Государственная социальная помощь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Тема моей работы посвященная задачам рационального использования и воплощения в жизнь конституционных принципов, гарантирующих социальное обеспечение. В последние годы многие ученые все чаще затрагивают эту теоретически и практически важную проблему. Однако целый ряд аспектов этой важной в научном и практическом отношении задачи все еще остается не достаточно решенным и дискуссионным в теории и юридической практике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Основная часть

Глава 1. Понятие и цели государственной социальной помощи .………… 6

1.1. Законодательство о государственной социальной помощи ………….. 6

1.2. Понятие государственной социальной помощи .............………………12
1.3. Цели государственной социальной помощи ...................………………18

Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи…………….22

2.1. Виды государственной социальной помощи ……………………………22

2.2. Размер государственной социальной помощи ...............………………...29

2.3. Периоды оказания государственной социальной помощи .……………..37

Глава 3. Получатели государственной социальной помощи .....……………..39

Заключение………………………………………………………………………47

Список литературы……………………………………………………………...49

Приложение…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Праву социального обеспечения.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Таким   образом,   учитывая   вышесказанное,   можно  утверждать,  что

определение   государственной    социальной    помощи,    закреплённое    на

законодательном  уровне  является  необходимой  гарантией   для   реализации гражданами своих  конституционных  прав.  В  настоящее  время  в  Российской Федерации за чертой бедности находится большое количество семей  и  граждан, которые не могут по  независящим  от  них  обстоятельствам  обеспечить  себе прожиточный минимум и принятие закона о государственной помощи в 1999  году, который  законодательно  закрепил  определение  государственной   социальной помощи, контингент её  получателей  и  источников  формирования  средств  на оказание данной помощи  является  важным    этапом    развития    Российской Федерации   как социального государства.

 

1.3. Цели государственной социальной помощи

 

Современная  экономическая  ситуация  диктует   необходимость   повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на  решении  наиболее острых социальных  проблем,  выработки    новых    механизмов     реализации социальной  политики,  обеспечивающих  более   рациональное   финансовых   и материальных ресурсов.

Предстоит  переориентировать  социальную  политику   на   активизацию

факторов,   стимулирующих   высокоэффективный   и   производительный   труд, повышение  на  этой  основе   личной   ответственности   граждан   за   своё материальное благополучие. Стратегическими целями  социальной  политики  для России в нынешний период проведения социальных реформ являются:

достижение ощутимого улучшения материального  положения  и  условий  жизни людей;

обеспечение  эффективной  занятости  населения,   повышение   качества   и

конкурентоспособности рабочей силы;

гарантия конституционных прав граждан в области труда,  социальной  защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;

переориентация  социальной  политики  на   семью,   обеспечение   прав   и

социальных гарантий,  предоставляемых  семье, женщинам, детям и молодёжи;  существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Для    достижения    всех     этих      целей,       прежде      всего потребуется: восстановить  роль  доходов   от   трудовой   деятельности   как   основного

источника  денежных   доходов   населения   и  важнейшего  стимула  развития производства        и        повышения          трудовой          активности

работников;    обеспечить    справедливое    распределение     на     основе

совершенствования  системы   индивидуального   налогооблажения   доходов   и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими  личными доходами и снижение налоговой нагрузки  на низкодоходные  группы  населения, введение эффективного контроля за реальными  доходами,  в  том  числе  путём проверки соответствия    разметов     декларируемых   налогоплательщиками доходов фактически произведённым ими расходам;

стимулировать использование доходов  от  трудовой    и  предпринимательской деятельности, доходов от собственности для  инвестирования  и  кредитования социально значимых программ, направленных на формирование  базовых  условий жизнедеятельности:    улучшение     жилищных   условий,     медицинское обслуживание, получение образования;

обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной  стороны, не  допустить  массовой  безработицы,  а  с  другой  -  не   препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в  связи  со  структурной  перестройкой экономики;

усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения  пособий и оказания помощи;

Рынок, кроме того, не обеспечивает полностью социальной  справедливости,  а напротив, сопряжён  с  неоправданной  дифференциацией  доходов,  которые  не всегда зависят от вложенного труда и капитала. В  этих  случаях  государство должно  применять    прогрессивное  налогообложение   для  перераспределения доходов.[11]

В соответствии со  ст.  3   Федерального  закона  “   О  государственной

социальной помощи” целями оказания данной помощи являются:

-  поддержание  уровня  жизни  малоимущих  семей,  а  также  малоимущих

одиноко проживающих граждан, среднедушевой  доход  которых   ниже   величины прожиточного   минимума,  установленного    в    соответствующем    субъекте Российской Федерации;

- адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Основной целью оказания  государственной   социальной  помощи  является

поддержание уровня  жизни  малоимущих  семей,  а  также  малоимущих  одиноко проживающих граждан. В  настоящее  время  в  переходный  период  для  России  многие  слои населения    остались    без    средств    существования,  переместились  за черту бедности. Нельзя  признать  нормальной  ситуацию  в  нынешней  России, когда в социальной структуре преобладают крайние   группы   в   материальном отношении: сверхбедные и  сверхбогатые,  причём  в  соотношении  (по  уровню доходов) 1:20/50 (по данным разных источников).

Обеспеченность   человека,   групп   и   слоев   населения  неразрывно

связанна  с  их  потребностями.  Потребности  -   это   нужда   в   чём-либо

необходимом  для    поддержания  жизнедеятельности  организма   человеческой личности. Социальных и  других  групп,  общества  в  целом;  это  внутренний побудитель  активности.  Осознанные   потребности   выступают   в   качестве интересов.[12]

Факторы,     которые     обуславливают     удовлетворение  потребностей

людей, разнообразны:

- объём   и  структура   производства,   численность    и  половозрастной

состав   населения    страны.    Общественно-политический  и  экономический

строй общества, его социальная структура;

-  величина  и  распределение  национального  дохода,  денежные   доходы

населения, распределение их между различными группами  и  слоями  населения, имеющиеся товарные фонды, цены на товары и услуги и др.

Все эти группы факторов тесно взаимодействуют между  собой.  Однако  их

влияние неодинаково на разных  этапах  развития  человеческого  общества.  В современных условиях  России  на  первый  план  выдвигаются  факторы  первой группы ( в первую очередь переходный этап развития российского  общества)  и третьей  группы  (  содержание   социальной   политики,   системный   кризис российского общества).

Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения:  семей  и  одиноких  граждан,  которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить  себя и членов своей семьи самым необходимым. Второй  целью  оказания  государственной  социальной   помощи   является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Прежде всего необходимо  остановиться  на  том,  что  государство  не  в состоянии оказывать государственную социальную  помощь  всем  желающим,  она должна  иметь  конкретного  адресата,  то  есть  тех   людей,   которым   на сегодняшний  момент  наиболее необходима  данная  помощь  В  соответствии  с Федеральным  законом  “  О  государственной  социальной  помощи”  социальная помощь  выплачивается  только  малоимущим   семьям  или  малоимущим  одиноко проживающим  гражданам,  среднедушевой  доход    которых    ниже    величины прожиточного   минимума,   установленного     в соответствующем субъекте Российской Федерации, т.е. людей действительно в ней нуждающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды  и  размер  государственной  социальной  помощи

  2.1. Виды государственной социальной помощи

 

До  принятия  Федерального  закона  “ О государственной   социальной

помощи”,  одним  из  первых   нормативных   актов   регулирующих   оказание населению   социальной   поддержки,    стало  Положение  о   республиканском (федеральном)   и   территориальных   фондах     социальной поддержки населения,   утверждённое Постановлением Правительства от  19  февраля  1992 года №121.

В  соответствии   с   этим   положением   средства   республиканского   и

территориальных фондов должны расходоваться по следующим направлениям:

-  предоставление   натуральной   помощи   в   виде   предметов   первой

необходимости ( продуктов питания, одежды обуви ) бесплатно или по  льготным ценам;

- оказание социальных услуг, в том числе на дому;

- организация бесплатного питания;

-   предоставление   дотаций   на   приобретение   лекарств,   протезно-

ортопедических  изделий  (в  соответствии  с  медицинскими  показаниями,  на оплату коммунально-бытовых услуг;

- оказание материальной помощи в виде дополнительных выплат;

- обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

-   развитие   социально-трудовой   реабилитации   и    профессиональной

ориентации;

- создание собственных предприятий с целью организации рабочих мест  для

граждан  с  ограниченной  трудоспособностью  производства  предметов  первой необходимости, других изделий для оказания  натуральной  помощи,  пополнения финансовых ресурсов фондов;

-  содействие  в  предоставлении  кредитов  на  строительство  жилья  на

льготных условиях, оказание материальной   помощи в приватизации жилья;

- обеспечение текущей деятельности фондов;

- другие мероприятия, направленные на социальную защиту

населения.    Таким    образом,    социальная    помощь    населению,

предусмотренная льготных  условиях,  оказание  материальной  помощи  в приватизации жилья;

-   обеспечение  текущей  деятельности  фондов;

- другие  мероприятия  направленные  на  социальную  защиту населения.

Таким   образом,   социальная  помощь    населению,    предусмотренная

вышеуказанным  положением  предусматривала  различные  виды  её  оказания.

В   настоящее   время   виды   государственной   помощи   значительно

сужены.  Так,  например,  нет  таких  видов  оказания   социальной   помощи

как оказание  социальных   услуг,   в   том   числе  на  дому,  организация

бесплатного питания и  др.,  но   тем   не   менее  такие  мероприятия  ещё

проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся  населению.

Однако это не означает, что в настоящее  время  государственная  социальная

помощь  будет  оказываться  в  значительно  меньших   размерах,   так   как

Федеральный закон “ О государственной  социальной  помощи”  предусматривает наиболее общие виды оказания  данной  помощи,  прежде  всего  данный  закон предусматривает  большее  количество   денежных выплат,   которые   могут расходоваться  её  получателями  как  по  своему  усмотрению,   так   и   в

соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12  закона  различают  следующие  виды  оказания

государственной социальной помощи:

- денежные   выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие

выплаты );

-  натуральная  помощь  (  топливо,  продукты  питания,  одежда,  обувь,

медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.

Под социальным пособием   понимается  -  безвозмездное  предоставление

гражданам определённой денежной суммы  за  счёт  средств    соответствующих бюджетов   бюджетной   системы Российской Федерации.

Данным   пособиям   присущи   следующие   характерные признаки:

- безвозмездность выплаты пособий;

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами  пособия не возвращаются ими в  соответствующий  бюджет,  откуда  они  выплачивались.

Следовательно получатели пособий могут их расходовать по своему  усмотрению, что является их правом, не заботясь  о  том,  что  данные  денежные  выплаты необходимо будет вернуть.

- выплачивается в фиксированных законом размерах;

В Федеральном законе “ О государственной социальной помощи”  не  указывается определённый размер выплаты  пособий,  однако  он  устанавливает  предельный размер данной помощи.  Размер государственной социальной  помощи  малоимущим семьям и малоимущим  одиноко;  проживающим  гражданам,  среднедушевой  доход которых  ниже  прожиточного  минимума,  установленного  в    соответствующем субъекте  Российской  Федерации,  определяется  законодательством   субъекта в  пределах  разницы  между  суммой   величин   прожиточных   минимумов   и общим   доходом   членов   малоимущей   семьи   или   малоимущего    одиноко проживающего   гражданина.     Таким    образом    размер    государственной социальной  помощи  в  целом  зависит   от   доходов   её   получателей,   и сумма  помощи  не  может  превышать  минимального   прожиточного   минимума.

Информация о работе Государственная социальная помощь