Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском ры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая модель спроса для одного товара можно выяснить различия цен и объёма производства отдельных товаров и услуг, также, почему равновесные цены и равновесные объёмы отдельных товаров в разные периоды отличаются.

Содержание

Вступление 3
I. Экономическая часть. 5
Глава 1. Понятия спроса, предложения и функционирования рыночного механизма. 5
1. Понятие спроса и закона спроса, кривая спроса 5
2. Понятие предложения, закона предложения и кривой предложения 12
3. Теория рыночного равновесия 16
Глава 2. Факторы, влияющие на спрос и предложение 20
1. Факторы, влияющие на спрос 20
2. Факторы, влияющие на предложение 23
II. Статистическая часть 26
Глава 1. Потребительские ожидания в России в 2008 году 26
Глава 2. Индекс потребительских цен 28
Глава 3. Оценка индекса потребительских цен в августе 2008 года. 31
Глава 4. Динамика спроса и предложения на рынке товаров и услуг. 37
Заключение 39
Список использованной литературы: 42
Приложение 43

Работа содержит 1 файл

Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка..docx

— 223.45 Кб (Скачать)

    Научно  обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

  • а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;
  • б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

    Изложенная  выше модель рынка статическая, поскольку  распространяется на определенный фиксированный  период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости  спроса, предложения и цен во времени  трансформирует модель в динамическую модель.

    Если  допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет  более медленной, возникает иной вариант, который в экономической  науке называется "паутинообразной  моделью", предполагающей, что осуществление  нового состояния равновесия устанавливается  соотношением определенных параметров функций спроса и предложения. 

    Глава 2. Факторы, влияющие на спрос и предложение

  1. Факторы, влияющие на спрос

    Неценовые факторы спроса характеризуют потребителей данного товара. К неценовым факторам спроса относятся:

    1) потребительские вкусы и предпочтения, 
2) число потребителей на рынке, 
3) доходы потребителя, 
4) цены на другие товары, 
5) ожидания потребителей.

    Неценовые факторы изменяют спрос, увеличивая или уменьшая его.  

    Теперь  рассмотрим их более подробно.

    Целый набор факторов определяет величину спроса при данной цене, среди этих факторов: средний уровень доходов, численность населения, цены, наличие  сопутствующих товаров, индивидуальные и общественные вкусы, а также  особые факторы.

     Средний доход потребителей — это ключевой фактор спроса. С увеличением дохода люди стремятся купить как можно больше практически любых товаров, даже если цены на них не изменяются.

     Размер рынка — измеряется по количеству населения и напрямую воздействует на кривую рыночного спроса. Тридцатимиллионное население Калифорнии покупает в 30 раз больше яблок и машин, чем миллионное население Род-Айленда.

    • Цены и наличие сопутствующих благ влияют на спрос на товар. Особенно тесные связи существуют между взаимозаменяемыми товарами, т.е.

    • теми товарами, которые исполняют  примерно одинаковые функции: кукурузные хлопья и овсяная мука, ручки и  карандаши, хлопок и шерсть, нефть  и природный газ. Спрос на товар  А будет невысоким, если цена замещающего  его товара тоже низка. (Например, если цена на природный газ возрастет, приведет ли это к увеличению или  к уменьшению спроса на нефть?)

    • К этим объективным факторам мы должны добавить еще ряд субъективных факторов, называемых вкусами или предпочтениями. Вкусы представляют собой набор культурных и исторических влияний. Они могут отражать чисто психологические или физиологические нужды-(в жидкости, в любви, в ощущениях). Они также могут включать в себя желания, приобретенные не естественным путем (сигареты, наркотики, модные спортивные машины). В них могут входить важные элементы традиций и религии (блюда из говядины популярны в Америке, но являются табу в Индии, а медуза — это деликатес для Японии).

    И наконец, спрос на отдельные товары зависит от особых факторов— ливни повышают спрос на зонты, снегопады помогают продавать лыжи, а прибрежные волны оказывают влияние на спрос на серфингборды. Более того, ожидания определенной экономической обстановки (конъюнктуры) в будущем, особенно ожидания цен, могут оказывать большое воздействие на спрос.

  1. Факторы, влияющие на предложение

    При изучении сил, определяющих кривую предложения, говоря о политике предприятий-производителей, необходимо понимать, что производители  выпускают товары для получения  прибыли, а не для удовольствия или  из милосердия. Например, изготовитель злаковых выпустит больше кукурузных хлопьев по более высокой цене, так как это прибыльно, и наоборот, если цена на них перестанет покрывать  производственные затраты, изготовители зерновых перейдут на производство других злаков для завтрака.

    Неценовые факторы предложения связаны с изменением средних издержек производства (затрат производителя на единицу товара). К неценовым факторам производства относятся:

    1) цены на ресурсы. Взаимосвязь  между ценами на ресурсы и  предложением обратная. Снижение  цен на ресурсы снизит издержки  на производство единицы товара (средние издержки), поэтому для  производителей поставка этого  товара на рынок станет выгодной  и предложение увеличится. Рост цен на ресурсы, увеличивая издержки производства, уменьшает предложение товара;

    2) технология производства. Введение  прогрессивных технологий, сокращая  средние издержки производства, увеличивает предложение;

    3) налоги и субсидии. Высокие налоги  сокращают предложение, а субсидии, льготные кредиты при эффективном  их использовании могут стимулировать  рост производства и предложения;

    4) число производителей. Существует  прямая зависимость между количеством  продавцов и предложением на  рынке;

    5) ценовые ожидания продавцов. Если  ожидается повышение цен на  данный товар, то производители  придержат его в данный момент  и наоборот.

    6) цены на сопутствующие товары.

    Один  из наиболее важных элементов, лежащих  в основе кривой предложения — это издержки производства (или производственные затраты). Если производственные затраты низки по сравнению с рыночными ценами, то для производителей выгодно поставлять товары в больших количествах. Если же они высоки по сравнению с ценой, фирмы производят товар в небольших количествах, переключаются на другие продукты или даже покидают бизнес.

    Производственные  затраты в первую очередь определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом. Очевидно, что цены на ресурсы, такие как труд, энергию или оборудование оказывают большое влияние на производственные затраты и данный уровень выпуска. Например, когда в 1970-х гг. цены на нефть резко возросли, это привело к возрастанию цен на энергию для производителей, увеличению их производственных затрат и понижению их предложения. В противоположном случае—вначале 1990-х процентные ставки упали и, таким образом, снизились издержки производства многих предприятий, которые брали деньги под проценты.

    Настолько же важным фактором, влияющим на производственные затраты, является технический прогресс. Он приводит к переменам, позволяющим снижать количество ресурсов, требующихся на производство одного и того же объема выпуска. Это понятие объединяет все, начиная с подлинных технических открытий и лучшего применения существующих технологий, и кончая обычной реорганизацией рабочего процесса. Например, за последние десять лет производители стали работать более эффективно. Сейчас для того, чтобы сделать автомобиль, требуется куда меньше времени, чем всего 10 лет назад. Этот прогресс в технологиях позволяет' изготовителям машин получать прибыль от производства большего числа автомобилей по той же цене. Или приведем другой пример: банк пересматривает порядок своей работы, для того, чтобы банковские служащие могли открыть чековый счет для нескольких клиентов, заполнив только одну короткую форму, вместо того, чтобы заполнять 5 или 6 длинных форм, как раньше. Это изменение в порядке работы тоже снизит издержки производства.

    Но  производственные затраты — это не единственный фактор, влияющий на кривую предложения. Фирмы пользуются любой альтернативной возможностью для использования своих производственных активов. Таким образом, на предложение также влияют цены сопутствующих благ, и в особенности благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего товара вырастет, то повысится цена и второго. Например, автомобильные компании на одном и том же заводе обычно выпускают несколько различных моделей одного автомобиля. Если спрос на какую-то модель возрастает, и ее цена растет, то они переведут сборочные конвейеры на производство этой модели, и предложение других моделей снизится. Или, если увеличится спрос и цена на грузовики, то весь завод может перейти на изготовление грузовиков, и предложение легковых автомобилей снизится.

    Государственная политика также оказывает важное влияние на кривую спроса. Правительственные решения проблем, связанных с окружающей средой и здоровьем, определяют какие технологии могут быть использованы, а налоги и законы о минимальной почасовой зарплате могут значительно увеличить цены на ресурсы. В отраслях типа кабельного телевидения государственное регулирование влияет на количество фирм, которые могут конкурировать на рынке, и на типы услуг, которые они предоставляют. Торговая политика государства также оказывает сильное воздействие на предложение. К примеру, когда соглашение о свободной торговле откроет рынок США для мексиканских товаров, то это увеличит предложение.

    И наконец, следует отметить, что на кривую спроса воздействуют особые факторы. Погода оказывает очень сильное влияние на сельское хозяйство и производство лыж. Компьютерная промышленность была «охвачена» духом инноваций, которые привели к продолжительному потоку новых продуктов. Рыночная структура, равно как и ценовые ожидания, оказывает значительное влияние на предложение и решения, принимаемые покупателями и продавцами. 
 
 
 

    1. Статистическая  часть

Глава 1. Потребительские ожидания в России в 2008 году

    Результаты  обследований, проведенных Росстатом  в I квартале 2008г., свидетельствуют о  повышении уровня потребительской  уверенности населения России.

    Индекс  потребительской уверенности, изображенный на графике 1 (см. Приложение), отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2008г. впервые за весь период наблюдений (с конца 1998г.) перешел в разряд положительных значений и составил (+0,4%). По сравнению с IV кварталом 2007г. индекс возрос на 5,4 процентного пункта.

    Повышение индекса потребительской уверенности  было вызвано увеличением доли позитивных оценок респондентами произошедших и ожидаемых изменений экономической  ситуации в стране и личного материального  положения, а также благоприятности  условий для крупных покупок.

    Анализируя  диаграмму 1 (см. приложение), индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу составил (+8%), или вырос на 6 процентных пунктов против уровня IV квартала 2007г. (+2%) и на 1 процентный пункт по сравнению с I кварталом 2007г. (+7%).

    Индекс  произошедших изменений в экономике  России, согласно графику 2 (см. приложение) не изменился по сравнению с I кварталом 2007г. и составил (+6%). По сравнению с IV кварталом 2007г. индекс возрос на 4 %.

    Индекс  ожидаемых изменений в личном материальном положении составил (-1%), что на 5 процентных пунктов выше, чем в IV квартале 2007г. (-6%), и на 1 процентный пункт выше уровня, отмеченного в I квартале 2007г. (-2%).

    Индекс  произошедших изменений в личном материальном положении составил (-0,1%) против (-7%) в IV квартале 2007г. и (-5%) в I квартале 2007 года.

    Доля  респондентов, указавших на улучшение  своего материального положения  в течение года (см. график 3 в приложении), составила в I квартале 2008г. более 23% от числа опрошенных (против 17% в I квартале 2007г.). В течение следующих 12-ти месяцев улучшения своего материального положения ожидают около 13% из числа опрошенных (11% в I квартале 2007г.).

    Наиболее  низкие значения, по-прежнему, сохраняют  индексы оценки текущего личного материального положения и оценки благоприятности условий для крупных покупок. В I квартале 2008г. они составляли (-14%) и (-12%) соответственно. Значительный перевес отрицательных оценок над положительными, тем не менее, сокращается. По сравнению с I кварталом 2007г. доля негативно настроенных респондентов по этой группе вопросов, составившая в I квартале 2008г. 30,6% и 34,4% соответственно, сократилась на 6 процентных пунктов.

Глава 2. Индекс потребительских  цен

       Безусловно, уровень жизни населения, а также уровень потребления не может не базироваться на потребительских ценах, от которых зависит тот или иной объем спроса. С увеличением доходов населения повышается уровень жизни, а также объемы потребления, что наглядно иллюстрирует таблица 3 и диаграмма 3 в Приложении. Можно проследить тенденцию к понижению индекса цен (111,9 (2007 год, декабрь)/120,2 (2000 год, декабрь)=0,93 – понижение на 7 % по сравнению с 2000 годом), что свидетельствует о повышении уровня жизни населения и доступности продовольственных товаров. Что касается индексов потребительских цен по годам (2000-2007гг), то прослеживается тенденция к его понижению по сравнению с началом года.

Информация о работе Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. Статистика динамики спроса, предложения и цен на потребительском ры