход  предполагает  в  оценке  содержания  закона  применение  категорий  справедливости, гуманности. Закон  может  оказаться  не  соответствующим  этим  социально-филосовским  и  этическим  категориям. В  этом  случае  закон  не  может  быть  признан  подлинным  правом. Однако, различая  право  и  закон, нельзя  догматически  противопоставлять  их  друг  другу, следует  исходить  из  презумпции: закон  есть  право. Это  укрепляет  престиж  закона, правопорядок  и  общественную  нравственность. На  действие  норм  морали  оказывают  влияние  весь  уклад  жизни  общества, само  социальное  общение  индивидов. Учреждения  культуры  воспитывают  граждан  в  духе  правового  и  нравственного  сознания. Активную  роль  в  воспитании  нравственной  культуры  личности  играет  положительный  пример  сограждан, способствующий  тому, что  требования  общественной  морали  становятся  убеждением, составной  частью  самосознания, жизненной  позиции  человека. Вместе  с  ростом  сознательности  граждан  возрастает  эффективность  правового  регулирования  общественных  отношений, выполнение  требований  ном  права  воспринимается  гражданами  как  долг  перед  обществом  и  государством, расширяется  и  углубляется  взаимодействие  права  и  морали. Право  в  целом  соответствует  моральным  взглядам,  убеждениям  народа.  В  жизненных  обстоятельствах  возникают  определенные  противоречия  между  правосознанием  и  моральным  сознанием  общества,  отдельных  социальных  групп,  “столкновения”  между  нормами  морали  и  права.  В  том  случае,  когда  нормы  права  приходят  в  противоречие  с  общественным  мнением,  требованиями  нравственности,  долгом  компетентных  государственных  органов  является  принятие  необходимых  мер  по  совершенствованию  правового  регулирования.  Практика  внутригосударственной  и  международной  жизни свидетельствует,  что  противоречия  между  правом  и  моралью  имеются  в  регулировании  имущественных,  семейных,  трудовых,  экологических,  международных  отношений.  Противоречия  между  правосознанием  и  моральным  представлением  могут  быть  в  определении  преступления,  административного  проступка,  мер  уголовной,  административной,  имущественной  ответственности.  Ряд  коллизионных  вопросов  в  соотношении  права  и  морали  возникает чаще  всего   в  регулировании  трансплантации  человеческих  органов  и  тканей,  операции  искусственного  оплодотворения  и  имплантации,  осуществлении  других  медицинских  операций  и  способов  лечения.  Так,   получившее в  последнее  время  широкую  огласку  дело  “доктора  Смерти” является   показательным  примером  “столкновения”  между  нормами  морали  и  права. Умерщвляя  безнадежно больных смертельной  болезнью людей  по  их  просьбе,  он,  с  одной  стороны  прямо  нарушает  закон, но  с  другой  стороны  избавляет   больных,  как  от  физических,  так  и  психических  мучений, что,  несомненно,  соответствует  морали  и  нравственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРОТИВОРЕЧИЯ  ПРАВА И МОРАЛИ

Тесное  взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Между ними могут возникать и довольно часто  возникают острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые  требования не всегда и  не  во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу.  Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение, вытекают из действия закона единства и борьбы противоположностей.

Следует сказать, что оптимальное совмещение  этического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах. И, как  показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не удается – противоречия неизбежно сохраняются, возникают новые, углубляются старые. Их можно и какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не снять полностью.

Разумеется, отдельные из них можно волевым  порядком устранить, другие - не допустить, но в целом как объективное  явление они остаются. Вообще, вершин нравственности еще ни одному обществу достичь не удавалось, равно как и право, никогда не выражало всей полноты моральных императивов. Отсюда − «недоразумения» между данным феноменами. При этом бывают коллизии поверхностные и глубинные, устойчивые. Не следует смотреть на них во всех случаях как какое-то «зло», с которым необходимо непременно «бороться».

Причины противоречий между правом и моралью  заключается уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции,  различные походы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т. д.

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения  жизни, к  тому же, в нем самом немало коллизий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее  реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

Информация о работе Взаимоотношение права и морали