Законодательные органы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель предусматривает решение ряда задач.

Определение понятия орган государства, выделение признаков и видов;
Детальное рассмотрение: сущности, юридического поля, функций законодательных органов государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3 1.ОРГАН ГОСУДАРСТВА……….………………………………………...…….5

1.1.Понятие и признаки……………..…………………………………………….5

1.2. Классификация органов государства………….………..…………………...8

2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ………..…………………………….…….10

2.1. Понятие, сущность, функции, цели……….……………………………….10

2.1. Законодательная власть Российской Федерации………...……………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………… …………………………...18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20

ПРИЛОЖЕНИЕ...………………………………………………………………..21

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

законодательные органы государства.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      Оглавление.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3 1.ОРГАН ГОСУДАРСТВА……….………………………………………...…….5

1.1.Понятие и признаки……………..…………………………………………….5

1.2. Классификация органов государства………….………..…………………...8

2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ………..…………………………….…….10

2.1. Понятие, сущность, функции, цели……….……………………………….10

2.1. Законодательная власть Российской Федерации………...……………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………  …………………………...18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20

ПРИЛОЖЕНИЕ...………………………………………………………………..21

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Тема  курсовой работы – «Законодательные органы государства».

      Приступая к ее рассмотрению, отметим, что в  системе юридических знаний теория государства и права является базовой методологической наукой. Цели ее изучения: усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях; получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; уяснить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.

      Таким образом, теория государства и права, как наука, исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности.

      Актуальность  темы. Как видно, важное значение в предмете теории государства и права отводится изучению государственно-правовых явлений, т.к. они являются правообразующими категориями и именно отсюда проистекает сущность права того или иного государства. В наше время, такие знания особенно необходимы, т.к. без управления, без надзора, без законов, и, конечно же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь в государстве.

      В Конституции Российской Федерации  отмечено: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом правовое государство в России официально начало формироваться с 1993 г., и важная роль в этом процессе отводится в том числе и органам государственной власти, органам олицетворяющим три ветви власти: законодательной, исполнительной, судебной. Именно поэтому настоящая тема курсовой работы важна и актуальна и требует пристального рассмотрения.

      Отметим, что тема органов государственной  власти достаточно разработана в теоретическом плане. Первоначально теорию разделения властей в своих трудах описывали Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В России в дореволюционный период труды о делении государственной власти на три ветви можно найти в работах А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и др.

      В советский период эта тема рассматривалась  не как теория разделения властей, а  как разделение функций между  государственными органами.

      Исходя  из вышесказанного определим цель работы – изучение и сравнительный анализ деятельности законодательных органов государственной власти.

      Цель  предусматривает решение ряда задач.

  • Определение понятия  орган государства, выделение признаков и видов;
  • Детальное рассмотрение: сущности, юридического поля, функций законодательных органов государственной власти.

      Курсовая  работа состоит из двух глав, в каждой из которых решаются поставленные вопросы, в заключении подводится общий итог проделанной работы, в котором резюмируются основные положения изученного материала по избранной теме работы, в приложении приводятся схемы илюстрирующие специфику деятельности органов государственной власти РФ. 
 
 

1.ОРГАН  ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и признаки

 

     Механизм  государства, как уже было сказано  выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым  важным, этого механизма является орган государства.

     Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.1

     Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

     Понятие «государственный орган» можно рассматривать  с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

     Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

     Каждый  орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

     Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

     Свою  компетенцию государственные органы  могут реализовывать в трех формах:

путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);

путем принятия предписаний индивидуального  характера (акты применения);

путем осуществления организационной  деятельности.

     Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.

     Государственные органы, как и все структурные  элементы государства, обладают рядом признаков:

- Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

- Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и  дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;

- Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;

- Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов.  Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;

- Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).

- Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

- Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;

- Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;

- Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства. 
 
 
 
 
 

1.2. Классификация органов государства. 

     Классификацию органов государства можно проводить  по различным основаниям, наглядно  это видно на схеме (Приложение №1).2

     По  способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы в свою очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

     По  объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

     По  широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство образования).

     По  порядку принятия решения (по порядку  осуществления компетенций) органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). К коллегиальным органам можно отнести парламент, к единоличным же – президента.

     Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые

     Помимо  всех вышеперечисленных классификаций, выделяют еще и классификацию  по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда как временные – для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей.

      В структуре государственных органов  выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.

     На  механизм государства и классификацию  его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.  
 
 
 
 
 

      2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГАНЫ

2.1. Понятие, сущность, функции, цели. 

      Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.3

Информация о работе Законодательные органы государства