Демографическое состояние и политический строй Грузии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:28, реферат

Описание работы

Демографическое положение в Грузии чрезвычайно острое. Экономическая нужда и общая нестабильная обстановка обусловили сокращение рождаемости до кризисного предела и рост смертности. Без преувеличения можно сказать, что грузинский народ оказался перед опасностью физического исчезновения.
Число новорожденных сократилось наполовину по сравнению с 1980 годом, когда ежегодно рождалось в среднем до 94 тысяч детей. В стране рождается намного меньше детей, чем это необходимо для количественной смены поколения родителей.
Интенсивными стали внешние миграционные процессы, в основном из-за тяжелых экономических условий за последние годы до миллиона человек покинули страну.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
I. демографическое состояние Грузии……………………………………..5
1. Грузия теряет своих жителей……………….…………………………….5
2. за 10 лет население Грузии уменьшилось почти на миллион…….…….6
3. население Грузии заметно постарело……………………………….……7
4. демографическая ситуация в Грузии начала выправляться…….………7
II. внешняя политика Грузии………………………………………………..10
заключение……………………………………………………………………….17
список литературы………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

реферат ГРУЗИЯ.docx

— 52.42 Кб (Скачать)

    В связи с поставленной целью были выполнены следующие задачи:

    1. Исследовано понятие «общественное  мнение», как следствие системы  манипулятивного воздействия, рассмотреть/ социально-психологические аспекты политического поведения масс;

    2. Проведён анализ изменения роли  общественного мнения под воздействием  современной телекоммуникационной  среды;

    3. Проанализированы основные концептуальные  подходы к формированию внешнеполитической  стратегии Грузии за обозначенный  период (19912003гг.);

    4. Охарактеризованы особенности массовой  политической психологии и культуры  в Грузии, рассмотрены формы и  методы формирования общественного  мнения в Грузии, в контексте  теории политической психологии;

    5. Проведён сравнительный анализ  социальных данных по проблематике  формирования общественного мнения  в Грузии в отношении внешнеполитической  стратегии страны;

    6. Определена степень воздействия  общественного мнения на формирование  внешнеполитического курса Грузии;

    7. Выявлена сущность и определено  содержание, структуру и особенности  влияния общественного мнения  на формирование внешней политики  Грузии.

    Научная новизна исследования состоит в  том, что:

    - проведено практически первое  комплексное исследование влияния  общественного мнения на формирование  внешней политики Грузии и её стратегических приоритетов;

    - выявлены особенности влияния  общественного мнения на формирование  внешнеполитического курса 3. Гамсахурдиа,  Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили  и взаимодействия их администрации  с общественностью;

    - определена роль политических  элит (российских и западных), которую  они играют при формировании  общественного мнения по проблемам  двухсторонних отношений с Грузией;

    - выявлены особенности формирования  общественного мнения в условиях  переходного периода и становления  грузинской государственности. Грузия  практически не имела опыта  независимого существования и  сейчас находится на этапе  строительства своей государственности,  поиска своего места в геополитическом  пространстве. Демократические ценности  и свободы, проповедуемые политической  элитой страны, несомненно, требуют  рассмотрения уровня политической  культуры общества и изучения  роли общественного мнения, как  необходимых аспектов при формировании  внешней политики государства.

    Объектом  исследования являются внешнеполитическая стратегия грузинского государства  и внешнеполитические стереотипы массового  сознания.

    Предмет исследования - степень воздействия  фактора общественного мнения на выработку внешнеполитической линии  поведения грузинского руководства.

    Методологическая  основа диссертации:

    - Системный подход использован  в данном исследовании при  анализе внешнеполитических приоритетов  политического руководства Грузии;

    - Исторический подход оказался  важен для понимания эволюции  гражданского общества Грузии;

    - Институциональный подход был  необходим при исследовании влияния  общественного мнения на внешнеполитическую  линию развития грузинского государства;

    Диссертантом  применялся такой метод исследования, как анализ статистических данных, а также результатов социологических  исследований общественного мнения по внешнеполитической проблематике. Для комплексного освящения проблемы диссертационного исследования использовались следующие источники:

    - официальные документы Грузии;

    - заявления и интервью политических  деятелей Грузии.

    Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней выдвигается и  обосновывается гипотеза: в современных  условиях демократизации международных  отношений значительно повышается роль общественного мнения. Однако неразвитость грузинского гражданского общества в условиях становления  демократического государства обуславливает  высокую степень зависимости  общественного мнения по проблемам  внешнеполитического развития Грузии от политических властных структур.

    Практическая  значимость данной работы состоит в  том, что полученные результаты могут  быть использованы:

    - в дальнейших исследованиях общественного  мнения в Грузии по внешнеполитическим  вопросам;

    - при подготовке специальных курсов  в рамках таких предметов, как  политическая психология, международные  отношения и мировая политика.

    - для последующего изучения и  анализа роли гражданского общества  в формировании внешней политики  Грузии.

    - как аналитический материал для  соответствующих департаментов  МИД России и Грузии.

    Апробация работы. Материалы и выводы диссертации  апробированы в следующих формах:

    - основные положения работы опубликованы  в ряде статей;

    - основные идеи представлены в  докладе на международной студенческой  конференции «Мир на пороге  нового тысячелетия» (Санкт-Петербург, 2000);

    - материалы диссертации были использовании  при подготовке специальных лекционных  курсов (2003), прочитанных студентам  заочного отделения Института  специальной психологии и педагогики.

    - обсуждение основных направлений  диссертационного исследования  на кафедре мировой политики  Санкт-Петербургского Государственного  Университета.

    Структура диссертации определяется логикой  и целью исследования. Диссертация  содержит 140 страниц и состоит  из введения, трёх глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы насчитывает 151 наименование, в том числе 44 монографии, 22 статьи в сборниках, 40 статьей в журналах, материалы двух конференций, 4 официальных документа, 27 материалов сети Интернет, 9 изданий на английском и грузинском языках и 3 публикации по теме диссертации.

 

    

    Заключение:

    Изучив  особенности процесса влияния фактора  общественного мнения на формирование внешней политики Грузии с момента  обретения независимости мы пришли к необходимости сделать следующий вывод. Степень воздействия общественного мнения на формирование внешнеполитической стратегии Грузии имеет зависимость от степени развития гражданского общества и демократических институтов в стране. В силу этого, следует подчеркнуть, что в Грузии отсутствовал опыт политического управления независимой страной. Ситуация обострялась также в связи с негативным опытом существования в рамках тоталитарного государства, что отразилось в процессах манипуляторного воздействия применяемого в отношении общественного мнения.

    Рассмотрение  феномена «общественное мнение»  в контексте системы манипуляторного воздействия, а также сопутствующие ему социально психологические аспекты политического поведения масс, мы пришли к следующим выводам. Общественное мнение - состояние массового сознания. Общественное мнение весьма широко распространено в сфере политики и обладает реальной силой. Иррациональные черты, присущие общественному сознанию объясняются особенностями психологии масс. Особенности психологии масс и стремительный переход к демократическому развитию приводят к распространению и усовершенствованию манипулятивного влияния на общественное мнение. В переходные этапы исторического развития возрастает возможность манипулировать общественным мнением, превращая народ в послушную управляемую массу.

    Проанализировав роль общественного мнения в условиях современного информационного общества, мы пришли к выводу, что развитие СМК имеет и позитивные, и негативные аспекты: с одной стороны развитие информационного общества приводит к усилению демократических институтов, а с другой стороны - повышает возможности  манипулятивного управления общественным мнением посредством использования инструментов СМК. Однако, следует подчеркнуть, что в условиях современного информационного общества общественное мнение приобретает особую актуальность, и сила его воздействия возрастает. В том числе, возрастает роль общественного мнения и в формировании той или иной внешнеполитической стратегии государства. Для нормального функционирования демократического общества особое значение имеет наличие эффективных прямых и обратных информационных связей. Это делает более действенным и активным факт влияния общественного мнения на политику. Несмотря на различные манипуляции, сегодняшние тенденции развития принуждают власть нести повышенную ответственность перед обществом. И общество, постепенно впитывающее в себя принципы и идеи демократии, повышающее уровень своей политической культуры, и постоянно получающее новую информацию, в том числе и о наличии и использовании манипулятивных технологий со стороны политической элиты, может реально противопоставить ей эти знания.

    За  период с 1991 по 2003 года внешнеполитические ориентиры грузинского государства  претерпевали ряд изменений, хотя все  эти изменения были заключены  в рамки выбора «пророссийской»  или «прозападной» внешнеполитической стратегии. В результате сравнительного анализа правления президентов  Грузии, проведённого нами во второй главе, необходимо сделать следующее заключение. Политическая элита, используя приёмы манипулятивного воздействия стремится к формированию позитивного общественного мнения в отношении своих политических предпочтений и действий. При этом они используют не только особенности массовой психологии, но также и особенности политической культуры грузинского общества. Но при этом, следует подчеркнуть тот факт, что усиление демократического потенциала, становление и развитие институтов гражданского общества, происходящее в Грузии под влиянием мирового сообщества, не позволяют формировать внешнеполитическую стратегию государства без какого-либо учёта общественного мнения. С усилением демократического потенциала усиливается и роль общества в политической жизни страны.

    Подводя итоги, необходимо заострить внимание на следующем. Проведённый нами сравнительный  экономический анализ Армении, Грузии и Азербайджана продемонстрировал, что экономическое положение  Грузии наиболее тяжёлое и менее  предпочтительное. Это объясняется  отсутствием у Грузии значительных экспортных сырьевых и энергетических ресурсов и наибольшим упадком реального  сектора экономики. На данном этапе  политическое руководство и элита  Грузии возлагают большие надежды  на принципиальное усиление транзитно-сервисной  функции страны. На этом основании  и пытаются формировать внешнеполитическую стратегию Грузии. Автор считает, что, несмотря на многочисленные плюсы  такого подхода, необходимо помнить, что  в нём кроется принципиальная опасность: очевидная возможность  возникновения зависимости от транзитно-сервисной  функции страны, то есть возможность  управления Грузией теми мировыми государствами, которые будут использовать данную функцию. Это чревато не только окончательным  разрушением надежд на создание самодостаточной  экономики, но и разрушением культуры, традиционного стереотипа поведения. Грузинские политики и экономисты, безусловно, правы в том, что в  ближайшее время возлагать большие надежды на существенное развитие реального сектора в Грузии не стоит. К сожалению, Грузии придётся ещё долго придавать локомотивное значение развитию транзитно-сервисной функции. Это подтверждает и то, что грузинское политическое руководство не собирается отказываться от либерально-радикальных подходов в экономике. В связи с этим видимо предстоит переосмыслить и приоритеты внешней политики, так как однозначная внешнеполитическая ориентированность и активное участие в коммуникационных и геоэкономических проектах содержит достаточно серьёзное противоречие.

    По  мнению Г. Лордкипанидзе, современное  политическое развитие Грузии можно  охарактеризовать как демократию переходного  периода (128). Хотя критическое отношение  к ходу грузинских реформ достаточно распространено, вера народа в потенциал  демократии всё ещё не исчерпана, и правящей элите удаётся эксплуатировать  демократические устремления населения  в своекорыстных целях. Но среди  достижений, принадлежащих всему  обществу, безусловно, положительным  и достоверным фактом грузинской политической жизни является существование  демократической избирательной  системы, постоянного электорального фона. Ничего подобного не наблюдалось  бы, будь Грузия тоталитарным или авторитарным государством. При всём критическом  отношении к ситуации в Грузии необходимо отметить наличие и позитивных моментов. Первые годы независимого существования  постсоветской Грузии - с одной  стороны продемонстрировали всплеск  агрессивного национализма, глубочайший  социально-экономический кризис и  этнические конфликты, с другой -движение по пути демократизации: что выразилось в информационном плюрализме, в регулярном проведении пусть несовершенных и вызывающих нарекания, но всё же выборов разного уровня - президентских, парламентских, местных (128). Несмотря на хрупкость демократичности элит, демократическое развитие приняло слишком широкий характер и в него вовлечены народные массы, в связи с этим, отказ от демократического пути не представляется возможным.

    Политические  взаимоотношения элиты и масс имеют, несомненно, манипулятивный характер со стороны первой. В этом отношении необходимо подчеркнуть следующий фактор. Исторически сформировавшейся особенностью грузинской политической элиты был поиск верховного покровителя, каким считалась Российская империя, а в дальнейшем - СССР, а в последние годы происходил постоянный поиск такового на Западе. Это связано с особенностями политической психологии, а также с тем, что приход к власти сопровождался стремлением не только достичь высокого статуса, но и воспользоваться им для повышения своего материального благосостояния. Анализируя динамику политической ситуации в Грузии за последние годы, автор пришёл к выводу, что демократизация, с трудом прокладывающая себе путь в Грузии, не только будет способствовать повышению политической культуры общества и становлению гражданских институтов, но и создаст предпосылки для мирного урегулирования внутренних конфликтов. В XXI веке для Грузии наступает ответственный период, когда должны быть отчётливо определены приоритеты внутренней и международной политики страны, нового геополитического видения мира.

Информация о работе Демографическое состояние и политический строй Грузии