Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:09, курсовая работа
Цель курсовой работы –  проведение экономико-статистического  анализа розничной торговли.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические  основы розничной торговли;
Проанализировать развитие розничной торговли;
Провести статистический анализ розничной торговли.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы розничной торговли…………………...5
Понятие и сущность розничной торговли……….…………………5
Тенденции развития розничной торговли………………………....12
Глава 2. Статистический анализ деятельности розничной торговли…..15
2.1. О ситуации на розничных рынках …………………………………..15
2.2. Статистический анализ  деятельности розничной торговли………...26
Заключение…………………………………………………………………..32
Биографический список……………………………………………………..33
За последние четыре года объемы продажи товаров на розничных рынках сократились (в сопоставимых ценах) на 15%, причем наиболее существенное снижение (на 10%) отмечалось за первый год действия Закона о рынках. В результате их удельный вес в общем объеме оборота розничной торговли уменьшился с 19,6% в 2006г. до 15,2% в 2007г. и 12,5% в 2010г.
Таблица 4
| 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
| Продано, млрд. рублей | 1650,4 | 1830,6 | 1943,2 | 2054,9 | 
| в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | 89,7 | 98,3 | 96,6 | 99,6 | 
| в % к общему объему оборота розничной торговли | 15,2 | 13,1 | 13,3 | 12,5 | 
Если в 2007г. доля рынков и ярмарок в общем объеме оборота розничной торговли не превышала 10% примерно в каждом четвертом субъекте Российской Федерации, то в 2010г. таких регионов было больше половины.
За период с 2007г. по июль 2011г. цены на товары, реализуемые на розничных рынках, возросли в среднем по России в 1,6 раза (в организациях всех форм торговли – в 1,5 раза).
Увеличение потребительских цен на товары в 1,5-2,1 раза было отмечено на рынках всех субъектов Российской Федерации. При этом в 7 субъектах Российской Федерации оно составило 2,0 раза и более. Самый заметный рост цен зафиксирован в Карачаево-Черкесской Республике – в 2,1 раза, где продовольственные товары подорожали в 2,2 раза, непродовольственные – в 1,9 раза.
Наименьший рост цен на товары – в 1,5 раза, наблюдался на рынках г.Москвы, Республики Саха (Якутия), Кемеровской и Самарской областей. В г.Москве продовольственные товары подорожали в 1,7 раза, непродовольственные – в 1,2 раза, в Республике Саха (Якутия) – в 1,6 и 1,4 раза соответственно, Кемеровской области – в 1,7 и 1,4 раза, Самарской области – в 1,8 и 1,3 раза.
Темпы роста цен на продовольственные товары на рынках большинства субъектов Российской Федерации были выше, чем на непродовольственные товары. Наиболее заметным это опережение было в Астраханской области, где продовольственные товары подорожали в 2,0 раза, а непродовольственные – в 1,2 раза. В то же время в 4 субъектах Российской Федерации увеличение цен на непродовольственные товары было выше чем на продовольственные на 19,7-46,5 процентного пункта. Так, в Новосибирской области непродовольственные товары подорожали в 2,2 раза, а продовольствен-ные – в 1,8 раза.
В целом по России за период с 2007г. по июль 2011г. на розничных рынках рост цен на продовольственные товары в среднем составил 1,8 раза (в организациях всех форм торговли 1,7 раза).
На рынках отдельных субъектов Российской Федерации цены на продовольственные товары выросли в 1,6-2,2 раза. При этом в 12 субъектах Российской Федерации они увеличились в 2,0 раза и более. Наибольший рост цен на продовольственные товары зафиксирован в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Калмыкия и Тыва – в 2,2 раза. Менее всего (в 1,6 раза) цены выросли в Республике Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе.
Динамика цен на наблюдаемые продовольственные товары, реализуемые на розничных рынках, повторяет тенденции изменения потребительских цен на аналогичные продукты питания в организациях всех форм торговли.
За прошедший период на рынках более всего подорожали отдельные виды плодоовощной продукции: картофель – в 2,7 раза (в организациях всех форм торговли – в 2,7 раза), морковь – в 2,4 раза (в 2,3 раза). Кроме того, цены на масло сливочное увеличились в 2,2 раза (в 2,1 раза), на подсолнечное – в 2,1 раза (в 2,0 раза).
За период с 2007г. по июль 2011г. на розничных рынках рост цен на непродовольственные товары в среднем составил 1,5 раза (в организациях всех форм торговли – 1,4 раза).
На рынках отдельных субъектов Российской Федерации непродовольственные товары стали дороже в 1,2-2,2 раза. При этом более чем в 2 раза они подорожали в Новосибирской, Челябинской и Магаданской областях. Наибольший рост цен на непродовольственные товары зафиксирован в Новосибирской области – в 2,2 раза, где отдельные виды верхней одежды и обуви подорожали в 2,3-2,9 раза. Менее всего – в 1,2 раза, цены выросли в г.Москве и Астраханской об-ласти.
За прошедший период на рынках в наибольшей степени увеличились цены на отдельные виды бельевого и верхнего трикотажа, сезонной и верхней одежды – в 1,6–1,9 раза.
За период с 2007г. по июль 2011г. уровень цен на значительную часть продуктов питания, предлагаемых на рынках, был близок или несколько ниже уровня средних цен на одноименные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли.
Так, в июле 2011г. по более низким ценам на рынках продавались колбаса вареная высшего сорта, сосиски и сардельки, масло сливочное, творог жирный, сухофрукты. Одновременно цены на рыбу мороженую неразделанную и апельсины были несколько выше, чем в организациях всех форм торговли.
На наблюдаемые виды непродовольственных товаров уровень цен на рынках с начала наблюдения по настоящее время оставался ниже, чем на аналогичные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли.
Состояние розничной торговли в 2010г. и I полугодии 2011г. характеризовалось следующими основными итогами:
- в результате постепенного 
восстановления 
- наблюдается переориентация населения на покупку товаров в магазинах, в следствии чего при увеличении по сравнению с 2009г. объемов продажи товаров торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей вне рынка) на 7,4%, объемы продажи на рынках упали на 0,4%. В I полугодии 2011г. тенденция 2010г. продолжилась, прирост продажи товаров торгующими организациями составил 6,4%, объемы продажи на рынках снизились на 1,3%;
- опережающими темпами 
развивается сетевая торговля 
и современные форматы 
- прочное место в торговле 
по-прежнему занимает малый 
- соотношение объемов 
продажи пищевых продуктов, 
- в 2010г. тенденция изменения 
потребительских цен вернулась 
к докризисному периоду. Так 
после отмечавшегося в 2009г. 
снижения темпов прироста цен 
на товары в потребительском 
секторе (7,9% - один из самых 
низких за весь период 
- более высокая инфляция 
в продовольственном секторе 
потребительского рынка, 
- импорт потребительских 
товаров в 2010г. увеличился 
- практически в течение 
всего года сохранялся 
- по данным Роспотребнадзора, о качестве товаров, поступивших в 2010г. на потребительский рынок, по ряду товаров наблюдалось снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя, причем как по пищевым продуктам, так и по непродовольственным товарам, в основном указанная тенденция наблюдалась по товарам импортного производства
- за 2010г. число организаций 
розничной торговли выросло 
- на конец 2010г. наблюдался рост общего количества торговых объектов и их торговых площадей.
- в 2010г. численность 
работников розничной торговли, 
кроме торговли 
- степень износа основных 
фондов на конец 2010г. 
- на развитие розничной 
торговли в 2010г. было 
- финансовое состояние 
организаций розничной 
Таблица 4 – Динамика оборота розничной торговли
2.2 Статистический анализ деятельности розничной торговли
Валовая добавленная стоимость 
оптовой и розничной торговли, 
включая ремонт  
автотранспортных средств, мотоциклов, 
бытовых изделий и предметов личного пользования
| В текущих ценах, млрд.рублей | В % к предыдущему году | Доля ВВП в основных ценах1) | |
| 2008 г. | 7137,7 | 109,9 | 20,3 | 
| 2009 г. | 6129,6 | 93,8 | 18,2 | 
| 2010 г. | 7064,2 | 105,0 | 18,2 | 
1. Подсчитаем относительный показатель динамики валовой добавленной стоимости оптовой и розничной торговли, включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в текущих ценах цепным базисным методом
ОПД 09\08 = 6129,6\7137,7 = 0,85, т.е. на 0,15 или 15%
ОПД 10\09 = 7064,2\6129,6 = 1,15, т.е. на 0,15 или 15%
ОПД 10\08 = 7064,2\7137,7 = 0,98, т.е. на 0,02 или 2%
Информация о работе Статистический анализ деятельности розничной торговли