Статистические методы изучения торговли в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:49, реферат

Описание работы

Целью семестровой работы является изучение статистических методов торговли в регионе. В этой работе рассмотрены следующие этапы:

- основные статистические показатели рынка товаров и услуг;

- статистические методы, используемые в изучении торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………..3

1.Статистика торговли……………………………………..4
3. Основные статистические показатели торговли……….6

4. Статистические методы изучения рынка товаров и услуг………………………………………………………....17

Заключение……………………………………………….25

Литература………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

теория11.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

  Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова

  Математический  факультет

  Кафедра информационных технологий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА 

По дисциплине «Статистика» 

Тема: 

Статистические  методы изучения  торговли в регионе 
 
 
 
 

Выполнила студентка

3 курса, 36 группы,

очного  отделения

математического факультета

Шолохова  Анастасия Валерьевна 

Научный руководитель:

Берлин  Ю.И.

К.э.н., доцент кафедры

прикладной  математики 
 

Архангельск

2010

Оглавление 

Введение…………………………………………………..3

  1. Статистика торговли……………………………………..4

3. Основные статистические показатели торговли……….6

4. Статистические методы изучения рынка товаров и услуг………………………………………………………....17

Заключение……………………………………………….25

Литература………………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей. Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление. Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.

       Рынок - это достаточно высокая стадия развития товарно-денежных отношений, которая предполагает свободу продавца и покупателя в выборе партнера. Из этого следует, что рынок предусматривает хозяйственно-экономическую самостоятельность субъектов хозяйственных отношений, полноту их прав и ответственность за принятие решений, связь и взаимодействие спроса и предложения, конкуренцию, подвижность цен, определенную экономическую среду.

       Одним из видов рынка является рынок  товаров и услуг. Под рынком товаров  и услуг понимается совокупность отношений, связанных с куплей и продажей всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода и предназначенных для конечного использования.

     Целью семестровой работы является изучение статистических методов торговли в регионе.  В этой работе рассмотрены следующие этапы:

     - основные статистические показатели  рынка товаров и услуг;

     - статистические методы, используемые в изучении торговли.

     В работе использовались учебники по социальной статистике, Интернет-ресурсы и данные Российского статистического ежегодника.

Статистика торговли

       Статистика  торговли - отрасль экономической статистики, изучающая количеств, закономерности массовых явлений в области товарного обращения, которые характеризуют продвижение товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления. Статистика торговли исследует закономерности, тенденции и пропорциональность развития собственно торговли и общественного питания. Объектом статистики торговли служит совокупность продавцов и покупателей. В систему показателей входят: товарооборот, запасы товарные и товарооборачиваемость, цены, затраты труда, издержки обращения, прибыль и рентабельность.

       Исторический  процесс развития экономики обусловил  развитие трех социально-экономических  форм торговли: государственной, кооперативной и колхозной.

       Государственная торговля осуществляется государственными торговыми предприятиями и организациями системы Министерства торговли и других ведомств. Торговля ведется товарами, принадлежащими государству, по государственным ценам и в соответствии с единым государственным планом.

       Кооперативная торговля осуществляется предприятиями и организациями потребительской кооперации, действующими на основе кооперативной собственности. Значительную часть товаров, полученную от государственных предприятий и организаций, кооперативная торговля реализует по государственным ценам. Остальные товары, полученные из собственного производства или в порядке собственных закупок, реализуются по ценам, установленным соответствующими кооперативными организациями (облпотребсоюзами). Главное назначение кооперативной торговли — обеспечение села товарами народного потребления и лишь продажа излишков сельскохозяйственной продукции производится городскому населению.

       Колхозная торговля представляет собой реализацию излишков сельскохозяйственной продукции, принадлежащей колхозам, а также колхозникам, рабочим совхозов и другим группам населения, имеющим личное подсобное хозяйство. Если первые две формы торговли относятся к организованному рынку, то колхозная торговля представляет собой рынок, на котором купля-продажа товаров осуществляется между их непосредственными производителями и потребителями, цены складываются в зависимости от спроса и предложения, а объем оборота колхозной торговли государством не планируется. Однако развитие колхозной торговли, объем и структура товаров, уровень их цен зависят от состояния сельскохозяйственного производства, государственной и кооперативной торговли, размеров государственных товарных ресурсов.

       Ведущее положение и решающее значение имеет государственная форма торговли как по объему товарооборота, мощности своих предприятий, так и по степени удовлетворения потребностей населения.

       Предметом статистики торговли является количественная сторона массовых явлений и процессов, происходящих в сфере товарного обращения в неразрывной связи с их качественным содержанием. Статистика торговли изучает закономерности, тенденции развития, уровень, структуру и взаимосвязи процессов и явлений в сфере товарного обращения. Круг вопросов, изучаемых статистикой торговли, чрезвычайно широк: это исследование вопросов состояния и развития оптового и розничного товарооборота государственной, кооперативной и колхозной торговли; анализ товарных запасов и товарного баланса торговли; вопросы ценообразования и динамики цен; анализ состояния и эффективности использования материальной базы; вопросы эффективности и качества работы торговых предприятий.

       Основная  задача статистики торговли — всесторонняя, достоверная и объективная характеристика состояния и развития товарного обращения предметов потребления, систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных торговых предприятий.

       Источники информации для статистического изучения торговли в регионе?

Основные  статистические показатели торговли

       В решении задач статистики рынка  услуг важная роль отводится системе  показателей. Сформулируем основные принципы ее построения:

  • система показателей (в отличие от произвольного набора, перечня показателей) предполагает, что все показатели взаимосвязаны и ориентированы на достижение цели исследования;
  • система показателей строится на единых методологических принципах, что является необходимой предпосылкой их сопоставимости;
  • система показателей должна быть компактной, что не исключает дополнения обобщающих показателей показателями подсистемы.

       Для характеристики рынка услуг целесообразно использовать систему показателей, приведенную в таб.1.

       Система показателей рынка услуг

       

       Таб.1

       Исходным  направлением анализа рынка потребительских  услуг населению является характеика его социально-экономического потенциала.

       Социально-экономический  потенциал рынка услуг — совокупная способность трудовых, материально-технических, финансовых и других ресурсов сферы обращения обеспечивать достижение наивысших результатов и эффективности функционирования рынка. Поэтому актуальной задачей статистики является разработка системы показателей характеики потенциальных возможностей развития рынка услуг.

       К числу важных показателей потребительского рынка услуг относятся: объем  предлагаемых услуг (товарное предложение, в котором в качестве товара выступает  услуга) и покупательский спрос, а  также степень их сбалансированности.

       Объем реализации услуг одновременно отражает объем удовлетворенного спроса (и в этом смысле этот показатель является социальным) и объем выручки, полученной от реализации платных услуг (и в этом смысле этот показатель характеризует экономический результат функционирования рынка).

       Объем реализации услуг населению — важный комплексный социально-экономический показатель удовлетворения потребностей в услугах разного назначения, а следовательно, показатель уровня жизни населения и одновременно результатов функционирования рынка услуг и развития сферы услуг. Этот показатель целесообразно использовать в качестве специфического показателя эффекта функционирования рынка. На его основе определяется вклад рынка услуг в результат функционирования рынка товаров в целом.

       Специфика нематериальных услуг как товара, которая, как известно, состоит в том, что они не могут накапливаться и откладываться в запасы, а также в том, что момент производства услуг и момент их потребления не разделены процессами их распределения и обращения, определяет скорость их обращения и отсутствие показателя товарооборота, учитывающего звенность товародвижения.

       Показатель  уровня реализации услуг на одного жителя — важный индикатор развития регионального рынка и региональных сопоставлений.

       Следующая подсистема показателей включает показатели статистики цен на услуги. Цена — главная категория рынка, инструмент его регулирования, балансировки спроса и предложения, инструмент конкуренции и конкурентоспособности.

       В системе показателей цен целесообразно  использовать категории устойчивости, колебемости, сезонности, вариабельности цен, соотношений цен различных услуг, субрынков и секторов, а также показатели мобильности и эластичности цен.

       Показатели  уровня и динамики цен исследуются  во взаимосвязи с показателями покупательной  способности рубля, денежных доходов населения. Исследование цен и их динамики на рынке услуг увязывается с проблемами инфляции и стоимости жизни.

       В подсистеме показателей результатов  функционирования рынка услуг, помимо показателя объема реализации услуг (выручки от реализации), большое значение имеет показатель прибыли, а также объема валовой добавленной стоимости, отражающей вклад рынка услуг в создание ВВП.

       Особую  проблему составляет определение объемов  рыночных услуг, оказываемых частнопрактикующими  медработниками, репетиторами и т.п.; эти объекты могут быть получены на основании данных государственной налоговой службы и путем выборочных обследований доходов и расходов этих лиц и организаций (с выделением элементов промежуточного потребления).

       Выпуск  рыночных услуг оценивается в основных ценах, т.е. исключая налоги на продукты (в рассматриваемых отраслях это налог на добавленную стоимость), но включая субсидии на продукты, т.е. государственную дотацию и другие субсидии, получаемые отраслью из государственного бюджета, кроме субсидий, связанных с использованием рабочей силы и других факторов производства, а также субсидий на капитальные затраты.

       Валовая добавленная стоимость равна  стоимости рыночных услуг отраслей (выпуск) за минусом их промежуточного потребления.

       Промежуточное потребление — стоимость всех продуктов (кроме основных фондов) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода в процессе производства и реализации услуг. Промежуточное потребление не включает износ основных фондов, который является элементом валовой добавленной стоимости. Вместе с тем к промежуточному по греблению относятся затраты на улучшение условий труда работников сферы услуг, затраты на спецодежду и спецпитание; представительские расходы; оплата за обучение работников, если все это осуществляется в интересах производства.

Информация о работе Статистические методы изучения торговли в регионе