Статистическое изучение безработицы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена статистическому изучению безработицы в РФ. Работа состоит из двух частей: теоретической и аналитической. В теоретической части рассмотрены понятие, виды, причины возникновения безработицы, факторы, влияющие на ее уровень и статистические показатели, характеризующие безработицу в Российской Федерации. В аналитической части работы проведен анализ уровня и структуры безработицы, рассмотрены межрегиональная вариация уровня безработицы.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы изучения безработицы 8
1.1 Что есть безработица? 8
1.2 Виды и причины безработицы 9
1.3 Факторы, способствующие безработице в РФ 10
1.4 Статистические показатели, характеризующие безработицу 14
2 Статистический анализ безработицы в РФ 16
2.1 Анализ уровня безработицы 16
2.1.2 Анализ уровня безработицы по возрасту 20
2.2 Структура безработицы 25
2.3 Изучение межрегиональной вариации уровня безработицы 26
2.4 Анализ влияния уровня безработицы на уровень ВВП 30
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 41

Работа содержит 1 файл

курсач по статистике последний.docx

— 412.35 Кб (Скачать)

     Рост фрикционной безработицы может вызвать ряд причин:

  1. неосведомленность людей о возможности найти работу по своей специальности и с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах;
  2. факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Например, человек не нашел работу в своем городе, но не может переселиться в другой город, где такая работа есть, из-за неразвитости рынка жилья или отсутствия прописки. Такая ситуация характерна для России, что невыгодно отличает отечественный рынок труда от рынка труда западных стран.
  3. Особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, то есть отличаются пониженной мобильностью. При таком образе жизни (характерном и для многих россиян) сокращаются притоки рабочей силы между регионами.

        -структурная

        -циклическая

         -сезонная

        -добровольная

        -технологическая

        -институциональная

         Одной из причин безработицы может быть добровольное оставление человеком работы с целью поиска более подходящего варианта трудовой деятельности. Когда поиск затягивается, человек оказывается в положение безработного.

        По характеру проявления безработицы различают: открытую и скрытую.

        По продолжительности безработица подразделяется на кратковременную, умеренную, длительную и застойную. 

     1.3 Факторы, способствующие  безработице в  РФ 

        Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

     В соответствии с уже накопленным  службой занятости опытом и мнением  экспертов увеличение числа безработных  в РФ будет способствовать наличие  следующих факторов: 
1. Подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58,

     женщин в 53);

 2. Частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день,

      сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков); 
3. Условная безработица (непостоянная работа); 
4. Временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами

    детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания); 
5. Потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность); 
6. Безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда; 
7. Безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство); 
8. Вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии,

     комплектующих, приведшего к остановке предприятия); 
9. Безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной

    перестройки в армии; 
10. Безработица членов семей военнослужащих и военных советников,

       возвращающихся в РФ из-за рубежа; 
11. Безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах

     вследствие остановки предприятий; 
12. Первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов),

      безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или

      прекратившей обучение по собственному желанию; 
13. Безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации; 
14. Безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности

      переквалифицироваться и получить иную профессию; 
15. Безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы); 
16. Безработица возвращающихся из мест лишения свободы; 
17. Безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить

       работу; 
18. Безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций;

19. Безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима

      и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в

      регионы с избытком рабочих мест.

         Одними из  методов борьбы с безработицей являются:

     - улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

      - программа профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

    - программа, которая  предоставляет возможность досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.

  При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

          В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы.

           Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

           Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

            В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

           Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

           Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?

         Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Прежде всего, следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы. 

          1.4 Статистические показатели, характеризующие безработицу

          В целях непрерывного наблюдения за ходом основных  социально-трудовых процессов и устранения  негативных  тенденций  в  этой  сфере  распоряжением Правительства Российской Федерации от.  22  марта  1995  г.  введен  порядок осуществления   Всероссийского   мониторинга    социально-трудовой    сферы. Мониторинг регистрируемой безработицы  является  составной  его  частью.  Во исполнение этого  распоряжения  Госкомстат  России  12  сентября  1995  года утвердил   единую   систему    статистических    показателей    и    краткие методологические пояснения к ним.

         Органы государственной службы  занятости проводят  работу  по  учету обратившихся к ним граждан по поводу  устройства  на  работу,  установлению статуса безработных, выплате пособий  и  материальной  помощи  нуждающимся, направлению на переобучение и повышение квалификации,  выдаче  рекомендаций по трудоустройству. Данные по перечисленным выше показателям формируются  и накапливаются по дням, неделям, месяцам, кварталам, полугодиям и  годам  по каждому органу  службы  занятости,  по  территориям,  субъектам  Российской Федерации и в целом  по  России.  Затем  полученные  статистические  данные обобщаются, систематизируются и в дальнейшем  используются  при  разработке программ занятости на различных уровнях реализации политики занятости.

     При проведении исследования Статистическое изучение безработицы, безработицы  в РФ  используются  следующие  методы исследования:

        -анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

        -обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

        -моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

     Основные  показатели безработицы: уровень общей  безработицы, уровень зарегистрированной безработицы и продолжительность  безработицы. 
 
 

      2 Статистический анализ безработицы в РФ

     2.1 Анализ уровня безработицы

       В качестве данных для изучения безработицы в РФ были использованы данные из следующих сборников: Труд и занятость в России, Российский статистический ежегодник.

       В таблице 1 представлена исходная информация для анализа уровня безработицы за период 1994-2006гг.

                                                                                                    

     Исходные данные о динамике  уровня 

     безработицы за 1994-2006гг.      Таблица 1 

Период, года 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Всего, тыс.чел 5350 6100 6300 6800 7000 7500 6500 5100 5062 4095 3800 4250 5200
мужчины, тыс.чел 3600 3700 4000 4100 4500 4620 4200 3500 3350 2900 2130 2320 3100
Женщины, тыс. чел 1750 4000 2300 2700 2500 2880 2300 1600 1712 1195 1670 1930 2100

Информация о работе Статистическое изучение безработицы в РФ