Экономико-статистический анализ уровня жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной работы является:
1. Рассмотрение основных характеристик анализа уровня жизни населения;
2. Провести анализ уровня жизни населения в России.
Анализ уровня жизни населения очень важен и актуален на данный момент, в связи со сложившейся ситуацией в экономике России.

Содержание

Введение 2
1. Основные характеристики экономико-статистического анализа уровня жизни населения 4
1.1. Понятие уровня жизни населения 4
1.2. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения 5
1.3. Доходы населения 16
1.4. Социальные нормативы и потребности уровня жизни населения 21
2. Анализ уровня жизни населения в России 25
2.1. Динамика уровня жизни населения в России 25
2.2. Индексный метод статистики уровня жизни населения 29
2.3. Корреляционно-регрессионный анализ 32
2.4. Прогноз уровня жизни населения 37
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Введение 2.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

      
Введение 2 
1. Основные характеристики экономико-статистического анализа уровня жизни населения 4 
1.1. Понятие уровня жизни населения 4 
1.2. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения 5 
1.3. Доходы населения 16 
1.4. Социальные нормативы и потребности уровня жизни населения 21 
2. Анализ уровня жизни населения в России 25 
2.1. Динамика уровня жизни населения в России 25 
2.2. Индексный метод статистики уровня жизни населения 29 
2.3. Корреляционно-регрессионный анализ 32 
2.4. Прогноз уровня жизни населения 37 
Заключение 41 
Список использованной литературы 44 
 
 
Введение 
Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. 
Личные доходы (денежные средства) используются для оплаты расходов. Доходы зависят от того, какими факторами производства владеет человек. Если это трудовые ресурсы, то за свой труд он получает заработную плату, если капитал, то за его вложение собственник капитала получает часть прибыли (дивиденды, проценты), если природные ресурсы (например, земля), то доход собственника составляет рента. Доходы обеспечивают текущее потребление, а также откладываются в качестве сбережений. При этом анализ структуры расходов служит источником чрезвычайно важных данных для оценки состояния дел в экономике любой страны. 
Еще в XIX веке прусский статистик Эрнст Энгель обнаружил закономерность: с ростом личных доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название «закона Энгеля». 
Различные жизненные блага обладают неодинаковой ценностью, вследствие чего потребности людей существенно дифференцируются по своим масштабам. Быстрее всего человечество достигает удовлетворения своих потребностей в продовольствии, в результате при росте доходов доля затрат на питание начинает снижаться первой. Затем наступает очередь затрат на одежду и обувь, хотя здесь процесс «насыщения» идет медленнее из-за постоянно меняющейся моды. 
Таким образом, целью данной работ является рассмотрение темы Экономико-статистический анализ уровня жизни населения в России. 
 
Задачами данной работы является: 
1. Рассмотрение основных характеристик анализа уровня жизни населения; 
2. Провести анализ уровня жизни населения в России. 
Анализ уровня жизни населения очень важен и актуален на данный момент, в связи со сложившейся ситуацией в экономике России. 
Для решения поставленной задачи были использованы нормативные документы, а также учебно-практическая литература. Тема уровня жизни населения рассматривается многими российскими авторами в своих научных работах, а также ведется статистическое наблюдение и анализ данных представленный в открытых источниках (СМИ и internet). 
 
1. Основные характеристики экономико-статистического анализа уровня жизни населения 
 
1.1. Понятие уровня жизни населения 
 
Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. 
Материальные блага – это продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта, жилища. 
К бытовым услугам – в широком понимании – относятся коммунальные услуги, в том числе услуги транспорта и связи, услуги службы быта, а также медицинские услуги. 
Услуги в области культуры оказывают учреждения культуры, искусства и образования. 
Уровень жизни как характеристика благосостояния народа является важнейшим элементом более широкого понятия «образ жизни». 
Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие: 
1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения; 
2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения; 
3) анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики; 
4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке. 
Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределения доходов. 
Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни. 
 
1.2. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения 
 
Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой степенью условности разделить на три вида: 
первый – синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.); 
второй – натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.); 
третий – показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т.д.). 
Уровень жизни, характеризуется прежде всего показателями потребления, однако уровень и структура потребления в значительной степени детерминируются теми ресурсами, которые находятся в распоряжении отдельного человека, семьи и общества в целом. Поэтому наряду с показателями собственно потребления в систему показателей уровня жизни входит и ряд показателей, характеризующих возможности потребления. К ним относятся, например, фонд потребления или уровень дохода. 
В 1988 г. Госкомстатом СССР была принята «Система статистических показателей социально-экономического развития СССР», имеющая в своем составе раздел «Социальное развитие и уровень жизни народа» [1]. Это наиболее детально разработанная система показателей из числа применявшихся в практике государственной статистики – в ней 284 основных показателя, сведенные в 20 тематических групп. 
1. Социальная структура общества. 
2. Занятость населения и условия труда. 
3. Участие трудящихся в управлении государством и общественной жизни. 
4. Доходы населения. 
5. Денежные сбережения населения. 
6. Оплата труда. 
7. Общественные фонды потребления. 
8. Социальное и бытовое обслуживание населения. В том числе: 
а) торговля, общественное питание;  
б) транспорт и связь; 
в) жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения; 
г) здравоохранение, физическая культура, туризм; социальное обеспечение;  
д) народное образование;  
е) культура и искусство. 
9. Потребление материальных благ и услуг населением. 
10. Имущество населения. 
11. Бюджет семьи. 
12. Бюджет времени населения. 
13. Моральная статистика. В том числе:  
а) преступность; 
б) административные правонарушения;  
в) социально опасные явления, способствующие совершению преступлений и правонарушений. 
Приведенная система показателей, ее объем и, главное, структура, включающая наряду с показателями благосостояния характеристики социальных сторон жизни, более подходят для описания скорее образа, чем собственно уровня жизни. Ранее, в годы «развитого социализма», такой подход был очень удобен для оправдания существенного отставания нашей страны по многим показателям уровня жизни от развитых капиталистических и большинства европейских стран социалистического лагеря. Однако в современных условиях использовать данную систему показателей невозможно, даже сняв с нее идеологическую нагрузку и выделив лишь те показатели, которые характеризуют именно уровень жизни. Невозможно, прежде всего по следующим причинам: изменились социально-экономические основы общественного развития в стране, значительно возросла дифференциация, более того, возникла даже поляризация населения по уровню жизни, наконец, произошли изменения и в практике и методологии статистики и учета (например, стало невозможно использовать в качестве информационной базы данные сплошной статистической отчетности, наметился переход к системе национальных счетов и т.д.). 
Поэтому необходимой и закономерной стала разработка системы показателей уровня жизни, адаптированной к современным социально-экономическим условиям в России. Система эта включает следующие разделы: 
1) обобщающие показатели (ВНП, фонд потребления, индекс стоимости жизни и т.п.); 
2) доходы населения; 
3) потребление и расходы населения; 
4) денежные сбережения населения; 
5) накопленное имущество и жилище; 
6) социальная дифференциация населения; 
7) малообеспеченные слои населения.  
Однако с методической точки зрения и данная система показателей не выглядит завершенной. Так, в нее включены и используются на практике два близких по содержанию показателя: прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет. Согласно методическим пояснениям, «прожиточный минимум – это уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг», а «минимальный потребительский бюджет – это стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму». Из этих определений неясно, в чем, собственно, здесь разница и почему в публикациях величина второго показателя оказывается в 3–4 раза больше, чем первого. Однако все становится понятно, если учесть, что конкретная методика расчета прожиточного минимума была разработана в 1992 г., на пять лет позднее, чем минимального потребительского бюджета, и рассчитана «на короткий кризисный период времени». Расчет прожиточного минимума ведется по десяти показателям минимума потребления продуктов питания с добавлением также минимума остальных расходов на базе косвенных расчетов. Расчет же минимального потребительского бюджета не только основан на учете значительно большего числа показателей, но и сами нормативы минимального потребления значительно выше (например, по мясу и мясопродуктам более чем в два раза). 
По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), численность постоянного населения Российской Федерации на 1 августа 2009 года составила 141,9 млн человек и с начала года уменьшилась на 31,5 тысяч человек, или на 0,02%, а на соответствующую дату предыдущего года — на 125,1 тысяч человек, или на 0,09%. 
1 октября 2009 года стало известно, что Росстат, в ходе подготовки отложенной переписи 2010 года, обнаружил, что текущая численность населения России может составить 140 миллионов человек, что на 2 миллиона меньше расчётной цифры. По обнародованным в начале октября того же года данным доклада Программы развития ООН, страна, население которой сократилась на 6,6 миллиона человек с 1993 года, потеряет к 2025 году ещё 11 миллионов 
Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2004 год, в России продолжается демографический кризис. 
Рост населения в стране прекратился с 1991 (рождаемость в РСФСР упала ниже уровня простого замещения поколений ещё в 1960-е годы). Смертность в 1,5 раза превысила рождаемость, население сокращалось на несколько сотен тысяч человек ежегодно. 
Негативной особенностью России является тот факт, что в результате демографического перехода рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся. 
По мнению некоторых демографов, падение смертности в результате развития здравоохранения компенсировалось с 1960-х гг. ростом алкогольной смертности. Алкогольная смертность в России (600—700 тыс. человек в год) связана с самым высоким в мире уровнем потребления легальных и нелегальных алкогольных напитков. Она покрывает собой большую часть разрыва между рождаемостью и смертностью, обуславливающего депопуляцию России. 
Этому мнению никак не противоречит мнение некоторых других демографов, которые считают, что высокая смертность связана с незавершенностью процессов модернизации России, включая социокультурный аспект. В частности, забота о собственном здоровье не является высокой ценностью в рамках менталитета существенной части населения, что предопределяет высокую алкоголизацию, смертность от несчастных случаев (включая ДТП), аномальную распространённость ряда болезней и др. 
Сокращение численности населения несколько сдерживается иммиграцией — в первую очередь этнических русских и русскоязычных из стран СНГ (Казахстан, Средняя Азия и Закавказье) — однако к настоящему времени эти резервы сокращаются. Россия не смогла в полной мере воспользоваться благоприятной конъюнктурой и стремлением соотечественников вернуться в Россию (во многом из-за негибкой иммиграционной политики). 
По имеющимся оценкам, к 2050 году население России составит от 83 до 115 млн чел. В частности, в среднесрочной программе социально-экономического развития, подготовленной Министерством экономического развития РФ, указывается, что при сохранении нынешних темпов миграции к 2025 численность россиян сократится примерно до 120 млн, а к 2050 — до 100 млн человек. Прогноз ООН — 115 млн чел., прогноз Института социально-политических исследований РАН — 83 млн чел. 
По данным Переписи населения 2002 года численность населения России с 1989 по 2002 упала на 1,8 млн. Каждую минуту в России рождается 3 человека, а умирает — 4. Общемировая тенденция противоположна: отношение количества рождений к смертям равно 2,6. Особенно велика смертность у российских мужчин, средняя продолжительность жизни которых 61,4 года, что связано, в частности, с высоким уровнем потребления крепких алкогольных напитков, большим количеством несчастных случаев, убийств и самоубийств. Продолжительность жизни женщин значительно выше — 73,9 года. Уровень рождаемости в России не обеспечивает простого воспроизводства населения. 
 
Динамика общего коэффициента смертности мужчин в РСФСР и РФ с 1950 года. 
Число умерших (тысяч человек): 
2002 год — 2 332 
2003 год — 2 366 
2004 год — 2 295 
2005 год — 2 304 
2006 год — 2 167 
2007 год — 2 080 
2008 год — 2 076 
[править] 
Коэффициент смертности 
(на 1000 человек) 
1950 год — 10,1 
1960 год — 7,4 
1970 год — 8,7 
1980 год — 11,0 
1990 год — 11,9 
1995 год — 14,9 
1996 год — 14,1 
1997 год — 13,7 
1998 год — 13,6 
1999 год — 14,7 
2000 год — 15,3 
2001 год — 15,6 
2002 год — 16,1 
2003 год — 16,4 
2004 год — 15,9 
2005 год — 16,1 
2006 год — 15,2 
2007 год — 14,6 
2008 год — 14,8 
2009 год — 14,2 (за 9 месяцев 2009) 
Смертность среди российских мужчин и женщин в трудоспособном возрасте значительно выше среднеевропейского показателя. Однако детская смертность в России лишь немного выше, чем в среднем по Европе (Формулу подсчёта коэффициента младенческой смертности можно посмотреть в статье демографические показатели) и составляет 8,1 умерших до года на 1000 родившихся живыми (2009 год, данные Министерства здравоохранения и социального развития). 
Динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении для мужчин и женщин в РСФСР и РФ с 1950 года. 
Слабое развитие медицины, особенно в части диагностики сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний из-за того, что соответствующие учреждения не создавались государственными органами в советское и постсоветское время, а спрос на эти медицинские услуги сдерживается низкими доходами населения. 
Спиртные напитки. За первую половину 90-х годов продажа спиртных напитков на душу населения возросла более чем вдвое. Доля крепких напитков в структуре потребления — более чем на треть, а процент некачественного алкоголя — до 38 %. Смертность от отравлений спиртным возросла в 2—3 раза. Ежегодно в России от алкогольных отравлений умирает около 40 тыс. чел. С начала сентября 2006 более пяти тысяч жителей России отравились суррогатным алкоголем. 295 из них скончались. Однако главный вклад алкогольная смертность вносит не через алкогольные отравления, а через сердечно-сосудистые заболевания и через смертность от внешних причин. Здесь уже счёт идёт не на сотни и тысячи, а на многие сотни тысяч преждевременно умерших россиян. 
Уровень насилия в обществе. Россия входит в пятёрку «лидеров» по количеству убийств на 100 тыс. населения. Некоторые демографы считают, что чрезвычайно высокий уровень насилия (включая бытовое насилие) представляет собой одну из основных угроз для развития человеческого потенциала в России. 
Дорожно-транспортные происшествия. На российских дорогах ежегодно погибают около 35 тыс. человек. 
Плохая экологическая обстановка. Выбросы промышленных отходов и автомобильных выхлопов повышают риск онкологических и респираторных заболеваний. 
Около 30-40 тысяч человек ежегодно пропадают без вести. Большей части из них нет в живых. 
В России наблюдается учащение случаев заболевания «социальными» инфекционными болезнями, в частности сифилисом и туберкулезом. Особенно распространён туберкулез в российских тюрьмах. При этом особую опасность представляет форма туберкулёза, не поддающаяся лечению антибиотиками. 
По продолжительности жизни Россия далеко отстаёт от развитых стран, заняв в 1999 году среди 162 стран, для которых этот показатель рассчитывался, 100-е место (109-е для мужчин и 74-е для женщин). 
 
Число родившихся: 
1990—1988,8 тыс. чел 
2002—1397,0 тыс. чел 
2003—1477,3 тыс. чел 
2004—1502,5 тыс. чел 
2005—1457,4 тыс. чел 
2006—1479,6 тыс. чел 
2007—1610,1 тыс. чел 
2008—1717,5 тыс. чел 
Коэффициент рождаемости 
1980 — 15,9 на 1000 чел 
1990 — 13,4 на 1000 чел 
1995 — 9,2 на 1000 чел 
1996 — 8,9 на 1000 чел 
1997 — 8,6 на 1000 чел 
1998 — 8,8 на 1000 чел 
1999 — 8,3 на 1000 чел 
2000 — 8,7 на 1000 чел 
2001 — 9,1 на 1000 чел 
2002 — 9,7 на 1000 чел 
2003 — 10,2 на 1000 чел 
2004 — 10,4 на 1000 чел 
2005 — 10,2 на 1000 чел 
2006 — 10,4 на 1000 чел 
2007 — 11,3 на 1000 чел 
2008 — 12,0 на 1000 чел 
2009 — 12,5 на 1000 чел (за 9 месяцев 2009). 
В 2007 году в стране родилось, по данным Минздравсоцразвития, 1602,4 тыс. человек (рост 8,3 %), умерло 2080,1 тыс. человек (снижение на 4,0 %). Каждые 20 секунд в стране рождается 1 человек, каждые 15 секунд умирает 1 человек (в 2006 году данное соотношение было 21:15, а, например, в 2000 году — 25:14). Суммарный коэффициент рождаемости в 2006 году составил 1,296 (1,287 в 2005), максимальный — в Чечне (2,772), минимальный — в Ленинградской области (1,034). При этом нетто-коэффициент воспроизводства населения выше 1 наблюдался только в 4 субъектах Российской Федерации — Чечне (1,315), Эвенкийском (1,192), Агинском Бурятском (1,055) и Усть-Ордынском Бурятском (1,033) автономных округах 
В августе 2009 года в России впервые за 15 лет зафиксирован естественный прирост населения. 
В России впервые за последние 15 лет зафиксирован естественный прирост населения, который в августе составил 1 тыс. человек, заявила 29 сентября 2009 года министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова. По данным министерства, за август 2009 г. в России родилось 151,7 тыс. детей, умерло 150,7 тыс. человек. «Буквально сегодня мы получили последние данные по численности родившихся и умерших по 8 месяцам 2009 г.», — сказала министр. Количество родившихся за январь-август составило 1,164 млн человек, что больше на 41 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Количество умерших составило 1,347 млн, что на 57 тыс. человек меньше показателя 2008 г. 
 
1.3. Доходы населения 
 
Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей. Основными источниками доходов населения являются: 
• заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме); 
• доходы от индивидуальной трудовой деятельности; 
• выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; 
• доходы от собственности (например, платежи за использование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патентов и т.д.); 
• доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции). 
Возможны и другие источники дохода (выигрыш в лотерею, приз за победу в соревновании, конкурсе и т.д.). 
С юридической точки зрения доходы делятся на законные и незаконные, получаемые в рамках теневой экономики. К последним относят доходы, получаемые от не зарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля со стороны государства. 
Для измерения уровня и структуры доходов населения используется ряд показателей, характеризующих их в различных аспектах. Одним из основных показателей является объем личных доходов населения – все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем. 
Названные показатели, рассчитанные в ценах текущего периода, называются номинальными показателями доходов. Они не определяют реального содержания доходов, т.е. не показывают, какое количество материальных благ и услуг доступно населению при сложившемся уровне доходов. Во-первых, владельцы дохода могут в окончательном виде располагать лишь частью номинального дохода, так как должны уплатить индивидуальные налоги и сделать другие обязательные отчисления. Вычитая из личных номинальных доходов (ЛНД) налоги, обязательные платежи и взносы в общественные организации (НП), находят личные располагаемые доходы (ЛРД) населения – ту часть личных доходов, которую владельцы их направляют на потребление и сбережение:  
ЛРД = ЛНД - НП. 
Доля этой части в общем объеме доходов составит 
 
Во-вторых, между номинальными и реальными величинами доходов могут быть существенные расхождения в связи с изменением покупательной способности денег – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели дохода приобретают, если для расчетов используются постоянные цены либо их изменение учитывается (компенсируется) с помощью индексов покупательной способности денег (Iп.с.д.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (Ip). С поправкой на изменение потребительских цен рассчитывается величина реальных располагаемых доходов населения: 
 
Аналогично рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения – как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную способность денег: 
 
Для характеристики динамики этих показателей строятся соответствующие индексы, например индекс реальных располагаемых доходов: 
 
Отсюда следует, что скорость изменения реальных доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности денег. 
Для расчета индекса цен и тарифов на платные услуги статистические органы с 1989 г. ведут ежемесячную регистрацию цен на продовольственные и непродовольственные товары-представители и услуги. Обследование проводится по достаточно широкой номенклатуре товаров (до 650 позиций), реализуемых по различным каналам. Следует, однако, отметить, что регистрируются цены предложения товаров, которые во многих случаях отличаются от цен покупки. Общий индекс потребительских цен рассчитывается по формуле 
 
Результат, называемый также индексом стоимости жизни, показывает, насколько больше средств население стало тратить на покупку продуктов питания, товаров и услуг (т.е. на потребительские расходы) в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления остался прежним, базисным. Такой расчет корректен, если за анализируемый период не происходит существенных изменений в структуре потребительских расходов. 
Величину прожиточного минимума на региональном уровне определяют органы исполнительной власти на местах, исходя из локальных особенностей потребления и ресурсных возможностей. Порядок расчета прожиточного минимума описан в «Методических рекомендациях» Минтруда России и основан на следующих принципах. 
Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. 
Бюджет прожиточного минимума есть стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума, кроме того, он включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи. 
Потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических характеристик и условий проживания, поэтому прожиточный минимум рассчитывают не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для различных категорий: детей (до 7 лет), подростков (7–15 лет), трудоспособных граждан, пенсионеров. Прожиточный минимум конкретной семьи может быть определен исходя из ее фактического состава и величины. 
Проведем динамику доходов населения. 
Таблица 1 
Среднедушевые денежные доходы населения 
№ Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб 
2000 2281 
2002 3947 
2003 5170 
2004 6410 
2005 8112 
2006 10196 
2007 12551 
 
 
Таблица 2 
Года Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб Показатели по сравнению с предыдущем годом 
Абсолютный прирост, млн.р. Темпы роста, % Темп прироста, % Абсолютное значение 1% прироста, млн.р. 
цепные базисные цепные базисные цепные базисные  
2000 2281  
2001 2962 681 681 129,86 129,86 29,86 29,86 22,81 
2002 3947 985 1666 133,25 173,04 33,25 73,04 29,62 
2003 5170 1223 2889 130,99 226,65 30,99 126,65 39,47 
2004 6410 1240 4129 123,98 281,02 23,98 181,02 51,70 
2005 8112 1702 5831 126,55 355,63 26,55 255,63 64,10 
2006 10196 2084 7915 125,69 447,00 25,69 347,00 81,12 
2007 12551 2355 10270 123,10 550,24 23,10 450,24 101,96 
Средний уровень ряда рассчитан по формуле средней арифметической, т.к. ряд интервальный 
=51629/8 =6453, 63 руб. 
Средний абсолютный прирост по формуле: 
=(12551-2281)/7 =1467,1 руб. 
Средний коэффициент роста: 
= 1,31 
Средний темп роста: 
=1,31*100=131% 
Средний темп прироста 
= 131-100 = 31% 
Произведем выравнивание ряда при помощи 3-летней скользящей. 
Таблица 3 
Скользящая средняя величина 
Год Экономический показатель Скользящая средняя 
2000 у1 - 
2001 у2 3 063,33 
2002 у3 4 026,33 
2003 у4 5 175,67 
2004 у5 6 564,00 
2005 у6 8 239,33 
2006 у7 10 286,33 
2007 у8 - 
 
 
Рис. График зависимости фактических значений от сглаженных 
1.4. Социальные нормативы и потребности уровня жизни населения 
 
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др.  
Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. 
К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.). 
В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии. 
Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах – личных потребностях. Однако последнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. 
Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими – первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. 
Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека. 
Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д. 
Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека. 
Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию. 
Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения. 
Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д. 
 
 
2. Анализ уровня жизни населения в России  
2.1. Динамика уровня жизни населения в России 
Таблица 4 
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения 
Показатели Апрель 
2009г. В % к Январь- 
апрель 
2009г. 
в % к 
январю- 
апрелю 
2008г. Справочно 
апрелю 
2008г. марту 
2009г. апрель 2008г. 
в % к январь- 
апрель 
2008г. 
в % к 
январю- 
апрелю 
2007г. 
апрелю 
2007г. марту 
2008г.  
Денежные доходы (в среднем на душу населения)1), рублей 16778 113,3 107,0 112,6 126,4 109,8 124,7 
Реальные располагаемые денежные доходы1) 99,9 105,8 99,0 109,1 108,8 108,4 
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника2):  
номинальная, рублей 18220 109,8 100,5 112,0 131,0 102,4 128,8 
реальная 97,0 99,8 98,6 114,6 101,0 113,8 
1) Предварительные данные. 
2) За апрель 2009г. предварительные данные. 
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в апреле 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г., по оценке, снизились на 0,1%, в январе-апреле 2009г. - на 1,0%. 
 
Таблица 5 
Динамика реальных располагаемых денежных доходов1) 
Показатели В % к 
соответствующему  
периоду предыдущего года предыдущему  
периоду 
2008г. 
Январь 110,4 51,6 
Февраль 109,2 121,3 
Март 105,1 101,9 
I квартал 108,0 73,9 
Апрель 109,1 108,8 
Январь-апрель 108,4  
Май 105,0 96,2 
Июнь 104,8 105,0 
II квартал 106,2 115,8 
I полугодие 107,1  
Июль 105,9 101,4 
Август 107,6 102,1 
Сентябрь 105,2 98,4 
III квартал 106,2 104,3 
Январь-сентябрь 106,8  
Октябрь 103,5 98,5 
Ноябрь 93,9 97,1 
Декабрь 88,4 129,4 
IV квартал 94,2 105,5 
Год 102,9  
2009г. 
Январь 90,0 52,5 
Февраль 101,6 137,0 
Март 102,8 103,0 
I квартал 98,7 77,2 
Апрель 99,9 105,8 
Январь-апрель 99,0  
1) Предварительные данные. 
 
Таблица 6 
Динамика просроченной задолженности по заработной плате 
1) на начало месяца 
Показатели Просроченная задолженность 
по заработной плате В том числе задолженность Численность 
работников, 
перед которыми имеется просроченная 
задолженность по заработной плате, млн.человек 
из-за несвоевременного 
получения денежных 
средств из бюджетов  
всех уровней из-за отсутствия 
собственных средств  
млн. 
рублей в % к 
преды- 
дущему 
месяцу  
млн.  
рублей в % к  
преды- 
дущему  
месяцу  
млн. 
рублей в % к  
преды- 
дущему  
месяцу  
2008г.  
Январь 2668 77,1 192 84,6 2476 76,6 0,2 
Февраль 2962 111,0 218 113,9 2744 110,8 0,2 
Март 2942 99,3 226 103,5 2716 99,0 0,2 
Апрель 2900 98,6 235 103,8 2665 98,1 0,2 
Май 2575 88,8 258 110,2 2317 86,9 0,2 
Июнь 2794 108,5 265 102,7 2529 109,1 0,2 
Июль 2859 102,3 252 95,0 2607 103,1 0,2 
Август 2590 90,6 147 58,1 2443 93,7 0,2 
Сентябрь 2956 114,1 165 112,5 2791 114,2 0,2 
Октябрь 3017 102,1 194 117,7 2823 101,2 0,2 
Ноябрь 4024 133,4 216 111,4 3808 134,9 0,3 
Декабрь 7765 193,0 369 170,5 7396 194,2 0,6 
2009г. 
Январь 4674 60,2 261 70,7 4413 59,7 0,3 
Февраль 6965 149,0 378 144,8 6587 149,3 0,5 
Март 8087 116,1 536 142,0 7551 114,6 0,5 
Апрель 8755 108,3 486 90,7 8269 109,5 0,5 
Май 7926 90,5 387 79,6 7539 91,2 0,5 
1) Данные разрабатываются по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки; рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт; управление недвижимым имуществом; научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; деятельность в области культуры. 
На 1 мая 2009г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 апреля 2009г. в 48 субъектах Российской Федерации. 
Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 мая 2009г. составила 387 млн.рублей, или 4,9% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.  
Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 51,2% приходилось на федеральный бюджет, 25,1% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 23,7% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета. 
Из общей суммы просроченной задолженности 1817 млн.рублей (22,9%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2008г., 615 млн.рублей (7,8%) - в 2007г. и ранее. 
Данные о просроченной задолженности по заработной плате по видам экономической деятельности на 1 мая 2009 года представлены в приложении 1. 
Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 201 млн.рублей (52,0%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям. 
На 1 мая 2009г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 37 субъектах Российской Федерации, снизилась по сравнению с 1 апреля 2009г. - в 22 субъектах. 
Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций за апрель 2009г. снизилась на 730 млн.рублей (8,8%) и на 1 мая 2009г. составила 7539 млн. рублей. 
2.2. Индексный метод статистики уровня жизни населения 
 
Заработная плата. Среднемесячная начисленная заработная плата в апреле 2009г., по предварительным данным, составила 18220 рублей и по сравнению с апрелем 2008г. выросла на 9,8%. 
 
Таблица 7 
Среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы 
Показатели Среднемесячная 
номинальная 
начисленная 
заработная 
плата, 
рублей Индекс Индекс реальной начисленная 
заработной плата  
соответствую-щему периоду предыдущего года Предыдущему периоду  
соответствую-щему периоду 
предыдущего года предыдущему периоду 
2008г. 
Январь 14771 1,275 0,788 1,133 0,770 
Февраль 15354 1,286 1,041 1,141 1,029 
Март 16172 1,279 1,054 1,128 1,042 
I квартал 15424 1,28 0,977 1,134 0,933 
Апрель 16538 1,310 1,024 1,146 1,010 
Январь-апрель 15692 1,288 1,138  
Май 16643 1,289 1,007 1,120 0,994 
Июнь 17715 1,279 1,064 1,111 1,054 
II квартал 16962 1,292 1,100 1,125 1,059 
I полугодие 16187 1,286 1,129  
Июль 17758 1,303 1,005 1,136 1,000 
Август 17244 1,289 0,975 1,121 0,972 
Сентябрь 17739 1,282 1,029 1,114 1,021 
III квартал 17556 1,290 1,036 1,122 1,014 
Январь-сентябрь 16639 1,287 1,127  
Октябрь 17643 1,253 0,995 1,097 0,986 
Ноябрь 17598 1,193 0,997 1,049 0,989 
Декабрь 21681 1,153 1,231 1,018 1,223 
IV квартал 18966 1,195 1,080 1,050 1,055 
Год1) 17226 1,259 1,103  
2009г. 
Январь 17119 1,155 0,790 1,019 0,772 
Февраль 17098 1,111 1,001 0,976 0,985 
Март 18129 1,119 1,058 0,982 1,044 
I квартал 17441 1,128 0,920 0,992 0,879 
Апрель1) 18220 1,098 1,005 0,970 0,998 
Январь-апрель1) 17636 1,120 0,986  
1) Предварительные данные. 
 
Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности представлена в приложении 2 
В I квартале 2009г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 90%, работников образования - 80% (в I квартале 2008г. - соответственно 79% и 68%). 
Просроченная задолженность по заработной плате (по данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства). Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 мая 2009г. составила 7926 млн.рублей и снизилась по сравнению с 1 апреля 2009г. на 9,5%. 
Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 мая 2009г., составлял около 2% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,1%. 
 
2.3. Корреляционно-регрессионный анализ 
 
Для изменения и количественного выражения взаимосвязи между явлениями различают типы закономерностей и соответствующие им виды связи. Существуют два типа связей: динамические и статистические и соответствующие им взаимосвязи (полная и неполная), относящиеся к функциональной и стохастической видам связей. 
Частным случаем стохастической связи является корреляционная связь, при которой каждому значению аргумента соответствует не одно, а несколько значений функции, при этом между аргументом и функцией нельзя установить стойкой зависимости. 
Корреляционная зависимость проявляется только в средних величинах и выражает тенденцию к увеличению или уменьшению значения одной переменной при возрастании или снижении другой. 
Корреляционная связь – это связь, характеризующая взаимную зависимость двух случайных величин X и Y. При этом изменение результативного признака (Y) обусловлено влиянием факторного – (X) не всецело, а лишь частично т.к. возможно влияние других факторов. 
 
где – погрешность модели. 
Различают виды связей: 
• прямую и обратную; 
• однофакторную и многофакторную; 
• прямолинейную и криволинейную. 
В большинстве случаев связи в общественных явлениях изучаются по уравнению прямой: 
 
где – результативный признак; x – факторный признак ; – свободный член уравнения; – коэффициент регрессии. 
Уравнение прямой, описывающее корреляционную связь, является уравнением связи, или регрессии, а сама прямая – линией регрессии. Параметры уравнения прямой находятся при решении системы нормальных уравнений. 
 
где n число единиц совокупности.  
Решая эту систему находим: 
 
 
Для измерения тесноты линейной связи применяется относительный показатель, который называется линейным коэффициентом корреляции rxy: 
 
линейный коэффициент корреляции rxy предполагает наличие линейной связи между x и y. 
Знак коэффициента корреляции указывает на направление связи. Если знак положительный – связь положительная, прямая и с ростом (снижением) x, увеличивается (уменьшается) y. Если знак отрицательный, то это говорит о наличии обратной связи, т.е. с ростом x значение y уменьшается. 
Квадрат линейного коэффициента корреляции называется коэффициентом детерминации (R): 
 
Коэффициентом детерминации показывает зависимость вариации результативного признака от вариации факторного. Для определения степени достоверности уравнения регрессии рассчитывается средняя ошибка аппроксимации (А):  
 
где – фактическое значение признака; – расчетное значение признака. 
Чем меньше ошибка аппроксимации, тем ближе расчетные уровни признака, полученные из уравнения регрессии и к их фактическим значениям (таблица 8). 
Таблица 8 
Значение коэффициента А 
значение А <10% 10%–20% 20%–50% >50% 
точность высокая хорошая удовлетворительная неудовлетворительная 
 
Для оценки связи, рассчитывается коэффициент эластичности (Э), который показывает на сколько процентов измениться результативный показатель, если факторный возрастет на 1%: 
 
где – среднее значение факторного признака; – среднее значение результативного признака. 
Поведем анализ уровня жизни населения. 
 
Таблица 9 
Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа 
№ Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.(до 2000 г. - тыс. руб.) Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. (до 2000 г. - тыс. руб.) 
1992 4 6,0 
1995 515,9 472,4 
2000 2281 2223,4 
2002 3947 4360,3 
2003 5170 5498,5 
2004 6410 6739,5 
2005 8112 8554,9 
2006 10196 10633,9 
2007 12551 13527,4 
Проведем корреляционно-регрессионный анализ на основе приведенных выше факторов. Построим матрицу парных коэффициентов корреляции. 
Таблица 10 
Матрица парных коэффициентов корреляции 
Показатели Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.(до 2000 г. - тыс. руб.) Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. (до 2000 г. - тыс. руб.) 
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.(до 2000 г. - тыс. руб.) 1  
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. (до 2000 г. - тыс. руб.) 0,999564056 1 
 
 
 
ВЫВОД ИТОГОВ  
 
Регрессионная статистика 
Множественный R 0,999564056 
R-квадрат 0,999128302 
Нормированный R-квадрат 0,999003773 
Стандартная ошибка 135,4542114 
Наблюдения 9 
 
Дисперсионный анализ  
df SS MS F Значимость F 
Регрессия 1 147210272,5 147210272,5 8023,301129 5,69326E-12 
Остаток 7 128434,9037 18347,84338  
Итого 8 147338707,4  
 
Показатели Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение Нижние 95% Верхние 95% Нижние 95,0% Верхние 95,0% 
Y-пересечение 62,38135045 75,34503036 0,827942469 0,435018177 -115,7813355 240,5440364 -115,7813355 240,5440364 
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. (до 2000 г. - тыс. руб.) 0,934812123 0,01043633 89,57288166 5,69326E-12 0,910134125 0,959490121 0,910134125 0,959490121 
 
 
2.4. Прогноз уровня жизни населения 
В среднесрочном периоде прогнозируется увеличение важнейших социальных категорий, определяющих уровень жизни населения: среднемесячной заработной платы, среднедушевых денежных доходов и реальных располагаемых денежных доходов населения.  
Денежные доходы населения за 2009 год составят 693,2÷727,9 млрд. рублей и достигнут к 2011 году 973,95÷1034 млрд. рублей.  
Денежные доходы населения будут формироваться за счет номинального увеличения: 
• доходов от занятости или оплаты труда наемных работников  
• (в 2009 году – на 20,1÷26,5%, в 2010 году – на 14÷14,4%), в 2011 году – на 16÷16,7%);  
• социальных выплат (в 2009 году – на 8,1÷15,5%, в 2010 году – на 12,5÷12%, в 2011 году – на 6,7÷6,2%); 
• доходов от собственности (в 2009 году – на 21,5÷28,8%, в 2010 году – на 19,7÷27,8%), в 2011 году – на 19,8÷29,6 процента). 
Среднедушевые денежные доходы за 2009 год составят 20027,5÷21012,9 рубля (номинальный темп роста к предыдущему году – 123,5÷129,5%), за 2011 год – 28240,7÷29874,3 рублей (118÷118,5 процента).  
Среднемесячная заработная плата за 2009 год составит 23404÷ 23840,7 рублей (номинальный темп роста к предыдущему году – 120÷122,2%), за 2010 год – 27130÷28011,7 рублей (115,9÷117,5%), за 2011 год – 31200÷32590 рублей (115÷116,3% к 2010 году).  
В 2009-2011 годах сохранится опережающий рост денежных доходов населения и среднемесячной заработной платы по сравнению с ростом цен на товары и услуги населению. Реальные среднедушевые денежные доходы в 2009 году составят 113,9÷119,5%, в 2010 году – 111,7÷112,1%, в 2011 году – 110,2÷110,6% соответственно вариантам прогноза. Рост заработной платы будет опережать рост цен в 2009 году на 10,7÷12,7%, в 2010 году – на 8,3÷9,8%, в 2011 году – на 7,4÷8,6 процента.  
Меры, направленные на повышение денежных доходов различных категорий населения, обусловят рост реальных располагаемых денежных доходов населения края. За 2009 год реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут на 13,7÷19,4% по сравнению с 2008 годом, за 2010 год – на 11,5÷12,1%, за 2011 год – на 10÷10,6 процента.  
В результате роста реальных среднедушевых денежных доходов предусматривается дальнейшее снижение доли населения края с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума – до 13,6% по второму варианту прогноза в 2009 году, 11,7% в 2010 году и 10% в 2011 году. Темпы снижения доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в крае на протяжении всего прогнозируемого периода будут превышать средние по России показатели.  
Росту денежных доходов населения в 2009-2011 годах будут способствовать: 
• повышение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. К 2011 году МРОТ должен достичь величины прожиточного минимума трудоспособного населения;  
• проведение реформы системы оплаты труда в бюджетных отраслях;  
• реализация национальных проектов в образовании и здравоохранении;  
• осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 
• выплата компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; 
• выплата единовременных компенсаций реабилитированным лицам; 
• выплата пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет неработающим женщинам, не подлежащим обязательному социальному страхованию; 
• увеличение стипендиального обеспечения учащихся и студентов в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; 
• выплата отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытым акционерным обществом “Российская государственная страховая компания” и обществами системы Росгосстраха) и по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации. 
На поддержание доходов пенсионеров края будут направлены следующие мероприятия: 
• индексация базовой и cтраховой части трудовой пенсии c учетом прогнозируемого уровня индекса потребительских цен, а также выполнение задач по доведению среднего размера социальной пенсии к концу 2009 года до уровня прожиточного минимума пенсионера; 
• выплата ежемесячных денежных выплат, в том числе на реализацию мер по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, обеспечение необходимыми лекарственными средствами, проезд на транспорте пригородного сообщения; 
• ежемесячные доплаты и выплаты материального обеспечения различным категориям населения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Указом Президента Российской Федерации от 18.02.2005 № 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров", Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 № 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». 
Помимо вышеперечисленных факторов росту доходов населения будет способствовать совместная работа Правительства края, контрольно-надзорных органов и предприятий реального сектора экономики по регулированию социально-трудовых отношений, индексации и легализации заработной платы.  
Денежные расходы населения в 2009 году достигнут 621,7÷664,6 млрд. рублей и увеличатся в реальном выражении на 13,7÷21,6% по сравнению с предыдущим годом. В 2010 году население израсходует 751÷804,5 млрд. рублей (реальный темп роста к предыдущему году 112,9÷113,1%), в 2011 году – 882,6÷961,6 млрд. рублей (109,7÷111,6% к 2010 году).  
Значительная часть денежных средств (свыше 65% от общего объема денежных доходов населения) будет израсходована населением на покупку товаров и оплату услуг – 450,5÷479,5 млрд. рублей в 2009 году, 541÷580,8 млрд. рублей в 2010 году, 633,3÷694,4 млрд. рублей в 2011 году. 
 
Заключение 
Значительно труднее удовлетворить запросы в жилье. Чем в стране ниже затраты на питание и одежду, тем выше доля затрат на оплату жилья, что объясняется повышенным качеством жилья и высокой степенью обеспеченности им. Жилье является «товаром престижного спроса», поэтому люди стремятся приобрести комфортабельные дома и квартиры не только ради удобства, но и общественного положения. Энгель утверждал (и сегодня это общепризнанно), что если личное потребление во всех странах развивается по сходной модели, то анализ структуры семейных расходов позволяет сравнивать уровень благосостояния различных групп населения как в одной, отдельно взятой стране (принимая в качестве критерия долю расходов семьи на питание), так и в разных государствах. 
При изучении вопроса об уровне жизни основной проблемой является проблема неравенства благосостояния, а также порождаемого ею социального напряжения в обществе. Разрыв в уровне жизни зависит от различной ценности принадлежащих людям факторов производства и эффективности их использования. Работник фирмы, производящей дефицитный и высококачественный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом. Доходы также зависят от объема факторов производства. Совершенно очевидно, владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины. 
Неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики. 
Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов различных групп населения, является построение «кривой Лоренца», которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. При полном равенстве в распределении доходов «кривая Лоренца» представляла бы собой прямую и, наоборот, кривизна усиливается по мере роста неравенства. 
В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует производительный труд, поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средством поощрения трудовой активности людей. 
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в апреле 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г., по оценке, снизились на 0,1%, в январе-апреле 2009г. - на 1,0%. 
На 1 мая 2009г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 апреля 2009г. в 48 субъектах Российской Федерации. 
Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 мая 2009г. составила 387 млн.рублей, или 4,9% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.  
На 1 мая 2009г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 37 субъектах Российской Федерации, снизилась по сравнению с 1 апреля 2009г. - в 22 субъектах. 
Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций за апрель 2009г. снизилась на 730 млн.рублей (8,8%) и на 1 мая 2009г. составила 7539 млн. рублей.  
Росту доходов населения будет способствовать совместная работа Правительства края, контрольно-надзорных органов и предприятий реального сектора экономики по регулированию социально-трудовых отношений, индексации и легализации заработной платы.  
Денежные расходы населения в 2009 году достигнут 621,7÷664,6 млрд. рублей и увеличатся в реальном выражении на 13,7÷21,6% по сравнению с предыдущим годом. В 2010 году население израсходует 751÷804,5 млрд. рублей (реальный темп роста к предыдущему году 112,9÷113,1%), в 2011 году – 882,6÷961,6 млрд. рублей (109,7÷111,6% к 2010 году).  
Значительная часть денежных средств (свыше 65% от общего объема денежных доходов населения) будет израсходована населением на покупку товаров и оплату услуг – 450,5÷479,5 млрд. рублей в 2009 году, 541÷580,8 млрд. рублей в 2010 году, 633,3÷694,4 млрд. рублей в 2011 году. 
 
 
Список использованной литературы 
 
 
1. Васильева э.К. Социальная статистика. М.- ИНФРа – М. 2007. 
2. Гинзбург А.И. Экономический анализ. – СПб.: Питер. 2006. – 480 с. 
3. Гурьев В. И. Основы социальной статистики. М.: Финансы и статистика, 2007. 
4. Гусаров В.М. Статистика. М.: ИНФРА-М.,2001. 
5. Ефимова М. Р., Бычкова С. Г. Социальная статистика: Учеб пособие; Под ред. М. Р. Ефимовой. – М.:Финансы и статистика, 2005.  
6. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, от 9 октября 2007 г. № 1351 
7. Практика по эконометрике. Учебное пособие/И.И.Елисеева, С.В.Урышева, Н.М.Гордеенко и др.; Под ред. И.И.Елисеевой. - М.: Финансы и статистика.,2002.-192с. 
8. Салин В.Н. Социально-экономическая статистика –М.: Финансы и статистика, 2007. 
9. Шмойлова Р.А. Теория статистики. –М.: Финансы и статистика, 2005. 
10. Чернова Т.В. Экономическая статистика: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006г. 
11. Эконометрика: Учебник/ под ред. И.И.Елисеевой.- М.: Финансы и статистика, 2002.-344с. 
12. Балинова B.C. Статистика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: ТК. Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 344 с. 
13. Микроэкономическая статистика: Учебник/Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 544 с: ил. 
14. Никитина Н.Ш. Математическая статистика для экономистов: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. - 170 с. 
15. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юристь, 2001. - 461 с. 
16. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие / Под ред. Р. А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2003. -416 с: ил. 
17. Социально-экономическая статистика: Учебнак для вузов/Под ред. проф. Б.И. Башкатова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 703 с. 
18. Социально-экономическая статистика: Практикум: Учеб. пособие/Под ред. В. Н. Салина, Е. П. Шпаковской. — М.: Финансы и статистика, 2004. - 192 с. 
19. http://ru.wikipedia.org/wiki/Уровень_жизни 
20. www.aup.ru 
21. www.gks.ru 
 
Приложение 1 
Просроченная задолженность по заработной плате по видам экономической деятельности на 1 мая 2009 года 
Показатели Млн.рублей В % к 1 апреля 2009г. 
всего в том числе всего в том числе 
из-за 
несвое- 
времен- 
ного по- 
лучения денежных средств 
из бюд- 
жетов всех уровней из них из-за  
отсутс- 
твия собст- 
венных средств из-за 
несвое- 
времен- 
ного по- 
лучения денежных средств 
из бюд- 
жетов всех уровней из них из-за 
отсут- 
ствия собст- 
венных средств 
феде- 
раль- 
ного бюд- 
жета бюд-жетов субъ-ектов Россий-ской Феде-рации мест-ных бюд-жетов феде-раль- 
ного бюд- 
жета бюд-жетов субъ-ектов Россий-ской Феде-рации мест-ных бюд-жетов  
Всего 7926 387 198 97 92 7539 90,5 79,6 90,7 63,8 79,6 91,2 
в том числе: 
сельское хозяйство, охота и лесозаготовки 541 3 2 0,4 0,5 538 92,4 44,3 129,9 12,6 31,0 93,0 
рыболовство, рыбоводство 18 - - - - 18 88,0 - - - - 93,4 
добыча полезных ископаемых 324 - - - - 324 69,6 - - - - 69,6 
в том числе: 
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 97 - - - - 97 63,0 - - - - 63,0 
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 227 - - - - 227 72,9 - - - - 72,9 
из нее добыча металлических руд 132 - - - - 132 65,2 - - - - 65,2 
обрабатывающие производства 3694 115 114 - 1 3579 88,4 78,5 83,9 - в 4,2р. 88,7 
из них: 
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 228 - - - - 228 91,5 - - - - 91,5 
текстильное и швейное производство 116 2 2 - - 114 107,5 - - - - 105,7 
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 22 - - - - 22 87,2 - - - - 87,2 
обработка древесины и производство изделий из дерева 204 - - - - 204 95,4 - - - - 95,4 
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 61 1 - - 1 60 88,3 22,3 - - в 8,8р. 91,9 
в том числе: 
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 50 - - - - 50 93,9 - - - - 93,9 
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 10 1 - - 1 9 68,6 22,3 - - в 8,8р. 82,8 
производство кокса и нефтепродуктов 3 - - - - 3 47,6 - - - - 47,6 
химическое производство 69 - - - - 69 121,9 - - - - 121,9 
производство резиновых и пластмассовых изделий 35 - - - - 35 99,4 - - - - 99,4 
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 510 - - - - 510 97,1 - - - - 97,1 
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 233 - - - - 233 110,6 - - - - 110,6 
в том числе: 
металлургическое производство 100 - - - - 100 105,5 - - - - 105,5 
производство готовых металлических изделий 133 - - - - 133 114,8 - - - - 114,8 
производство машин и оборудования 723 17 17 - - 706 110,2 42,7 42,7 - - 114,7 
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 405 12 12 - - 393 99,0 73,8 77,3 - - 100,0 
производство транспортных средств и оборудования 620 36 36 - - 584 52,0 84,5 108,2 - - 50,8 
прочие производства 72 - - - - 72 103,3 - - - - 107,1 
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 358 10 0,3 - 10 348 96,0 92,5 55,0 - 100,5 96,1 
строительство 1199 56 8 41 7 1143 112,3 57,7 45,6 55,4 118,3 117,8 
транспорт 1272 66 0,2 55 11 1206 87,5 100,7 100,0 94,6 145,0 86,8 
управление недвижимым имуществом 84 15 0,1 - 15 69 95,2 87,3 - - 87,6 97,1 
научные исследования и разработки 338 61 61 - - 277 86,3 119,7 119,8 - - 81,3 
образование 43 36 5 0,1 31 7 95,8 93,8 в 6,6р. 24,6 82,7 108,0 
здравоохранение и предоставление социальных услуг 24 14 2 0,2 11 10 46,8 39,4 29,7 8,4 45,4 62,7 
удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность 26 8 4 1 3 18 105,6 86,2 142,8 30,7 69,7 116,1 
деятельность в области культуры 5 3 1 - 2 2 60,7 39,7 в 3,7р. - 31,8 130,8 
 
Приложение 2 
Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности 
Показатели Март 2009г. I квартал 2009г. 
рублей в % к рублей в % к  
марту 
2008г. февралю 
2009г. I квар-талу 2008г. общерос-сийскому уровню средне- 
месячной заработ-ной  
платы  
Всего 18129 111,9 105,8 17441 112,8 100 
в том числе: 
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8622 118,4 110,2 8197 118,6 47 
рыболовство, рыбоводство 21818 112,2 118,1 19077 117,3 109 
добыча полезных ископаемых 34745 108,2 105,8 32838 108,2 188 
в том числе: 
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 42091 111,4 104,9 39703 110,7 в 2,3р. 
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 21293 97,0 109,8 20222 98,9 116 
из нее добыча металлических руд 23680 105,8 110,8 22406 102,0 128 
обрабатывающие производства 16073 104,3 105,4 15376 104,5 88 
из них: 
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 16286 112,7 110,3 15424 114,7 88 
текстильное и швейное производство 8729 109,0 106,9 8152 106,8 47 
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 9763 111,3 106,7 9076 109,3 52 
обработка древесины и производство изделий из дерева 10916 104,6 108,5 10240 102,4 59 
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 17421 102,9 106,1 16873 105,7 97 
в том числе: 
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 17224 105,8 109,7 16255 106,6 93 
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 17509 101,6 104,6 17148 105,2 98 
производство кокса и нефтепродуктов 35638 109,0 89,1 36442 115,8 в 2,1р. 
химическое производство 18586 106,7 98,4 18352 107,2 105 
производство резиновых и пластмассовых изделий 14181 106,1 114,0 12782 100,5 73 
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 14542 91,1 108,1 13696 91,4 79 
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 16916 97,8 105,8 16334 97,0 94 
в том числе: 
металлургическое производство 19982 99,7 105,0 19520 98,5 112 
производство готовых металлических изделий 13470 95,7 107,3 12735 95,4 73 
производство машин и оборудования 16218 103,5 105,0 15502 102,2 89 
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 16787 105,0 106,5 15972 105,2 92 
производство транспортных средств и оборудования 16574 101,9 103,5 15981 102,3 92 
прочие производства 12608 103,1 105,4 12062 101,9 69 
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 21065 112,8 108,5 20113 114,4 115 
из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 22209 112,3 108,5 21181 114,1 121 
из них: 
производство, передача и распределение электроэнергии 28274 109,4 109,2 26829 113,3 154 
производство и распределение газообразного топлива 20074 114,2 102,6 18966 111,5 109 
строительство 17478 100,0 108,2 16377 102,2 94 
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 16061 113,7 106,6 15307 114,7 88 
в том числе: 
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 17921 110,5 107,2 17121 110,7 98 
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 18177 112,5 107,3 16987 113,5 97 
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 13240 115,9 105,3 12996 117,1 75 
гостиницы и рестораны 12495 111,5 105,8 12236 113,9 70 
транспорт и связь 21287 112,2 98,8 21097 113,0 121 
из них: 
деятельность железнодорожного транспорта 23478 121,0 100,4 23102 117,5 132 
транспортирование по трубопроводам 35014 125,3 68,7 39125 114,9 в 2,2р. 
связь 20120 99,2 99,1 19933 108,5 114 
финансовая деятельность 40304 107,8 109,4 40496 101,0 в 2,3р. 
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 22935 116,2 109,3 21532 115,2 123 
из них научные исследования и разработки 26048 119,0 109,2 24465 120,8 140 
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 22731 115,6 104,6 22240 118,7 128 
образование 12720 119,8 103,5 12371 123,3 71 
здравоохранение и предоставление социальных услуг 14110 115,6 105,0 13896 120,1 80 
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 15763 116,7 105,4 15249 119,7 87 
из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 16481 116,6 104,5 15973 120,6 92


Информация о работе Экономико-статистический анализ уровня жизни населения