Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском ры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая модель спроса для одного товара можно выяснить различия цен и объёма производства отдельных товаров и услуг, также, почему равновесные цены и равновесные объёмы отдельных товаров в разные периоды отличаются.

Содержание

Вступление 3
I. Экономическая часть. 5
Глава 1. Понятия спроса, предложения и функционирования рыночного механизма. 5
1. Понятие спроса и закона спроса, кривая спроса 5
2. Понятие предложения, закона предложения и кривой предложения 12
3. Теория рыночного равновесия 16
Глава 2. Факторы, влияющие на спрос и предложение 20
1. Факторы, влияющие на спрос 20
2. Факторы, влияющие на предложение 23
II. Статистическая часть 26
Глава 1. Потребительские ожидания в России в 2008 году 26
Глава 2. Индекс потребительских цен 28
Глава 3. Оценка индекса потребительских цен в августе 2008 года. 31
Глава 4. Динамика спроса и предложения на рынке товаров и услуг. 37
Заключение 39
Список использованной литературы: 42
Приложение 43

Работа содержит 1 файл

Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка..docx

— 223.45 Кб (Скачать)
>    Считается, что благо Гиффена практического  значения не имеет, поскольку он должен обладать большой отрицательной  величиной эффекта дохода. Однако, как правило, эффект дохода незначителен и он существен лишь в том случае, когда этот товар составляет высокую  долю в бюджете потребителя. Большие  же эффекты дохода, как известно, чаще всего связаны с обычными, а не с менее качественными  товарами.

    

    Рис. 1.3. График изменения эффекта дохода и замещения низкокачественного блага

    

    Рис. 1.4. Характер изменения кривой спроса на благо Гиффена 

    Движение  кривой спроса.

    Поскольку экономическая жизнь находится  в постоянном движении, то и спрос  также непрерывно изменяется. Правильно  говорят, что кривые спроса остаются неизменными только в учебниках.

    Почему  же сдвигается кривая спроса? Потому, что  меняется не только цена блага, но и  другие факторы. Увеличивается средний  реальный доход населения, возрастает численность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг  вправо кривой спроса на машины.

    Но  кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага  будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет  выше, чем он был до сдвига (рис. 1.5). Другой тип сдвига - при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.

    

    Рис. 1.5. Сдвиги кривой спроса

    Как видно из рис. 1.5, при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо, при уменьшении - влево.

    Особо следует выделить изменение спроса, означающего перемещение по кривой спроса (рис. 1.6).

    Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились  доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага  не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.

    

    Рис. 1.6. Перемещение по кривой спроса

    Когда цена на благо снизится при прочих равных условиях, потребители также  будут больше покупать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благодаря  снижению цены. Это изменение показывает перемещение вдоль кривой спроса.

  1. Понятие предложения, закона предложения и  кривой предложения

    Предложение - количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага. Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.

    Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.

    Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и  величина предложения; со снижением  цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают  влияние как ценовые, так и  неценовые факторы.

    Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить  и продать, называется графиком, или  кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель  стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно  получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может  сократиться.

    Закон предложения имеет две формы  выражения:

    а) шкала предложения;

    б) кривая предложения.

    Шкала предложения - это табличное выражение  связи между рыночной ценой блага  и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

    Кривая  предложения - это графическое выражение  связи между рыночной ценой блага  и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

    Кривая  предложения отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет "восходящее" и "вогнутое" очертание (рис. 3.1).

    

    Рис. 1.7. Кривая предложения

    Восходящая  кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается  в том, что для значительного  объема благ, чем выше цена на них, тем  больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.

    "Вогнутость" кривой предложения объясняется  следующим образом: с повышением  цены блага в его выпуске  участвует все большее количество  фирм, вызывая тем самым значительный  прирост объема предложенного  блага. По мере роста цены  блага на определенном этапе  рынок окажется перенасыщен им  и расширение выпуска блага  прекратится, в результате объем  выпуска благ стабилизируется  независимо от уровня цен. Если  же цена будет продолжать расти,  кривая предложения станет вертикальной.

    Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить  эти изменения?

    Предложение меняется, когда изменяется любой  из факторов, влияющих на него, кроме  цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или  уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.

    Движение  кривой предложения

    ДВИЖЕНИЕ  ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - реакция  продавцов на изменение цены блага  при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое  производители желают и могут  продать. Изменение объема предложения  изображается движением вдоль кривой предложения (рис. 1.8).

    

    Рис. 1.8. Движение вдоль кривой предложения

    Из  рис. 1.8 видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В).

    Движение  вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда  ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага  изменяется.

    СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - реакция продавцов  на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера  предложения). Изменение предложения - это изменение того объема благ, которое производители желают и  могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения (рис. 1.9).

    Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.

    Итак, когда изменяются цены на неценовые  факторы - это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда  происходит изменение объема предложения  в ответ на изменение цены данного  блага - это движение вдоль кривой предложения. 

    

    Рис. 1.9. Сдвиг кривой предложения

    Выше  мы рассматривали спрос и предложение  по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как  это сделать? Ответ заключается  в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает  равновесную цену и равновесный  объем или рыночное равновесие.

  1. Теория  рыночного равновесия

    Взаимодействие  спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

    Рыночная  цена отражает такую ситуацию, когда  планы покупателей и продавцов  на рынке полностью совпадают, а  объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

    При рыночном равновесии спроса и предложения  отсутствуют факторы как для  повышения, так и для понижения  цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

    Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 1.10.

    На  рис. 1.10 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

    Цена, по которой благо продается или  покупается, может не совпадать с  равновесной ценой. Аналогично и  реальный объем продаж может не совпадать  с равновесным объемом. Дело в  том, что равновесное состояние  нестабильно, поскольку условия  рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая  тем самым изменения спроса и  предложения.

    

    Рис. 1.10. Взаимодействие спроса и предложения

    Рыночное  равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

    Рыночное  равновесие устанавливается, когда  цена приводится к уровню, который  уравнивает объем спроса и объем  предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут  изменяться в ответ на изменения  спроса и предложения.

    Когда "потолок цен" устанавливается  ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает  объем предложения. Такое положение  приведет к конкуренции между  покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие  цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как  цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

    Когда минимальные уровни цен устанавливаются  выше равновесной цены, объем предложения  превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 1.11.

    

    Рис. 1.11. Рыночное равновесие

    Выделяют  четыре варианта влияния сдвигов  кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

  1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
  2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
  3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
  4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

    Используя указанные четыре варианта изменения  спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную  точку в случае любых колебаний  спроса и предложения.

    Однако  не всегда "срабатывают" названные  выше "четыре правила" спроса и  предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно  усложняет анализ реальных экономических  явлений и процессов.

Информация о работе Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском ры