Закон как норма правового акта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

«Государство - сложное и исторически развивающееся общественно политическое явление. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных».1
Понятие «источника права» существует много веков. Если исходить из общераспространённого значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА.
ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ……………………..4

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА………………………………………..9

ВИДЫ ЗАКОНОВ……………………………………………………….......11
3.1 Конституция РФ…………………………………………………..12
3.2 Конституционные законы………………………………………..13
3.3 Федеральные законы……………………………………………...15
3.4 Законы субъектов РФ…………………………………………….15

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ…………………………………17
4.1 Понятие правотворчества и его значение……………………….17
4.2 Принципы правотворчества………………………………….......18
4.3 Принципы правотворчества в Архангельской области………...19
4.4 Виды правотворчества……………………………………………20
4.5 Этапы законодательного процесса в РФ…………………….......21
4.6 Законодательный процесс в Архангельской области……..........23

ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ
В СИЛУ ЗАКОНОВ РФ……………………………………………………..25
5.1 Порядок опубликования и вступления в силу
федеральных законов РФ ……………………………………………25
5.2 Порядок опубликования и вступления в силу
законов Архангельской области ……………………………….........26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Кур раб по ТГП (Закон как норм прав акт) Саши.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

В пределах субъекта Федерации  по вопросам, относящимся к исключительным полномочиям субъекта (а также  по вопросам совместного ведения, если они не урегулированы федеральными актами), действуют конституции и уставы субъектов Федерации. За ними следуют соответствующие законы (Федерации и субъектов).

Правовое регулирование  в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются подзаконными актами глав государств, государственных образований и администраций (например, указы Президента РФ и губернаторов), потом – постановления Правительства РФ и правительств, имеющихся в некоторых субъектах РФ и так далее.

В настоящее время  важнейшей проблемой российских управленческих кадров является использование  нормативных правовых актов. Как констатирует Главное контрольное управление Президента РФ «из трех принятых законов в среднем два не выполняются, так как не обеспечены материальными средствами, а есть и такие законы субъектов Федерации, которые противоречат федеральным законам».23

 

4 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ

 

4.1 Понятие  правотворчества и его значение

 

Законотворчество –  это очень значимое направление  работы любого государства. По ее результатам (законам и иным нормативным актам) судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности и культурности.

Повышение качества правовых решений, снижение числа неэффективных  нормативных актов – постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с законодательным (правотворческим) процессом.

Субъектами правотворчества  являются государственные органы, наделённые соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), органы местного самоуправления, а также народ при принятии законов путём референдума

Одна из важнейших  характеристик правотворчества  заключается в том, что это  государственная деятельность. Органы государства принимают, создают  нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. В отечественной правовой системе право создается и общественными организациями по уполномочию органов государства.

Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с  процедурой, установленной нормативными актами (Конституцией, регламентом, уставом и т.д.). Задачей правотворчества является совершенствование законодательства для достижения целей, которые ставит перед собой законодатель. 24

Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуется учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ постановление и прочее).25

Основным импульсом  к созданию закона служит общественно  значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом. «Искусство законодателя состоит в том, чтобы…вовремя…и точно…отреагировать на общественный «вызов», «снять» остроту ситуации».26

 

4.2 Принципы  правотворчества

 

Принципы правотворчества – это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Их соблюдение снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.

Наиболее важными принципами правотворчества являются:

  1. Принцип законности;
  2. Принцип научности;
  3. Принцип использования правового опыта;
  4. Принцип демократизма;
  5. Связь с практикой.

Принцип законности заключается в разработке и принятии нормативно-правовых актов с соблюдением правовой процедуры, при этом следует не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству.

Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук, играющих важную роль на всех этапах подготовки закона.

Принцип использования  правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом (например, в ГК РФ есть институты права (доверительной собственности, банковской гарантии, морального ущерба), которые были заимствованы из опыта более развитых в правовом отношении государств.

Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа посредством референдума, гласности обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его критики, предложения альтернативных вариантов.

Связь с практикой как принцип законотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих актов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.27

 

4.3 Принципы  правотворчества в Архангельской области

 

В Архангельской  области законодательная деятельность строится согласно областному закону «О порядке разработки, принятия и вступления в силу законов Архангельской области» (от 19 сентября 2001г.) на следующих принципах:

  1. Верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  2. Единства системы государственной власти;
  3. Разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  4. Разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Архангельской области;
  5. Самостоятельного осуществления органами государственной власти Архангельской области принадлежащих им полномочий;
  6. Отражения в областных законах интересов населения Архангельской области;
  7. Демократизма и гласности в процессе разработки и принятия областных законов;
  8. Единства, полноты и непротиворечивости системы правовых актов Архангельской области;
  9. Создания механизмов реализации областных законов;
  10. Открытости и доступности информации о принятых областных законах.28

 

4.4 Виды правотворчества

 

В отечественной теории права выделяются три вида правотворчества (законотворчества):

  1. Законотворчество компетентных государственных органов;
  2. Референдум, то есть «непосредственное правотворчество народа»29;
  3. Санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов.

Самым главным и самым  распространенным видом правотворчества  является создание законов парламентом. В РФ в соответствии с Конституцией РФ функции парламента выполняет Федеральное Собрание, являющееся представительным и законодательным органом и состоящее из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Механизм законопроектной работы парламента отличается следующими особенностями:

  • ограниченный круг субъектов законодательной инициативы;
  • строгая процедура прохождения проекта в парламенте;
  • последовательная смена стадий правотворчества;
  • множественность средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя;
  • обусловленность юридического содержания правотворческого акта кругом реагируемых отношений». 30

Надо сказать, что Парламент  часто испытывает дефицит времени, который не позволяет принять  соответствующее правовое решение  и не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов. Поэтому здесь имеет место и подзаконное правотворчество, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества  необходимы для обеспечения применения закона. Субъектами подзаконного правотворчества являются Президент, Правительство, иные высшие органы власти, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных документов.

Среди достоинств подзаконного правотворчества следует выделить оперативность, гибкость и меньшая формальность. Компетентность соответствующих органов, их знание условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения.

К недостаткам такого вида правотворчества можно отнести  закрытость процесса принятия правового  решения, сложность обзора и применения норм из-за большого количества нормативных  актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой и другие.

Следующим видом правотворчества  является референдум, то есть непосредственное правотворчество народа. Путем референдума был принят Основной закон нашего государства – Конституция РФ 1993 года.

Третий вид правотворчества  – это санкционирование норм, при котором процесс их создания происходит вне государственных органов. 31

 

4.5 Этапы законодательного процесса в РФ

 

Законодательный процесс РФ состоит из двух этапов:

    1. предпроектный этап;
    2. проектный этап.

Предпроектный этап заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы.

Выявление такой потребности  происходит спонтанно: имеют значение лишь степень остроты проблемы, её общезначимость и актуальность. О  том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия (экономическими, моральными и прочими).

Второй этап правотворчества  называется проектным этапом. Особенность его заключается в том, что эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе. Кроме того, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права», то есть создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта.

К стадиям  проектного этапа относятся:

  1. Внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы.
  2. Рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа.
  3. Обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа.
  4. Обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа.
  5. Принятие законопроекта правотворческим органом во втором окончательном чтении.

Внесение  в правотворческий орган проекта  закона субъектом правотворческой инициативы. Например, правительство - чаще всего является инициатором принятия того или иного закона. Реализуя ту или иную политику, правительство острее других чувствует, в каком акте оно нуждается для дальнейшей эффективной работы. Нередко правительство убеждают с помощью групп давления о необходимости принятия нового нормативного акта. Например, профессиональные союзы. Российская политическая практика знает немало таких фактов: «принятие высоких таможенных пошлин, ограничивающих импорт иностранных автомобилей, под влиянием отечественных автомобильных гигантов».32

Депутат парламента также  имеет право представить законопроект, который может стать законом. Однако на практике эта возможность весьма ограниченна.

Рассмотрение  проекта закона в комиссиях и  комитетах правотворческого органа, с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Особая роль принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседании палаты парламента.

Обсуждение  законопроекта по палатам или  на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель – высказывание предложений, поправок, замечаний отдельными депутатами и фракциями парламента. Законопроект может быть принят в первом чтении или возвращен на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента.

Принятие  законопроекта правотворческим  органом во втором окончательном чтении. Для завершения процесса правотворчества необходимы еще несколько важных этапов, логически включаемых в четвертую стадию правотворчества. Это подписание законопроекта главой государства и обнародование (опубликование в средствах массовой информации) текста нового закона.33

Информация о работе Закон как норма правового акта