Статистическое исследование безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Содержание

Введение
1. Теоретические проблемы регулирования безработицы
1.1. Виды безработицы
1.2. Причины безработицы
1.3. Методы борьбы с безработицей
2. Статистическое исследование безработицы
2.1. Безработица – общие данные
2.2. Регистрируемая безработица
2.3. Занятость и безработица по регионам России
2.4. Экономическая неактивность
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по СЭС.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

 

    Среди экономически неактивного населения  в трудоспособном возрасте 0,5 млн. человек  составляют лица, не имеющие работы, ищущие работу, но не готовые приступить к ней, то есть не отвечающие категории готовности к работе, и по этой причине не отнесенные к безработным, и 1 млн. человек – лица, отчаявшиеся найти работу и отказавшиеся от ее поисков. По сравнению с ноябрем 2000 г. количество отчаявшихся найти работу несколько уменьшилось – 53 тыс. человек, или на 5%.

    В численности экономически неактивного  населения 8,4%составляют лица в трудоспособном возрасте, не занятые учебой и ведением домашнего хозяйства, которые при  проведении опроса не выразили желание  иметь работу. В целом по России это 1,7 млн. человек, в их числе 52% мужчин. По сравнению с ноябрем 2000 г. количество лиц в трудоспособном возрасте, не занятых экономической деятельностью, учебой и ведением домашнего хозяйства и не желающие иметь работу, практически не изменилось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Важным  принципом с позиций обеспечения  занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса  между экономическими и социальными  результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно  оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

    При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих  развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики,  поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

    Одним из основных элементов формирования политики эффективной  занятости  является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

    В реализации первого направления  большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов  в экономике и развития новых форм собственности.

    Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей,  населения, западных инвесторов и т.д.).

    Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и  предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих  формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание  уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.

    Существенное  влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов.  Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

    В настоящее время возникает необходимость  активизации деятельности  федеральных  и региональных органов по прогнозированию, постоянному  учету и анализу  в территориальном и отраслевом разрезах потребностей  предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения  образования, основанную на периодической смене учебного процесса  и производственной практики (опыт Германии), что позволит устранить  определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.

    При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной  поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

    Понимая неизбежность нарастания масштабов  безработицы в России в условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо,  следует ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы  в размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.

    Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся  на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на создание единого политического и экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу), проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь этого можно только путем политических и экономических решений.

    Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить,  прежде всего, сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

1.  Воронцов В.А. «Безработица и пути смягчения».М.: Институт экономики., 1994 г.

  1. Заславский И.« Труд, занятость, безработица». М.: РАН., 1994 г.;
  2. Кириллова З.В. Теория статистики. – М.: 2000
  3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Под ред. Пороховского А.А. М.: 1996.
  4. Никифорова А. Н. " Рынок труда, занятость и безработица ". М.: Международные отношения., 1994 г.
  5. Павлов А. «Безработица, проблемы, пути решения». С.-Пб.: Институт экономики ., 1993 г;
  6. Розенберг И.« Проблемы занятости». М.: Институт экономики1995 г;
  7. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону., 1996
  8. «Рынок труда и занятость населения». Вопросы статистики 9/2002.

Информация о работе Статистическое исследование безработицы