Японская и американская модели. сравнительная характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации. В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.

Содержание

Введение 2
Американская модель управления 4
Японская модель управления 15
Сравнительный анализ американской и японской модели управления 27
Заключение 36
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

ТУ курсовая америк. и японская модель.docx

— 84.52 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 2

Американская  модель управления 4

Японская  модель управления 15

Сравнительный анализ американской и японской модели управления 27

Заключение 36

Список  литературы 37 

 

Введение

      Управление  персоналом является одной из важнейших  функций менеджмента, так как  человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации  и автоматизации. В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются  все более высокие требования. Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых  форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности  использования людских ресурсов. Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые  для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности. В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических  норм и стилей поведения людей, а  также их воспитания, традиций и  устоев. За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области  теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических  особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем  многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.

      Тем не менее,  нет нужды слепо следовать  выводам американских  теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.   Мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно.   Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно хорошо изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного (американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения, на японских предприятиях, значительно отличаются от американских. Во-вторых, результаты, полученные на японских предприятиях (например, темпы роста производительности труда), свидетельствуют о том, что используемые там методы управления персоналом достаточно эффективны. Именно эффективность привлекает все большее внимание зарубежных исследователей, которые, изучая японские методы управления персоналом, рассматривают возможность их использования в своих странах.  При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений. Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.

В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:

    1. Охарактеризовать американскую модель менеджмента.
    2. Рассмотреть особенности японской модели менеджмента.
    3. Провести сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента.

 

Американская  модель управления

Становление американского менеджмента

      Американский  менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой  сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный  способ организации производства.

3. Корпорация  как основная форма предпринимательства.                                           

Американский  экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов обществ. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности  и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.

Большинство специалистов в области менеджмента, государственных  и политических деятелей ставили  и ставят эту черту на первое место.

Для бывшего  СССР характерной была идеологическая практика «оценки стиля сверху», которая как бы устанавливала  и разрешала последующее пользование  «оценочными установками». В связи  с этим симптоматична характеристика, данная И.В. Сталиным: «Американская  деловитость является ...противоядием против «революционной» маниловщины  и фантастического сочинительства.

Американская  деловитость – это та неукротимая  сила, которая не знает преград, которая  размывает своей деловитой настойчивостью все и всякие препятствия, которая  не может не довести до конца раз  начатое дело, если даже это небольшое  дело, и без которой не мыслима  серьезная строительная работа».

Каковы же конкретные признаки американской деловитости?

Прежде всего, она проявляется в таких качествах  персонала, как целеустремленность, настойчивость и умение доводить до конца начатое дело. Не случайно, что именно в американском менеджменте  была разработана и реализована  в самых различных проявлениях  на разных уровнях концепция управления по целям (МВО).

Характерным проявлением  американской деловитости специалисты  также считают стремление к выгоде, доходу. В самом деле, зачем стремиться к цели, если она не сулит заработка? «Тот, кто не дышит воздухом прибыли, тот задохнется в деловом мире. Деловые американцы считают, что  всякое дело должно быть выгодным, то есть дать выигрыш в деньгах, во времени  и попутно в ...удовольствии». Этим объясняется стремление американцев  вникать в детали дела, подхода, метода, средства, системы, интересоваться новинками, изучать опыт других стран.

Американские  управляющие считаются мастерами  выжимать максимум выгоды из созданного дела, сложившейся ситуации. То, что  не сулит выигрыша или сыграло  свою роль, как правило, забрасывается  или «забывается». В период благоприятной  конъюнктуры дело ведется инициативно  и энергично, выжимается максимум из людей, оборудования, времени.

Данная сторона  американской деловитости породила три «деловых правила»:

  1. Делай то, что окупается, приносит доход.
  2. Выбирай эффективные средства достижения целей.
  3. Умей находить и использовать необходимые ресурсы.

      Американская  деловитость проявляется также  в умении оценивать, считать. При  создании, ведении или улучшении  дела американцы умеют оценивать  плюсы и минусы, подсчитать возможные  затраты и выгоды. 

В сфере управления в США, пожалуй, нет того, что не получало бы денежной и временной  оценки. Время – это деньги, а  деньги, в свою очередь, - это время. Это, во-первых, обусловливает организацию  работы таким образом, что напрасно не тратятся время, деньги, силы и материалы. Во-вторых, применительно к американскому  менеджменту можно найти много  так называемых усредненных цифр и данных, которые используются для  характеристики той или иной проблемы. И, наконец, много издается литературы, методико-практического характера  по вопросам сокращения административно-управленческих расходов, по экономии времени. Кто  не умеет оценивать и считать, тот (при прочих равных условиях) не может эффективно управлять. Поэтому  система подготовки курсов повышения  квалификации управляющих включает много дисциплин, разделов и тем, которые направлены на формирование и развитие этого важного и  необходимого умения.

Сильным признаком  американской деловитости является также единство слова и дела.

Американский  менеджер верен и предан взятым обязательствам, своему слову, букве подписанного контракта. Выполнить устное или зафиксированное  слово – это своего рода «деловой азарт», в котором сконцентрированы честь, престиж, совесть и профессионализм  руководителя. Слово, которое дано, - это своего рода начало и продолжение  дела, а не слово о деле, которое  не будет сделано. По правилам этики  бизнеса невыполненное обещание, нарушенное слово влекут за собой  худшее из наказаний – подрыв доверия  к менеджеру, отнесение к разряду  «болтунов».

Слово по-американски  – это не средство откладывания чего-либо «на потом», не сиюминутное  средство успокоения или «управленческой  терапии» (это чрезвычайно распространено в современной России), а средство практического решения или ускорения  дела. Единство слова и дела исторически  возвысили американского руководителя и создали ему репутацию делового человека.

К проявлению американской деловитости следует отнести  также краткость и ясность  слова.

В данной стороне  деловитости реализуется правила  экономии языковых средств. Многословность – это один из врагов организации  и управления. Есть, конечно, руководители, которые много говорят и много  делают, но для этого нужны особые способности или талант «делоговорливости». Как правило, деловитость не уживается с многословием.

В США имеются  руководства, содержащие рекомендации по «правилам разговора» - по телефону, с подчиненными (особо указывается, в каких случаях не нужно экономить  время, а поговорить и послушать), с аудиторией. В инструкциях, буклетах, наставлениях, рекомендациях часто  наряду и вместо слов используются доходчивые, ясные и профессионально  выполненные рисунки, схемы и  диаграммы. Графическое слово –  это также сильный инструмент в пояснениях, напутствиях, иллюстрациях и обучении.

Воспитание в  духе краткости и ясности слова  позволяет американцам создавать  меньшие по объему отчеты, которые  легче воспринимаются и, самое главное, прочитываются теми, кому они адресованы. Известно, что проблема «чтения документа» – одна из самых больных в условиях большого количества и объема документов.

Продолжительное время США оставались «Меккой  организации», куда приезжали специалисты  и творческие бригады, чтобы не только воочию убедиться в данном умении американских менеджеров, но и перенять их организационно-управленческий опыт.

Имеются другие страны, менеджеры которых не лишены этого умения. В этой связи возникает  вопрос: «В чем же заключается специфика  американского умения организовывать?».

К организации  любого дела американский менеджер подходит довольно тщательно, учитывая по возможности  все стороны, которые определяют успех (или неуспех) дела. В организации  нет мелочей! Поэтому американскому  менеджеру не свойственна работа «навалом, нахрапом, натиском». Эффективность  любой организационной системы  или организации определяется в  первую очередь ее отработанностью  с различных позиций – правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и т.д.

Информация о работе Японская и американская модели. сравнительная характеристика