Статистическая оценка уровня жизни населения

Автор: Вероника Кузнецова, 15 Ноября 2010 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Под «качеством жизни» в широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности». Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ «УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ», ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ 5
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ 7
1.3 ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ 10
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 12
2.1 СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 17
2.1.1 Снижение уровня жизни 17
2.1.2 Социальная защищенность и борьба с бедностью 18
ГЛАВА 3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО УРОВНЮ ЖИЗНИ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая по СТАТИСТИКЕ..doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей. [2, стр.67] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Оценка уровня жизни  населения

 

     Для разработки и решения текущих  и стратегических задач политики доходов и заработной платы необходимо иметь информацию о состоянии, динамики и тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам и социально-демографическим группам населения, делать международные сопоставления.

     В перечень интегральных индикаторов  уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.

     Реальные  доходы населения (Др) определяются по формуле (1).

Др =

, (1)

где Др – реальные доходы населения;

Д – общая  сумма доходов населения;

I – индекс потребительских цен. 

     При этом различаются реальные доходы населения  без учета и с учетом услуг. Первая разновидность этих доходов  – часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальным и  культурных потребностей; вторая –  часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.

     Для характеристики роста (снижения) реальных доходов их индексы исчисляются  для всего населения, а также  в разрезе социальных групп и  субъектов РФ. Для обеспечения  сопоставимости при исчислении индексов реальных доходов учитывается изменения цен за сравнимый период (индекс потребительских цен).

     Реальная  заработная плата  работников (ЗПр) – составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Она определяется по формуле (2).

, (2)

где ЗПр – реальная заработная плата работников;

ЗПн – номинальная (начисленная) заработная плата;

I – индекс потребительских цен. 

     В политике доходов и заработной платы  важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Последняя позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны.

     Индикаторами  дифференциации доходов и заработной платы являются:  

    • распределение населения по уровню среднедушевых  доходов – показатель удельного  веса или процента населения в  тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
    • распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения – показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20-процентных (10-процентных) групп населения;
    • децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
    • коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам РФ – соотношение наибольшего и наименьшего уровней среднедушевых доходов в субъектах РФ;
    • коэффициент дифференциации заработной платы РФ – соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней (по отраслям, регионам, профессиям, внутри отраслей и предприятий, и т.д.).
 

     К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов относятся также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца (см. рис. 1.), позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца. 

     Прямая  ОА называется линией абсолютного равенства  распределения доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей имеют 20% доходов, 40% людей – 40% доходов, и т.д.; кривая В, показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности. Усиление неравенства в распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства. 
 
 
 
 

     Рис. 1.

     

     Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

     Для определения общего направления  изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения – соотношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.

     В России на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится 6,2% доходов, а  на долю 20% наиболее обеспеченных – 47,4%. Аналогично распределяются доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наименее и наиболее обеспеченных граждан характерно для Словакии – 12% к 31%, Чехии – 10% к 37%, Венгрии – 9% к 37%. В ряде развивающихся стран это соотношение намного меньше: в ЮАР – 3% к 63%, Чили – 3% к 61%, в Мексике – 4% к 58%.

     Коэффициент Джини в России составляет 38%, что  ниже, чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в Словакии (19%), Дании (24%), Швеции (25%), Чехии (26%), Польше (27%).

     К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.

       Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа продажи их населению и от вида потребления.

     Уровень удовлетворения потребностей в услугах  школьного образования характеризуется  с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах, а также обучающихся за границей. Кроме того, важно учитывать техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.

     Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, - например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.

     Общее потребление материальных благ и  услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров  и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства (например, продукции личного подсобного хозяйства). Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей. [1, стр.67]

2.1 Современный уровень жизни населения

2.1.1 Снижение уровня жизни

 

       Оно происходило в течение  всего периода постсоветских  рыночных реформ. Индекс развития  человеческого потенциала снизился  с 0,848 в 1992г. до 0,78 в 1996г.; по  этому показателю Россия была  отброшена в число развивающихся стран.

     За  годы реформ были разрушены многие отрасли социальной сферы, сократилась  доля расходов населения на платные  услуги. Снизилось качество медицинского обслуживания и образования, лечение  и отдых стали недоступными для  значительной части населения.

     Общее снижение уровня жизни  в стране выразилось в существовании значительного  слоя граждан, чьи реальные доходы не достигают прожиточного минимума. Усилились  также межотраслевые и межрегиональные  различия в доходах и заработной плате. В особенно тяжелом положении отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, наука), сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность и машиностроение, в которых установилась самая низкая заработная плата. Зато значительно превышает средний уровень заработная плата в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в цветной металлургии.

     Межрегиональная дифференциация в доходах и заработной плате во многом связана с безработицей. Так, ниже среднего уровня по стране безработица в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области; в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах она находится примерно на среднем уровне. Напротив, в депрессивных регионах уровень безработицы значительно превышает средний: в республиках Ингушетия – почти в 5 раз, Дагестан – почти в 2 раза, в республике Тыва, Коми-Пермяцком автономном округе и Читинской области – в 1,5 раза.

     Тесная  связь дифференциации доходов и  безработицы свидетельствует о  том, что в современных условиях повышение занятости населения приобретает важнейшее значение в политике доходов и заработной платы. [1, стр.67]

    2.1.2 Социальная защищенность и борьба с бедностью

 

     Система социальной защищенности населения  включает в себя обязательное медицинское  страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные  социальные гарантии, выплату пособий (по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей), дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.

     Важную  роль в программах повышения уровня жизни населения играют улучшение  жилищных условий, формирование и развитие рынка жилья. При нынешнем уровне доходов подавляющему большинству населения улучшение жилищных условий за счет собственных средств пока недоступно. Поэтому необходимо сохранить государственную систему обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей, одновременно практикуя наем государственного жилья, расширяя продажу жилья в кредит, развивая ипотеку.

     По  данным Госкомстата России, удельный вес населения, проживающего за чертой бедности (определяемой уровнем доходов, соответствующих бюджету прожиточного минимума), составляет около 24%. Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют многодетные семьи. В политике доходов и заработной платы первостепенное внимание должно быть уделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности в значительной мере связан с тем, что в современной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских товаров и услуг в первую очередь и в большей мере распространяется на те из них, которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления малообеспеченных слоев населения.

Информация о работе Статистическая оценка уровня жизни населения