Статистические методы изучения конъюктуры рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ статистических методов изучения конъюнктуры рынка. Объект исследования - методы статистика конъюнктуры рынка.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- дать понятие и раскрыть сущность конъюнктуры рынка;
- перечислить задачи и систему показателей конъюнктуры рынка;
- рассмотреть методы измерения эластичности спроса и предложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность конъюнктуры рынка……………………….…………4
Задачи статистики и система показателей конъюнктуры рынка………….....5
Источники конъюнктурной информации………………………………..…..8
Расчет и анализ потенциала рынка…………………………………..……….9
Анализ пропорциональности развития рынка……………………...………10
Анализ цикличности рынка и тенденций его развития………………........11
Статистические методы измерения эластичности спроса и предложения………………………………………………………..……..….13
Прогнозные оценки рыночной конъюнктуры……………………………....15
Заключение………………………………………………………………………18
Практическая часть……………………………………………..………….……19
Список литературы………………………………..……………………………38

Работа содержит 1 файл

статистика.doc

— 818.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Понятие и сущность конъюнктуры рынка……………………….…………4
  2. Задачи статистики и система показателей конъюнктуры рынка………….....5
  3. Источники конъюнктурной информации………………………………..…..8
  4. Расчет и анализ потенциала рынка…………………………………..……….9
  5. Анализ пропорциональности развития рынка……………………...………10
  6. Анализ цикличности рынка и тенденций его развития………………........11
  7. Статистические методы измерения эластичности спроса и предложения………………………………………………………..……..….13
  8. Прогнозные оценки рыночной конъюнктуры……………………………....15

Заключение………………………………………………………………………18

Практическая  часть……………………………………………..………….……19

Список литературы………………………………..……………………………38 
Введение

Рынок - базовое  понятие микроэкономического анализа. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователя. Однако на практике определить границы рынка непросто. Рынком товара Х является совокупность продавцов и покупателей товара X. Говоря о «товаре X», мы можем иметь в виду, как единственный продукт, так и группу товаров-заменителей.

Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых  в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен. Статистика, которая обладает соответствующим аппаратом глубоко научного и в то же время достаточно оперативного исследования, имеет возможность отразить состояние рынка охарактеризовать его структуру и динамику, оценить его колебания, выявить и смоделировать влияние комплекса рыночных факторов и наконец позволяет строить прогнозы его дальнейшего развития.

Статистика  конъюнктуры рынка  представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.

Цель работы - анализ статистических методов изучения конъюнктуры рынка. Объект исследования - методы статистика конъюнктуры рынка. 
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

- дать понятие  и раскрыть сущность конъюнктуры  рынка; 
- перечислить задачи и систему показателей конъюнктуры рынка; 
- рассмотреть методы измерения эластичности спроса и предложения.  

Понятие и сущность конъюнктуры рынка

К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Ни одна фирма, крупная  или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.

Термин конъюнктура  происходит от латинского слова conjungo-соединяю, связываю.

Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся  на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

Понятие рыночной ситуации включает:

  • степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
  • сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
  • уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;
  • масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
  • уровень коммерческого (рыночного) риска;
  • сила и размах конкурентной борьбы;
  • положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка.

Статистика  конъюнктуры рынка (или как ее еще часто называют - конъюнктурная  статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.

Предмет статистики конъюнктуры рынка - массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке.

Конъюнктура рынка  имеет три принципиальные отличительные  черты: вариабельность, цикличность, динамичность.

 

Задачи статистики и система показателей конъюнктуры рынка

Задачи  статистики конъюнктуры рынка:

  1. Сбор и обработка конъюнктурной информации.
  2. Характеристика масштаба рынка.
  3. Оценка и анализ основных пропорций рынка.
  4. Выявление тенденции развития рынка.
  5. Анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка.
  6. Оценка региональных различий рынка.
  7. Оценка деловой активности.
  8. Оценка коммерческого риска.
  9. Оценка степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции.

Можно выделить два этапа реализации этих задач. На первом, оценочном, осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, который должен охарактеризовать масштабы и типологию рынка - его главные пропорции, вектор и скорость изменения основных параметров, уровень устойчивости развития. Второй, более высокий, уровень анализа имеет целью выявление причинно-следственных связей, условий, определяющих рыночную ситуацию, и на этой основе прогнозирование конъюнктуры рынка и выводы о перспективах развития рынка.

Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры  рынка задач строится соответствующая  система показателей, характеризующих  ее проявления:

  1. Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:

1.1. объем, структура  и динамика предложения;

1.2. производственный  и сырьевой потенциал предложения;

1.3. эластичность  предложения. 

  1. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:

2.1. спрос в  дифференциации по следующим  признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования,  покупательским намерениям, состоянию  рынка и месту покупки;

2.2. потребительский  потенциал (в целом и по отдельным  товарам и услугам): емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг;

2.3. эластичность  спроса.

  1. Пропорциональность рынка характеризуют показатели:

3.1. соотношение  спроса и предложения;

3.2. соотношение  рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;

3.3. товарная  структура товарооборота (продажи,  услуг):

3.4. раздел (доля) рынка между производителями,  оптовыми и розничными продавцами;

3.5. структура  продавцов по формам собственности;

3.6. структура покупателей (оптовых - по формам собственности, розничных - по социально-демографическим и другим потребительским признакам);

3.7. региональная  структура рынка. 

  1. Тенденция развития рынка характеризуют показатели:

4.1. темпы роста,  векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.

  1. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:

5.1. коэффициенты  вариации продажи, цен и товарных  запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом);

5.2. параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.

  1. Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:

6.1. региональная  вариация соотношения спроса  и предложения и других пропорций  рынка;

6.2. региональная  вариация уровня спроса (в расчете на душу населения)

6.3. региональная  вариация темпов динамики основных  параметров развития рынка. 

  1. Деловая активность характеризуется показателями:

7.1. портфель  заказов, его состав, заполненность  и динамика;

7.2. число, размер, частота и динамика сделок;

7.3. степень загруженности  производственных (торговых) мощностей. 

  1. Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:

8.1. инвестиционный  риск;

8.2. риск принятия  маркетинговых решений;

8.3. риск случайных  рыночных колебаний.

  1. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:

9.1. число фирм, выступающих на рынке каждого  товара, их распределение по формам  собственности, организационным  формам и специализации;

9.2. общий объем  реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи);

9.3. уровень приватизации: число и доля приватизированных  предприятий, их организационные  формы, их доля в общем объеме  рынка;

9.4. раздел рынка  (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);

9.5. доля малых,  средних и крупных фирм в  общем объеме рынка. 

Данная система  показателей включает в себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей статистики рынка из других блоков.

Источники конъюнктурной информации

В целях  изучения рыночной конъюнктуры наряду с использованием государственной  и внутрифирменной отчетности применяются  методы опроса (интервьюирования и  анкетирования) как специалистов рынка, так и покупателей, а также методы экспертных оценок (Дельфи-метод, метод мозгового штурма, метод синектики и т.д.).

Сущность Дельфи-метода

Исходная  предпосылка метода — если грамотно обобщить и обработать индивидуальные оценки квалифицированных экспертов по поводу ситуации на рынке, то можно получить коллективное мнение, обладающее достаточной степенью достоверности и надежности.

На  первом этапе формируется представительная группа экспертов, перед которыми выдвигается комплекс задач (древо целей) и предлагается выставить свои оценки (в баллах) каждому элементу (фактору), влияющему на решение поставленных задач.

Опрос экспертов является анонимным; каждый эксперт не знает, кто еще привлечен к этой работе, и не ознакомлен с ответами других экспертов.

Метод "мозгового штурма" более оперативен и достаточно надежен. В данном случае отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной.

Информация о работе Статистические методы изучения конъюктуры рынка