Законность и целесообразность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Представленной работой рассматривается тема: «Законность и целесообразность»

Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:

- понятие и содержание законности;
- роль законности в обществе

- гарантии законности

- Соотношение понятий «законность и целесообразность»

- законность и правовое государство

Содержание

План:

Введение



1. Основные структурные элементы механизма правового регулирования

2. Законность: понятие и содержание

3. Роль законности в обществе

4. Гарантии законности

5. Соотношение понятий «законность и целесообразность»

6. Законность и правовое государство.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-ЧИСТОВАЯ.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

       Правовое  государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

       Укрепление  законности остается актуальнейшей  задачей, ибо это - центральная категория  правового государства. Новая Конституция  Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей  внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

       Законность  и правовое государство - категории  во многом тождественные, но у них  несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в  то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней. Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства.15

       С позиций личности законность выступает  в первую очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Она обеспечивает охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий со стороны других лиц. От состояния законности зависит степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. А поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности. Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом: они выступают как основа, ядро порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Итак, настоящей работой рассмотрена и исследована тема законности и целесообразности.

       В работе использованы различные литературные источники, поскольку мнения авторов  по различным вопросам часто не совпадают, и задача отразить, насколько это  возможно в формате данной работы, полемику по вопросам законности и целесообразности в теории права и государства, мною выполнена.

       Изучение  проблем законности и целесообразности в курсе теории государства и  права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, но, в конечном счете, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды.

       Сама  по себе правоприменительная и право  реализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они соответствуют законности, то выступают не элементами ее содержания, а ее носителями. Законность — это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин "законосообразность", пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями — законностью и реализацией права (Л. О. .Явич).

       В работе рассмотрены и определены понятие и содержание законности как необходимого политико-правового режима общества. Итак, законность - это необходимая составная часть политико-правового режима правового государства и общества. Основной вывод, который можно сделать из исследования аспектов данного вопроса - это то, что в Российской Федерации, Конституция которой провозгласила стремление к построению правового государства в нашей стране, к сожалению, нельзя с твердостью утверждать о воцарившейся на правовых полях государства законности. Исходя из исследования главы второй работы, выяснено, что одним из основных условий законности в правовом государстве является четкое, неукоснительное ее соблюдение в первую очередь государственными органами власти; учитывая сегодняшний уровень коррупции, халатности, волюнтаризма, злоупотребления властью российским чиновничеством, к сожалению можно констатировать лишь частичное присутствие законности.

       Определены  гарантии законности, их виды, раскрыто и рассмотрено понятие правопорядка и его соотношение с законностью.

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

       1.  Алексеев С.С. Общая теория права. М: Норма - Инфра-М, 2000.

       2.   Арзамаскин Н.Н., Толкачев К.Б., Хабибуллин  А.Г. Теория государства и права. Уфа: НИ и РИО УЮИ МВД РФ, 1996.

       3.   Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999.

       4.   Гришанин П.Ф. Пути укрепления законности. – Государство и право, 2001  

       5.   Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2000.

       6.   Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. С. 218

       7. Тихомиров М.Ю. О механизме обеспечения законности в управлении экономикой // Государство и право. 2000. №

       8. Хропанюк Н.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 2005.

Информация о работе Законность и целесообразность