Статистические методы анализа прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Прибыль и рентабельность- это те показатели, которые четко и ярко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).
Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАДАЧИ……………………………………………………………………..21
Задача № 1…………………………………………………………………...21
Задача № 2…………………………………………………………………...26
Задача № 3…………………………………………………………………...30
Задача № 4…………………………………………………………………...32
III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...40
Список литературы…………………….……………………………………41

Работа содержит 1 файл

Статистика.doc

— 900.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра «Бухгалтерский учет, аудит и статистика»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Статистика»

на тему

 

Статистистические методы анализа

прибыли и рентабельности предприятия (организации)

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАДАЧИ……………………………………………………………………..21

Задача № 1…………………………………………………………………...21

Задача № 2…………………………………………………………………...26

Задача № 3…………………………………………………………………...30

Задача № 4…………………………………………………………………...32

III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………...34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...40

Список литературы…………………….……………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прибыль и рентабельность- это те показатели, которые четко и ярко отражают  эффективность деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).

Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Именно для того, чтобы последнее не произошло и необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных  показателей.

Рассмотрим применение статистических методов в изучении прибыли и рентабельности на конкретных задачах.

 

 

 

 

 

 

 

I.                    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1. Показатели прибыли

Виды прибыли

На действующих предприятиях в условиях рыночной экономики и важнейшими источниками формирования финансовых ресурсов является прибыль.

Прибыль - экономическая категория, комплексно отражающая хозяйственную деятельность предприятия в форме денежных накоплений. Прибыль характеризует конечные результаты торгово-производственного процесса, является основным показателем финансового процесса, является основным показателем финансового состояния предприятия. В статистике финансов предприятий(организаций ) рассчитываются следующие показатели прибыли : прибыль балансовая , прибыль от реализации продукции (работ, услуг ), валовая и чистая прибыль.

Прибыль балансовая – это финансовые  результаты от реализации продукции (работ, услуг) основных средств и другого имущества  хозяйствующих субъектов, а также доходы за вычетом убытков  от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции рассчитывается  как разность между выручкой от ее продажи (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, для экспортной выручки – экспортных тарифов и спец. налога) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

              Выручка от реализации имущества продукции (выполнения работ, услуг) определяется: при расчетах наличными деньгами – при их поступлении в кассу, при безналичных расходах – по мере поступления денежных средств  на счета в учреждения банков или предъявлении заказчику (покупателю) расчетных документов на оплату.

Объем прибыли от реализации имущества предприятия (организации) включая основные средства, рассчитывается как разность между выручкой  от реализации этого имущества (за вычетом НДС, спец. налога) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент инфляции для основных фондов. Иногда для определения восстановительной стоимости используются специальные коэффициенты, соответствующие индексу инфляции, публикуемому органами  государственной статистики.

              Внереализационные доходы включают: 

                 дивиденды и доходы по акциям  и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию (организации);

                 поступления от сдачи имущества в аренду;

                 доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся на территории России и за ее пределами;

                 доходы по операциям в иностранной валюте  и положительные разницы курсов по валютным счетам;

                 прибыль, выявленная в отчетном году от операции прошлых лет;

                 пени, штрафы, неустойки и другие виды санкций за нарушение обязательств и условий, присужденные  или признанные должникам;

                 прочие доходы, не связанные с производством и реализацией товаров и услуг;

К внереализационным расходам (убыткам) относятся:

                 убытки от содержания законсервированных объектов и мощностей;

                 стоимостный ущерб от уценки готовой продукции и производственных запасов;

                 некомпенсируемые затраты, связанные с ликвидацией последствий от стихийных бедствий или их предотвращением;

                 арбитражные и судебные издержки;

                 экономические санкции, включая санкции за невыполнение обязательств по поставкам;

                 отрицательные курсовые разницы по операциям с иностранной валютой.

Валовая прибыль в отличие от балансовой  прибыли в составе внереализационных доходов и убытков учитывает уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пени, перечисленной в бюджет и внебюджетные  фонды). Это связано с тем, что согласно закону о налогообложении предприятии, объектом налогообложения является также и валовая прибыль.

Из расчетной прибыли в первоочередной порядке производятся отчисления в фонды экономического стимулирования: в фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и фонд развития науки и техники.

Кроме отчислений прибыли в фонды экономического стимулирования предусмотренная финансовым планом часть прибыли направляется на покрытии плановых затрат; на прирост оборотных средств, на погашение кредитов банка, на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства. На расширение и реконструкцию производства при недостатке средств  развития производства и на другие цели, предусмотренные финансовым планом.

Одной из форм распределения чистого доход между предприятиями и государством является отчисление от прибыли предприятия в государственный бюджет. Установленный порядок отчисления в бюджет следующий: и при выполнении, и при невыполнении плана по прибыли отчисления производятся в установленном планом объеме на основе стабильных нормативов. В случае невыполнении плана по прибыли предприятия  вносят платежи в бюджет в полной сумме  за счет соответствующего уменьшения средств, остающихся в их распоряжении. Тем самым повышается экономическая ответственность предприятий в выполнении своих обязательств перед государственным бюджетом.

При перевыполнении плана по прибыли норматив размера прибыли оставляемой в распоряжении предприятия, снижается. При перевыполнении плана по прибыли до 3% в бюджет вносятся  50 % сверхплановой прибыли; если перевыполнение  свыше 3%, то в бюджет отчисляется 75% соответствующей части сверхплановой прибыли. Это обеспечивает большую заинтересованность предприятия в разработке напряженных планов.

Для предприятий, работающих на условиях самофинансирования, порядок распределения прибыли  предусматривает единый норматив отчислений в бюджет от плановой и сверхплановой расчетной прибыли. Норматив отчислений в бюджет от расчетной прибыли определяется как отношение  разности между плановой суммой расчетной прибыли и плановыми затратами  на собственные нужды предприятия к сумме плановой расчетной  прибыли. Таким образом, предприятия получают в свое распоряжение большую часть прибыли, что способствует созданию у них финансовых резервов. Финансовый резерв, образуемый за счет части надбавок к ценам на высокоэффективную и высококачественную  продукцию, полностью находится в распоряжении предприятий  и используются на покрытие собственных нужд и непредвиденных затрат.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамике прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Анализ показателей прибыли.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции(VРП); ее структуры (стр); себестоимость (С) и уровня среднереализационных цен (уц) .

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции  общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связаны с реализацией продукции. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных фондов; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций и т.д.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков  и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки и выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.

Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам( акциям, Облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия - держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов . В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

Сумма полученных дивидендов зависит от количества приобретенных акций  и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, налоговой и амортизационной политикой данного государства, уровнем процентной ставки за кредит и т.д. Недостаточно высокий уровень квалификации экономических кадров, не владения законами рынка, неумение оценить конъюнктуру рыночных законов могут принести предприятию большие убытки. При оценке результатов финансовой деятельности большую пользу могут дать межхозяйственные сравнения, изучение опыта работы других предприятий на рынке ценных бумаг.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращения убытков и потерь от внереализационных операций.

2. Показатели рентабельности

Три показателя рентабельности.

Наряду с абсолютными показателями объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный показатель – рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др.

Различают три показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.

Общая рентабельность определяется по формуле:

 

Ро б /Ф*100% ,

 

где Пб –общая сумма балансовой прибыли;

Ф - среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Показатель рентабельности реализованной продукции отражают эффективность текущих затрат( в отличии от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

Ррп пл /С*100%,

где Ппл – прибыль от реализации продукции;

       С  -  полная себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

Рентабельность производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности использования производственного потенциала, результатов не промышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности.

Финансовая статистика предприятий (организаций ) изучает состояние, динамику основного и оборотного капитала, эффективность его использования, а также обеспеченность запасами товарно-материальных ценностей в целом, по  группам и источникам образования.

Деловая активность предприятия (организации) в финансовом отношении определяется с помощью показателя общей оборачиваемости капитала , который определяется по формуле:

                                              Ок  =В/К ,

где   В- выручка от реализации продукции;

        К- капитал предприятия ( организации ): основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения.

Общая оборачиваемость капитала может увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия( организации ), но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции.

Наряду с индексным методом для анализа прибыли и рентабельности в целом по экономике и по отдельным отраслям широко применяется метод группировок.

 

 

 

 

 

 


2.2 Анализ рентабельности деятельности предприятия

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения  валовой (Прп ) или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И).

R3рп       или    R3=ЧП/И

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или  ожидаемая сумма  прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж рассчитывается  делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

Rрпрп/ВР   или  Rрп=ЧП/ВР

Рентабельность (доходность капитала) исчисляется отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (К) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

Rк=БП/К,     Rкрп/К,              Rк=ЧП/К

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от 3-х основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

По данным уровня рентабельности отдельных видов продукции можно рассчитать влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделий.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции(VРП), ее структуры (стр), себестоимости, среднего уровня цен (УЦ) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг(ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб ), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств, для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом. Объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов 2-го уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализованных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача № 1

Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчетном году (выборка 20%-тная, механическая), млн. руб:

предприятия

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

№ предприятия

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

1

36,45

30,255

16

36,936

31,026

2

23,4

20,124

17

53,392

42,714

3

46,540

38,163

18

41,0

33,62

4

59,752

47,204

19

55,680

43,987

5

41,415

33,546

20

18,2

15,652

6

26,86

22,831

21

31,8

26,394

7

79,2

60,984

22

39,204

32,539

8

54,72

43,776

23

57,128

45,702

9

40,424

33,148

24

28,44

23,89

101

30,21

25,376

25

43,344

35,542

11

42,418

34,359

26

70,720

54,454

12

64,575

51,014

27

41,832

34,302

13

51,612

41,806

28

69,345

54,089

14

35,42

29,753

29

35,903

30,159

15

14,4

12,528

30

50,220

40,678

 

По исходным данным :

1.    Построим статистический ряд распределения предприятий по признаку прибыль от продаж, образовав пять групп с равными интервалами.

2.    Построим график полученного ряда распределения. Графически определим значения моды и медианы.

3.    Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения предприятий по прибыли от продаж: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, дисперсию, коэффициент вариации.

4.    Вычислим среднюю арифметическую по исходным данным, сравним ее с аналогичным показателем, рассчитанным в п.3 для интервального ряда распределения.

 

Решение:

Рассчитаем прибыль от продаж продукции, как разность от продажи продукции и затратами на производство и реализацию продукции

В результате получим новую таблицу:

 

 

№ предприятия

Выручка от продажи продук-ции

Затраты на производство и реализацию продукции

Прибыль от продаж

№ предприятия

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

Прибыль от продаж

1

36,45

30,255

6,195

16

36,936

31,026

5,910

2

23,4

20,124

3,276

17

53,392

42,714

10,678

3

46,54

38,163

8,377

18

41

33,62

7,380

4

59,752

47,204

12,548

19

55,68

43,987

11,693

5

41,415

33,546

7,869

20

18,2

15,652

2,548

6

26,86

22,831

4,029

21

31,8

26,394

5,406

7

79,2

60,984

18,216

22

39,204

32,539

6,665

8

54,72

43,776

10,944

23

57,128

45,702

11,426

9

40,424

33,148

7,276

24

28,44

23,89

4,550

10

30,21

25,376

4,834

25

43,344

35,542

7,802

11

42,418

34,359

8,059

26

70,72

54,454

16,266

12

64,575

51,014

13,561

27

41,832

34,302

7,530

13

51,612

41,806

9,806

28

69,345

54,089

15,256

14

35,42

29,753

5,667

29

35,903

30,159

5,744

15

14,4

12,528

1,872

30

50,22

40,678

9,542

1. Сначала определяем длину интервала по формуле :

е=(хmax – xmin)/k,

где k – число выделенных интервалов.

 

е=(18,216 –1,872 )/5=3,2688 млн.руб.

Получим следующие интервалы:

1,872-5,141;  5,141-8,410;  8,410-11,678; 11,678-14,947;  14,947-18,216.

 

Распределение предприятий по сумме прибыли.

№ группы

№ предприятия

Выручка от продажи продукции

Затраты на производство и реализацию продукции

Прибыль от продаж

Группировка предприятий по сумме прибыли

1

15

14,4

12,528

1,872

1,872-5,141

20

18,2

15,652

2,548

2

23,4

20,124

3,276

6

26,86

22,831

4,029

24

28,44

23,89

4,550

10

30,21

25,376

4,834

2

21

31,8

26,394

5,406

5,141-8,410

14

35,42

29,753

5,667

29

35,903

30,159

5,744

16

36,936

31,026

5,910

1

36,45

30,255

6,195

22

39,204

32,539

6,665

9

40,424

33,148

7,276

18

41

33,62

7,380

27

41,832

34,302

7,530

25

43,344

35,542

7,802

5

41,415

33,546

7,869

11

42,418

34,359

8,059

3

46,54

38,163

8,377

3

30

50,22

40,678

9,542

8,410-11,678

13

51,612

41,806

9,806

17

53,392

42,714

10,678

8

54,72

43,776

10,944

23

57,128

45,702

11,426

4

19

55,68

43,987

11,693

11,678-14,947

4

59,752

47,204

12,548

12

64,575

51,014

13,561

5

28

69,345

54,089

15,256

14,947-18,216

26

70,72

54,454

16,266

7

79,2

60,984

18,216

 

График полученного ряда распределения

 

x

1,872-5,141

5,141-8,41

8,41-11,678

11,678-14,947

14,947-18,216

Итого

m

6

13

5

3

3

30

S

6

19

24

27

30

 

x- интервал

m- частота

S- накопленная частота

Найдем медианный интервал, т.е. интервал, накопленная частота которого впервые больше или равна половине всей сумме частот,  в данном случае 15.

Интервал 5,141-8,410 является медианным, его нижняя граница равна хн=5,141, е=3,2688

 

Me= хн+е(15+SMe-1)/mMe    Me=5,141+3,2688*(15-6)/13=7,4 млн. руб

 

Рассчитываем характеристики ряда распределения предприятий по сумме прибыли, для этого составим расчетную таблицу :

 

Прибыль от продаж,

млн. руб.

Число

предприятий,

Середина

интервала,

1,872-5,141

3

3,507

21,042

22,982

137,897

5,141-8,410

13

6,776

88,088

2,326

30,233

8,410-11,678

5

10,044

50,22

3,038

15,19

11,678-14,947

3

13,31

39,93

25,09

75,27

14,947-18,216

3

16,579

49,737

68,525

205,576

 

 

249,02

121,961

464,164

Средняя арифметическая: 

 

     получаем :       = 249,02 : 30 = 8,301 млн.руб.

Среднее квадратическое отклонение : 

  получаем : σ=√(464,164/30)=√15,472=3,993

Определяем дисперсию:

получаем: σ2=15,472

 

Коэффициент вариации :

    υ=(3,993/8,301)*100%=48,12%

 

 

Выводы:

1.                 Средняя величина прибыли от продажи продукции на предприятии составляет 8,301 млн. руб.

2.                 Среднеквадратическое отклонение показывает, что значение признака в совокупности отклоняется от средней величины в ту или иную сторону в среднем на 3,993 млн. руб

3.                 Совокупность данных неоднородна, т.к. коэффициент вариации больше 33%

 

Задача № 2

Связь между признаками – затраты на производство и реализацию продукции и прибыль от продаж.

1.     Установим наличие и характер связи между признаками затраты на производство и реализацию продукции и прибыль от продаж, образовав заданное число групп с равными интервалами по обоим признакам, методами:

а) аналитической группировки,

б) корреляционной таблицы.

 

Решение:

1.           Прибыль предприятия напрямую зависит от затрат на производство и реализацию продукции, тогда обозначим затраты  независимой переменной Х, тогда прибыль зависимой переменной У. Поскольку в каждом отдельном случае рассматривается одно предприятие, то на прибыль предприятия, кроме затрат на производство и реализацию продукции, может влиять множество факторов в том числе и неучтенных, следовательно можно определенно сказать, что связь в данном случае корреляционная. Ее можно выявить при помощи аналитической группировки. Для этого сгруппируем предприятия по затратам, а интервал высчитаем по формуле: 

                                             е=(хmax – xmin)/k,

где k – число выделенных интервалов.

      е=(60,984-12,528)/5=9,691 млн.руб. 

        Получим следующие интервалы:

12,528-22,219; 22,219-31,910; 31,910-41,602; 41,602-51,293; 51,293-60,984

 

 

Группировка предприятий по затратам, млн.руб.

№ предприятия

Затраты на произв. и реализ.

Прибыль млн.руб.

У2

млн.руб

 

Х

У

I

12,528-22,219

15

12,528

1,872

3,504384

20

15,652

2,548

6,492304

2

20,124

3,276

10,73218

 

3

48,304

7,696

20,7289

В среднем на 1 предприятие

16,101

2,565

 

II

22,219-31,910

6

22,81

4,029

16,23284

24

23,89

4,55

20,7025

10

25,376

4,834

23,36756

21

26,394

5,406

29,22484

14

29,753

5,667

32,11489

29

30,159

5,744

32,99354

1

30,255

6,195

38,37803

16

31,026

5,91

34,9281

 

8

219,663

42,335

227,942

В среднем на 1 предприятие

27,458

5,292

 

III

31,910-41,602

22

32,539

6,665

44,42223

9

33,148

7,276

52,94018

5

33,546

7,869

61,92116

18

33,62

7,38

54,4644

27

34,302

7,53

56,7009

11

34,359

8,059

64,94748

25

35,542

7,802

60,8712

3

38,163

8,377

70,17413

30

40,678

9,542

91,04976

 

9

315,897

70,5

557,491

В среднем на 1 предприятие

35,10

7,833

 

IV

41,602-51,293

13

41,806

9,806

96,15764

17

42,714

10,678

114,0197

8

43,776

10,944

119,7711

19

43,987

11,693

136,7262

23

45,702

11,426

130,5535

4

47,204

12,548

157,4523

12

51,014

13,561

183,9007

 

7

316,203

80,656

938,581

В среднем на 1 предприятие

45,172

11,522

 

V

51,293-60,984

28

54,089

15,256

232,7455

26

54,454

16,266

264,5828

7

60,974

18,216

331,8227

 

3

169,517

49,738

829,151

В среднем на 1 предприятие

56,506

16,579

 

ИТОГО

1070

483,1

2573,89 

 

В среднем

35,65

16,103

 

 

 

Теперь по данным рабочей таблицы строим итоговую аналитическую таблицу:  

 

Группы предприятий по затратам, млн.руб

Число предприятий

Затраты на производство и реализацию продукции

Прибыль, млн.руб

Всего

В среднем на одно пр-тие

Всего

В среднем на одно пр-тие

12,528-22,219

3

48,304

16,101

7,696

2,565

22,219-31,910

8

219,663

27,458

42,335

5,292

31,910-41,602

9

315,897

35,1

70,5

7,833

41,602-51,293

7

316,203

45,172

80,656

11,522

51,293-60,984

3

169,517

56,506

49,768

16,579

30

1070

35,65

250,925

8,364

 

По данным аналитической таблицы мы видим, что с приростом затрат на производство и реализацию продукции, средняя прибыль на одно предприятие возрастает. Значит, между исследуемыми признаками существует прямая корреляционная зависимость.

2. Строим расчетную таблицу:

Группы предприятий по затратам, млн.руб

Число пр-тий

Прибыль, млн.руб

 

 

 

 

 

f

Всего

В среднем на одно пр-тие,

yi

12,528-22,219

3

7,696

2,565

-5,799

33,628

100,885

22,219-31,910

8

42,335

5,292

-3,072

9,437

75,497

31,910-41,602

9

70,5

7,833

-0,531

0,282

2,538

41,602-51,293

7

80,656

11,522

3,158

9,972

69,812

51,293-60,984

3

49,768

16,579

8,215

67,486

202,459

30

250,925

8,364

 

 

451,19

 

Вычисляем  коэффициент детерминации по формуле:

 

 

где - межгрупповая дисперсия, находящаяся по формуле:

- общая дисперсия результативного признака, находящаяся по формуле:

 

Теперь находим межгрупповую дисперсию:  =451,19/30=15,04

 

Для нахождения общей дисперсии, нужно рассчитать:

                  y2=2573,89/30=85,796

=85,796-(8,364)2=15,84

Вычисляем коэффициент детерминации:

                        η2y2/δy2

η2=15,04/15,84=0,95 или 95%

Следовательно, на 95% вариация прибыли предприятия зависит от вариации затрат на производство и реализацию продукции и на 5% зависит от неучтенных факторов.

Эмпирическое корреляционное отношение составляет:

η = √0,95=0,975

Это говорит о том, что корреляционная связь играет существенную роль между затратами и суммой прибыли.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Задача №3.

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:

1.                              Ошибку выборки средней суммы прибыли от продаж и границы, в которых будет находиться средняя сумма прибыли в генеральной совокупности.

2.                              Ошибку выборки доли организаций с суммой прибыли 14,948 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение:

Определяем ошибку выборки (выборка механическая) для средней суммы прибыли на одно предприятие по следующей формуле:

если Р=0,683, то t=1. Т.к. выборка механическая 20%-ная, то N=150

 

Δх=1*√(15,472/30)*(1-30/150)=0.7млн. руб.

Ошибка выборки для средней суммы прибыли на одно предприятие Δх=0,7млн.руб.

Средняя сумма прибыли будет находиться в границах которые мы находим по формуле :


8,301- 0,7≤      ≤8,301+0,7

                               

       7,601≤       ≤9.001

С вероятностью 0,683 можно утверждать, что средняя сумма прибыли одного предприятия заключается в пределах от 7,601 млн. руб. до 9,001 млн. руб.


         Доля предприятий со средней прибылью свыше 16,6 млн.руб. находится в пределах :

Выборочная доля составит:

        =3/30=0,1 или 10%

Ошибку выборки определяем по формуле:


где N-объем генеральной совокупности. Т.к. выборка 20%-ная и в выборку вошло 30 предприятий, то N=150.

Подставляя данные в формулу, получим:

         =1√(0,1(1-0,1)/30)*(1-30/600)

           ∆=0,0024

Следовательно с вероятностью 0,683 можно утверждать, что доля предприятий со средней прибылью  > 14,948 млн. руб. будет находиться в следующих пределах:

            0,1-0,0024ω0,1+0,0024

                     0,098ω0,1024

или от 9,8% до 10,24%.    

Задача №4

Имеются следующие данные по организации о прибыли от продажи продукции и ее рентабельности:

 

Вид продукции

Прибыль от продажи продукции,  млн. руб.

Изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным (+,-),      %

Базисный период

Отчетный период

А

0,8

0,88

10

Б 

0,5

0,62

12

В

1,1

1

-2

 

Определите:

1.      Общий индекс рентабельности реализованной продукции.

2.      Абсолютное изменение прибыли от продажи продукции в результате роста рентабельности.

Сделать выводы.

 

Решение:

 

Для проведения необходимых расчетов построим дополнительную таблицу:

Вид про-дук-ции

Прибыль от продажи продукции,  млн. руб.

Изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным

(+,-),      %    Rотч - Rбаз

I рент = Rотч/Rбаз

Сотч/

Сбаз

Базисный период

Отчетный период

А

0,8

0,88

10

1,1

1,00000

Б 

0,5

0,62

12

1,12

1,10714

В

1,1

1

-2

0,98

0,92764

ИТОГО

2,4

2,5

 

 

 

 

1) Индекс рентабельности – это отношение рентабельности отчетного периода к ее уровню в базисном периоде.

Для определения уровня рентабельности нам необходимо знать величину прибыли от продажи продукции и ее себестоимость. Поскольку себестоимость неизвестна, но имеются индивидуальные индексы рентабельности по трем видам продукции, мы можем определить темп роста себестоимости в отчетном году по сравнению с базисным (Сотч/Сбаз).

Для того, чтобы определить общий индекс рентабельности – нужно суммировать показатели по всем трем видам продукции:

 

 

,      

 

Итак, общий индекс рентабельности составил 1,03, то есть в отчетном периоде по сравнению с базисным  общий уровень рентабельности всей реализованной продукции увеличился на 3%.

2) Абсолютное изменение прибыли от продажи продукции в результате роста рентабельности:

Из таблицы видно, что прибыль от продажи всех трех видов продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 0,1 млн. руб. (2,5-2,4), что позволяет нам сделать следующий вывод:

Рост  рентабельности продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным на 3 % (по продукции А, Б, В) позволил увеличить прибыль от продажи этой продукции на 100 тысяч рублей.

 

 

 

 

III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

      объема реализации продукции (VРП);

      структуры продукции (СТР);

      себестои­мости продукции (C);

      уровня среднереализационных цен (УЦ).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положи­тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибы­ли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличе­нии уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

По данным предприятия ООО «Молочный комбинат» рассчитаем  прибыль и рентабельность продаж по творогу взб. «Чудо».

 

Показатели

Условное обозн.

Базисный год, 2003г

Отчетный год, 2004г

Фактический выпуск продукции, тыс. кг

VП

1959,32

1985,584

Реализация продукции в периоде, тыс. кг

VРП

1959,32

1985,584

Выручка от реализации, тыс.руб.

ВР

10384,4

10920,71

Затраты на производство реализованной продукции, тыс.руб.

ЗП

8603,478

8722,24

 

       Статистические расчеты прибыли и рентабельности, а также изменение прибыли за счет различных факторов выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

        Расположение на рабочем листе Excel исходных данных и расчетных формул (в формате Excel)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Результаты расчетов приведены в таблице:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Покажем влияние различных факторов на изменение суммы прибыли в отчетном периоде.

        Расположение на рабочем листе Excel исходных данных и расчетных формул (в формате Excel):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Результаты расчетов приведены в таблице:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммарное изменение прибыли за счет различных факторов равно абсолютному приросту прибыли от реализации продукции в отчетном году

 

 

 

 

 

 

 

 

Графическое изображение изменения прибыли в отчетном периоде под влиянием отдельных факторов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышение уровня среднереализационных цен (397,117 тыс. руб.).

Следует отметить отрицательное влияние увеличения уровня себестоимости на общую сумму прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на 0,002 руб.) уменьшило общую сумму прибыли на 3,435 тыс. руб.

Незначительное уменьшение прибыли вследствие повышения себестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 417,554 руб. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, сумма полученной прибыли отражает конечные финансовые результаты деятельности любого предприятия. В условиях рыночной экономики получение максимально возможной суммы прибыли является целью любого производства, т.к. прибыль - основной источник пополнения фондов накопления, социальной сферы, инвестиций, оборотных средств  т.д. В прибыльной работе предприятий заинтересовано общество, поскольку прибыль обеспечивает платежи в бюджет многих налогов. Различают прибыль балансовую, налогооблагаемую, и чистую прибыль. Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что показывают соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Данные показатели применяют для анализа деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Все показатели рентабельности могут рассчитываться на основе балансовой прибыли и чистой прибыли

Прибыль и рентабельность- это именно те показатели, не изучая которые предприятие может обанкротиться. Для их изучения применяются многие статистические методы, которые были использованы при анализе показателей прибыли от реализованной продукции и рентабельности  предприятия в аналитической, практической и раскрыты в теоретической частях.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Сизова Т.М. Статистика: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО,

2005. - 190 с.

2.      Голубева Г. Ф. Статистика. Учебник. Издательство: Academia,

2009г. 192

3.      Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – 4-е изд.. -М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Статистика финансов: Учебник. 5-е изд., перераб.

    Под ред.Назарова   М.Г. Издательство: Омега-Л, 2009г.-516

5.Статистика: Пособие студентам для подготовки к экзаменам, 6-е изд. перераб. и доп. Издательство: Дашков и К, 2008г.-188с.

 

 

35

 

Информация о работе Статистические методы анализа прибыли и рентабельности предприятия