Статистические методы изучения торговли в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:49, реферат

Описание работы

Целью семестровой работы является изучение статистических методов торговли в регионе. В этой работе рассмотрены следующие этапы:

- основные статистические показатели рынка товаров и услуг;

- статистические методы, используемые в изучении торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………..3

1.Статистика торговли……………………………………..4
3. Основные статистические показатели торговли……….6

4. Статистические методы изучения рынка товаров и услуг………………………………………………………....17

Заключение……………………………………………….25

Литература………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

теория11.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

       В состав промежуточного потребления  в коммерческих учреждениях включают материальные затраты, оплату нематериальных услуг, расходы на командировки (в  части оплаты проезда и проживания в гостиницах).

       Оценка  отдельных элементов промежуточного потребления в сфере ПУ аналогична оценке соответствующих компонентов валового выпуска: покупные блага и услуги собственного производства отражаются по фактической цене приобретения, а промежуточные блага и услуги собственного производства — по фактическим издержкам производства.

       Валовая прибыль получается путем вычитания  из валовой добавленной стоимости  общей величины оплаты труда наемных  работников, а также налогов на производство за вычетом субсидий на производство.

       Чистая  прибыль получается путем вычитания из валовой прибыли величины потребления основных фондов (т.е. годового фонда амортизации и недоамортизированной стоимости выбывших основных фондов).

       В особой подсистеме отражаются показатели текущих затрат живого и овеществленного труда, связанных с функционированием рынка услуг, а также показатели инвестиций на его развитие.

       Отдельная подсистема показателей призвана охарактеризовать инфраструктуру рынка услуг, которая  недостаточно исследована и развита  и от состояния которой зависит эффективность функционирования рынка услуг.

       Эта система показателей призвана отразить развитие подотраслей рынка услуг, обеспечивающих его нормальное функционирование и носящих вспомогательный по отношению к данному рынку  характер. Этими подотраслями могут выступать и самостоятельные отрасли сферы услуг, развитие которых в свою очередь определяется их собственной инфраструктурой (транспорт, связь, информационные услуги и др.).

       Эти показатели обеспечивают обслуживание процесса купли-продажи. К ним относятся показатели развития инфраструктуры (численность, размер, мощность, техническая оснащенность рекламных и информационных предприятий) и другие показатели, связанные с системой менеджмента.

       Эффективность рынка услуг как социально-экономическая  категория определяется достижением максимального результата (эффекта) на единицу затрат, связанных с его получением, или ресурсов его социально-экономического потенциала.

       Эффект  функционирования рынка товаров  в широком смысле — совокупность экономических, социальных и финансовых результатов, характеризуемых системой показателей.

       В составе текущих затрат учитываются  прежде всего издержки, связанные  с производством и реализацией  услуг. Уровень издержек (затрат) —  их объем на 1 тыс. руб. реализации услуг.

       В системе показателей статистики эффективности услуг прежде всего выделяют обобщающие показатели эффективности затрат и эффективности ресурсов.

       Это показатели эффективности использования  совокупных ресурсов социально-экономического потенциала рынка услуг (Эр), а также  эффективности затрат живого и овеществленного труда, рассчитываемые как отношение показателя результатов к сводному показателю объема текущих затрат.

       Один  из принципиальных методологических вопросов — какой показатель наиболее полно  отражает результат (эффект) функционирования рынка услуг. С позиций экономики в целом эффектом функционирования рынка услуг является валовая добавленная стоимость, учитываемая в объеме валового внутреннего продукта страны и отражающая вклад рынка в создание ВВП.

       С позиций удовлетворения потребностей населения в услугах основным показателем эффекта является объем реализации услуг населению. С позиции каждого отдельного поставщика услуг на рынок, а также регионального и российского рынков важным показателем эффекта является полученная на рынке услуг прибыль — финансовый результат.

       Эти три показателя эффекта образуют систему показателей результатов  функционирования рынка. Выбор нужного  показателя зависит от целей и  задач анализа. Уровень эффективности  определяется отношением того или другого показателя эффекта либо к затратам на функционирование рынка, либо к ресурсам его социально-экономического потенциала.

       Для обеспечения сопоставимости обобщающих показателей эффективности функционирования рынка услуг с показателями эффективности  других видов деятельности целесообразно в качестве эффекта (результата) использовать показатель валовой добавленной стоимости (ВДС), созданной на рынке услуг за тот или иной период и отражающей его вклад в создание ВВП.

       В составе текущих затрат учитывается  сумма стоимости фонда оплаты труда (ФОТ), промежуточного потребления (ПП) и потребления основного капитала (ПОК).

       Тогда обобщающий показатель уровня эффективности  затрат определим по формуле

       

       (1) 

       В составе ресурсов экономического потенциала рынка услуг учитываются: трудовые ресурсы, занятые обслуживанием рынка (Т), основные фонды (ОФ) и оборотные фонды (ОбФ). Расчет эффективности ресурсов осуществляется по формуле

       

       (2) 

       Расчет  сводного показателя эффективности  ресурсов затруднен из-за отсутствия пока рыночной стоимости трудовых ресурсов, занятых на рынке труда. Однако рассчитываются отдельные компоненты эффективности  ресурсов социально-экономического потенциала, изменение которых в динамике позволяет определить изменение в динамике показателя уровня эффективности ресурсов в целом.

       Отношение ВДС / Т является показателем производительности труда на рынке услуг (ПТ), сопоставимым по методике расчета с показателем  общественной производительности труда (ВВП/Т). Этот показатель характеризует эффективность затрат живого труда на рынке услуг.

       Показателями  эффективности затрат прошлого труда  являются фондоотдача (ФО), фондоемкость (ФЕ) и материалоемкосты (МЕ).

       Фондоотдача — объем результата функционирования рынка услуг на единицу среднегодовой стоимости его основных фондов

       

       (3)

       фондоемкость  — обратный показатель фондоотдачи

       

       (4)

       и материалоемкость исчисляется по формуле

       

       (5)

       Основным  фактором роста производительности труда (ПТ) на рынке услуг является фондовооруженность труда (ФВ) — средняя стоимость основных фондов рынка услуг на одного занятого в этой сфере,

       

       (6)

       Между этими показателями имеется взаимосвязь:

       

       (7)

       В число показателей финансовой эффективности  функционирования рынка, т.е. рентабельности (Рент.), в зависимости от целей анализа включаются:

       • отношение объема выручки от реализации услуг (Р) к текущим затратам (издержкам) на этот процесс (З):

       

       (8)

       • отношение прибыли (П) к объему реализации

       

       (9)

       • отношение прибыли к сумме основных (ОФ) и оборотных фондов (ОбФ):

       

       (10)

       Каждый  из названных показателей имеет  самостоятельное значение в экономическом  анализе.

       Условия эффективности — определенные соотношения (неравенства) темпов роста основных показателей функционирования рынка товаров и услуг (результатов, ресурсов и затрат).

       Используя показатели международной методологии, можно рассчитать коэффициент рентабельности как отношение прибыли к величине валовой добавленной стоимости (ВДС), созданной на рынке услуг (размер прибыли, приходящейся на единицу ВДС):

       

       (11)

       Учитывая, что потребительские услуги создаются  для конечного потребления, при  анализе рынка целесообразно  использовать коэффициент конечного  потребления (Ккп), рассчитываемый как  отношение объема конечного потребления (КП) к валовой добавленной стоимости:

       

       (12)

       Этот  коэффициент показывает, какая часть  валовой добавленной стоимости  была использована на удовлетворение потребностей населения.

       Для оценки платного обслуживания населения  на региональном рынке услуг целесообразно использовать данные выполнения кассового плана банков. Среди всех поступлений наличности в банковские учреждения легко фиксировать выручку от реализации платных услуг (Р). Объем выручки будет сопоставлен с выдачей наличных на заработную плату и на другие выплаты населению (В). Отношение этого сальдо к выдаче характеризует текущую деятельность рынка услуг обслуживаемого банком региона и называется коэффициентом эмиссии (Кэ):

       

       (13)

       где Рi — объем реализации платных  услуг отрасли i; Вi — сумма выдач наличных.

       Объем реализации услуг и сумма выдачи наличных денег для выплаты населению  находятся в разных регионах в  различных соотношениях. Поэтому  коэффициент эмиссии может быть как положительной, так и отрицательной  величиной. В большинстве случаев  коэффициент эмиссии больше нуля. Чем выше коэффициент по абсолютной величине, тем уже возможности рынка данного региона.

       Этот  коэффициент показывает и способность  рынка услуг закрепить денежные расходы населения по месту получения  доходов, сократить вывоз их из региона, миграцию денег. Динамика коэффициента эмиссии за ряд лет дает возможность принимать оперативные меры по регулированию рынка услуг.

       Для оценки влияния оперативного управления развитием сферы услуг можно  использовать обобщающий показатель уровня развития рынков рыночных услуг (I) в динамике. Это могут быть показатели обеспеченности персоналом различных отраслей сферы услуг по сравнению с нормативами и другие показатели. Интегральная оценка находится как сумма оценок отраслей:

       

       (14)

       где Кi — коэффициент значимости отрасли i, определяемый экспертной оценкой или опросом населения:

       Фi, Нi — соответственно фактический  и нормативный уровень развития отрасли i по оперативно регулируемым показателям.

       Внедрение международных стандартов учета  и статистики расширило понятие экономической деятельности, что имело своим следствием органическое включение сферы услуг в экономические процессы, происходящие в стране, позволило дать четкую характеику экономического результата развития сферы услуг и ее участия в формировании ВВП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Статистические  методы изучения рынка  товаров и услуг

       Методология статистики рынка опирается на теорию статистического исследования и  разрабатывается исходя из поставленных задач. Выше было показано, что рынок - сложное явление, тесно связанное с состоянием и развитием экономики в целом и со сложившимися социальными условиями. Для его характеристики следует привлекать весь современный арсенал статистического исследования. Уже упоминалось, что статистическая методология анализа и прогноза рыночных процессов и явлений определенным образом используется в маркетинге, методология которого имеет свою специфику.

       Методология анализа подчинена целям исследования и в известной мере обусловлена  имеющимися статистическими данными. Не следует во всех случаях обязательно стремиться к использованию сложных методов (в частности, эконометрических), если нужные выводы можно получить на основе применения более простых способов анализа. Статистические методы исследования - не самоцель, а средство получения обоснованных оценок и выводов об изучаемом процессе или явлении.

Информация о работе Статистические методы изучения торговли в регионе