Безработица в чувашии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуется тема: Занятость населения и ее регулирование.
Актуальность темы. В настоящее время, в связи с мировым финансовым кризисом (который напрямую коснулся и Россию) вопрос занятости и трудоустройства стоит крайне остро. С ноября 2008 года сокращены и уволены по различным основаниям тысячи человек . Подавляющее большинство из них так и не нашли новое рабочее место к февралю 2009 года. В России наблюдается всплеск безработицы.
Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве.
Установленное законодательством социальное обеспечение в случае безработицы гарантируется Конституцией Российской Федерации наравне с социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……………………......3
Глава 1. Безработица как проблема современной экномики…………………………..….......5
1.1. Понятие безработицы…………………………………………………………………….…5
1.2. Причины безработицы и необходимость обеспечения занятости……………………….8
1.3. Безработица в Чувашии……………………………………………………………………12
Глава 2. Правовое обеспечение занятости населения………………………………………..15
2.1. Понятие и правовое регулирование занятости…………………………………………..15
2.2. Непостоянная занятость: понятие, особенности…………………………………….......18
2.3. Обеспечение занятости……………………………………………………………………21
2.4. Анализ занятости населения в Чувашии…………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………...35
Список нормативных актов и литературы……………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая по статистике.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

      - безработица вследствие повышения  производительности труда и его интенсификации;

      - безработица вследствие демобилизации,  увольнения в запас и структурной  перестройки в армии;

      - безработица членов семей военнослужащих  и военных советников, возвращающихся  в РФ из-за рубежа;

      - безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;

      - первичная безработица (выпускники  школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

      - безработица молодежи, отчисленной  из учебных заведений или прекратившей  обучение по собственному желанию;

      - безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

      - безработица субъективная вследствие  нежелания или неспособности  переквалифицироваться и получить  иную профессию;

      - безработица вследствие вынужденной  миграции (беженцы);

      - безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

      - безработица тех, кто после  длительного перерыва хочет возобновить  работу;

      - безработица в связи с невозможностью  без нарушения паспортного режима  и утраты жилья перемещаться  из мест с избытком трудовых  ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

      Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения  не желающая работать. Такие граждане не регистрируются в качестве безработных и не ищут работу.

      Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной  проблемой. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.   

        Очень часто оценивается лишь  экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

      Появляется  не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в  экономике (от снижения количества отработанного  времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

      Как уже было отмечено, финансовый кризис, начавшийся в октябре- ноябре 2008 года существенно увеличил число безработных. В своем ежегодном докладе о глобальных тенденциях в сфере занятости Международное бюро труда (МБТ) отметило, что, как ожидается, глобальный экономический кризис приведет к резкому увеличению количества людей, пополняющих армию безработных, «работающих бедных» и «незащищенных занятых».11

      Безработица имеет серьезные последствия.

      Социальные последствия безработицы: обострение криминогенной ситуации; усиление социальной напряженности; рост количества физических и душевных заболеваний; увеличение социальной дифференциации; снижение трудовой активности.

      Экономические последствия безработицы: обесценивание последствий обучения; сокращение производства; затраты на помощь безработным; утрата квалификации; снижение жизненного уровня; недопроизводство национального дохода; снижение налоговых поступлений.

      Поэтому России необходима действенная политика занятости.

1.3 Безработца  в Чувашии.

 

    В Чувашии в 2008 году органами службы занятости  поставлено на учёт 53 тыс. граждан в  качестве ищущих работу, что на 1,3% больше, чем в 2007 году. В Государственной службе занятости населения Чувашии, в структурном составе безработных уволенных по собственному желанию - 17,5 тыс. человек (32,9% к общей численности поставленных на учет), уволенные по причине ликвидации организаций, либо сокращения численности или штата организаций - 2,8 тыс. человек (5,3%), несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет - 17,2 тыс. человек (32,5%). Среди безработных городские жители составили 63,6%, сельской местности - 36,4%.

    На 1 января 2009 года на учете состояло 11.685 безработных граждан против 9.673 - на 1 января 2008 года, пособие по безработице получали 9.980 безработных граждан (85,4% от численности зарегистрированных безработных). Только за один декабрь 2008 года число безработных увеличилось на 2.679 человек. В республиканском банке вакансий службы занятости имелось 4.329 вакансий (на 1 января 2008 года - 8.586 заявок).

    На  начало 2009 года уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности  экономически активного населения составил 1,7% (на 1 января 2008 года - 1,4%). В 13 муниципальных образованиях он сложился выше, чем в среднем по республике, в том числе наиболее высокий - в Алатырском (2,54% по отношению к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте), Красночетайском (1,77%), Шумерлинском (1,7%) районах, в городах Новочебоксарск (1,6%) и Алатырь (1,58%). Самый низкий уровень регистрируемой безработицы - в Моргаушском (0,65%), Цивильском (1,01%), Ядринском (1,06%) и Вурнарском (1,07%) районах.

    В 2008 году при содействии органов службы занятости на постоянную и временную работу трудоустроены 38,2 тыс. человек. В общественных работах участвовали 6,1 тыс. человек. Для безработных, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, подростков, лиц освобожденных из мест лишения свободы, многодетных и одиноких родителей, граждан предпенсионного возраста и некоторых других), органами службы занятости было создано 523 временных рабочих места, на которые трудоустроены 698 человек из числа указанных категорий граждан.

    В прошлом году было создано 12,9 тыс. временных  рабочих мест для подростков, на которые трудоустроены 15,9 тыс. человек. Для временного трудоустройства  безработных в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учебных  заведений начального и среднего профессионального образования создано 224 временных рабочих места, среди трудоустроенных на эти места - 22 выпускника профессиональных училищ, 163 выпускника ссузов.

    На  работу за пределы республики при  содействии органов службы занятости  направлены 1.114 жителей Чувашии, в том числе 437 сельских жителей, 308 человек в возрасте до 30 лет, 246 безработных.

    Профориентационные  услуги в 2008 году получили 141,3 тыс. человек (в 2007 году - 130,1 тыс. человек), в том  числе 52,7 тыс. сельских жителей, 107,8 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет, 2,4 тыс. инвалидов, имеющим показания к трудовой деятельности.

    В программах социальной адаптации на рынке труда участвовало 1.806 безработных  граждан, в том числе в программах "Клуб ищущих работу" - 1.506 человек, "Новый старт" - 274 человек. Трудоустроились после завершения участия в указанных программах 734 человека, в том числе 562 женщины.

    Предувольнительные  консультационные услуги по вопросам законодательства о занятости населения, ситуации на республиканском рынке труда, возможностях профессионального обучения получили 1.407 работников, намеченных администрациями организаций к увольнению по причине сокращения штатов или ликвидации организаций.

    На  профессиональное обучение в 2008 году направлены 3.195 безработных граждан, из них 1.058 сельчан, свыше 2.000 молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, 106 инвалидов, 140 человек уволенных по причине ликвидации предприятий или сокращения штатов в них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Правовое обеспечение занятости населения

2.1. Понятие   и  правовое регулирование занятости

 

      Согласно  ст. 1 ФЗ «О занятости населения»12 занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.  

      Само  понятие занятости толкуется  применительно к каждому отдельному гражданину. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением  их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

      Термин  «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору (контракту). Этот заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре.

      Правовую  основу регламентации отношений, возникающих  в сфере занятости и трудоустройства, составляют ст. 34, 37 Конституции РФ13, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

      К отношениям в сфере занятости  и трудоустройства применимы  нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах14, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека15 закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. Следовательно, реализация права на труд связана с трудоустройством. К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ: Конвенция № 122 о политике в области занятости и трудоустройства16 и другие.

      Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.17

      Занятыми  считаются граждане:

      - работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу  за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);

      - занимающиеся предпринимательской  деятельностью;

      - занятые в подсобных промыслах  и реализующие продукцию по  договорам;

      - выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера,  предметами которых являются  выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

      - избранные, назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;

      - проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

      - проходящие очный курс обучения  в общеобразовательных учреждениях,  учреждениях начального профессионального,  среднего профессионального и  высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

      - временно отсутствующие на рабочем  месте в связи с нетрудоспособностью,  отпуском, переподготовкой, повышением  квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

      - являющиеся учредителями (участниками)  организаций, за исключением учредителей  (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

       

2.2. Непостоянная занятость: понятие, особенности

 

      Гибкий рынок труда является одним из важнейших элементов динамично развивающейся экономики. Он создает возможность для предприятий оперативно подстраиваться под непрерывно происходящие изменения в экономической, технологической, институциональной среде. Проявляя гибкость в сфере занятости, предприятия могут регулировать число работников (гибкость численности), продолжительность труда (гибкость рабочего времени), размер и формы вознаграждения (гибкость заработной платы), содержание трудового процесса (гибкость организации труда), место выполнения трудовых функций (гибкость рабочего места).

Информация о работе Безработица в чувашии