Статистическое изучение покупательной способности населения Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема, рассматриваемая в данной курсовой работе, является актуальной как для граждан, так и для государства. Повышение покупательной способности населения является важнейшей программной задачей социальной политики РФ. В числе приоритетов Российского Правительства является восстановление доходов, которые повышаются с увеличением инфляции, и максимальное стимулирование платежеспособного спроса людей.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность покупательной способности населения 5
2. Статистическое изучение покупательной способности населения 8
3. Анализ покупательной способности в Свердловской области. 12
4. Государственное регулирование покупательной способности населения в Свердловской области. 17
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

Покупательная способность населения в Свердловской области 4 часть.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

     Табл.2 (продолжение)

  2005 2006 2007 2008 2009
Сорочка верхняя мужская, штук 0,000 1,711 0,217 0,090 -0,137
Джемпер, свитер, жакет для  взрослых, штук 0,000 1,552 0,176 0,115 -0,052
Бензин (литров) 0,000 0,093 0,250 0,000 0,214
Проезд  в городском автобусе,% 0,000 0,120 -0,009 -0,044 -0,078
Абонентская плата за домашний телефон,% 0,000 0,005 -0,187 0,254 -0,091
Квартирная  плата в домах  муниципального жилишного  фонда, % 0,000 0,120 0,096 -0,119 -0,103
Плата за электричество, % 0,000 0,088 0,066 -0,064 -0,173
Плата за водоснабжение  и канализацию,% 0,000 -0,244 0,049 -0,054 -0,057
Плата за горячее водоснабжение, % 0,000 -0,253 0,066 -0,093 -0,135
 

     В период с 2005 по 2009г. покупательная способность все продукты в Свердловской области резко упала. В 2006г. по сравнению с 2005г. только возросла покупательная способность населения на рыбу (147,3%), сливочное масло (210,7%), подсолнечное масло (216,5%), молоко (133,5%), сахар (119,5%), муку (198,4%), хлеб (150,1%), рис (313,8%), макароны (195,4%), картофель (119%) и на одежду. Период такого увеличения покупательной способности был связан с тем, что заработанная плата увеличивалась пропорционально инфляции, кроме того, инфляция была умеренной. Еще тогда на рынке продуктов и текстиля было множество предложений как от сети магазинов, так и от частных предпринимателей: мясные павильоны, закрытые рынки, ларьки.

     Со  временем супермаркеты стеснили  с  рынка мелких продавцов и стали  основным продавцами в Свердловской области. Плюс ко всему: инфляция, повышение  тарифов посевных работ, подорожание  бензина (и, как следствие, увеличились  транспортные расходы), и не растущая со временем заработанная плата.

     С 2008 года наблюдается отрицательная  динамика темпа прироста: сильно падает покупательная способность на говядину, рыбу, сахар, хлеб, рис и на одежду. Особенно сильно упала покупательная  способность на сахар (на 111,8%). Это связано с кризисом 2008-2009гг.

     Бензин  с 2005 года постепенно растет, вследствие чего покупательная способность  населения Свердловской области  падает (покупательная способность  снизилась в два раза в период с 2007 до 2008 года).

     Абонентская плата за телефон тоже претерпело отрицательную динамику ПС. Это связано с тем, что постепенно люди переходят на сотовую связь и стационарный телефон становится не актуальным. Квартплата и коммунальные услуги население не способно оплачивать, так как большая часть их доходов уходит на продукты питания, проезд, оплату учебы.

 

4. Государственное  регулирование покупательной  способности населения  в Свердловской  области.

     Покупательная способность населения зависит  напрямую от доходов населения и  от ценовой политики товаров, входящие в состав потребительской корзины.

     Значительное  неравенство в распределении  доходов является социально опасным. В экономически развитых странах  признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством  преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

  1. Регулирование доходов населения;
  2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.

      Практика  регулирования доходов предполагает:

  • установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
  • регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
  • защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

    Политика  перераспределения доходов включает:

  • аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведениясоциальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.
  • предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
  • финансирование системы социальной защиты, включающей:
  1. систему социального страхования;
  1. систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

      Социальная  защита населения предполагает выплату  государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

      Вмешательство государства в процессы перераспределения должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

      Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

      Губернатор  Свердловской области Мишарин предложил  акцентировать внимание на следующие  основные направления бюджетной и налоговой политики в 2011.

      Первое (основополагающее) — программно-целевое планирование.     Администрации предстоит выстроить приоритетность стратегических задач,  сопоставив их с реальными возможностями бюджета Свердловской области.

      При формировании бюджета на 2011 год необходимо предусмотреть финансирование только тех областных государственных целевых программ,  которые нацелены на достижение конкретных результатов.

      В настоящее время Правительство  Российской Федерации работает над  созданием  комплекса мер по повышению эффективности системы государственного управления, переводит на программно-целевые принципы деятельность органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения.

      В этих целях в 2010 году правительством Свердловской области были введены контрольные показатели эффективности деятельности правительства Свердловской области, закреплена персональная ответственность министров за достижение каждого показателя. 

      Второе — это безусловное выполнение всех социальных обязательств со стороны чиновников. Они должны обеспечить исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций. Более того, необходимо разработать и принять новые законодательные акты, направленные на повышение уровня социальной защищённости жителей Свердловской области. Одним из таких актов должен стать закон «О присвоении звания «ветеран  труда  Свердловской области» для граждан, имеющих заслуги перед Свердловской областью.

      Для того, чтобы реально увеличить доходы жителей Свердловской области местное правительство должно не только провести заявленное повышение зарплаты бюджетникам в 2010 году, но и найти возможность повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и в 2011 году.

      Третье. Для обеспечения стабильности экономики Свердловской области необходимо провести поэтапное сокращение дефицита областного бюджета.  

      Четвертое. Повышение эффективности бюджетных расходов. Важными направлениями работ являются:

      -     постоянный контроль и анализ обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств;

      -     оптимизация сети бюджетных учреждений и сокращение неэффективных расходов в образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите населения;  

      -     переход на новые принципы оплаты труда в бюджетной сфере в части создания прямой зависимости роста доходов работников от качества предоставляемых ими услуг;

      -     создание стимулов для органов местного самоуправления по повышению качества управления бюджетным процессом;

      -     жёсткий режим экономного и рационального использования бюджетных средств, направленных на оказание  государственных и муниципальных услуг, включая установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;

      -     недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь – по заработной плате и социальным выплатам.

      Пятое. Возвращение экономики на траекторию устойчивого роста.

      Необходимо  использовать имеющиеся в распоряжении администрации способы и методы привлечения инвестиций в регион, в том числе путём сокращения налоговой нагрузки для инвесторов и вновь создаваемых организаций и производств на территории области.

      Важной  задачей является создание для российских и иностранных предпринимателей благоприятного делового климата, а также честной конкурентной среды.

      Шестое. Создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры. За последние годы была утрачена связь между фундаментальной наукой и производством, поэтому сегодня нам нужно особое внимание уделить созданию особых экономических зон, индустриальных парков и технопарков, инжиниринговых центров и бизнес-инкубаторов. Особое значение правительство придаёт созданию Уральского федерального университета.

      Все эти объекты должны стать опорными точками роста и  модернизации экономики Свердловской области, для них следует предусмотреть соответствующие льготы и преференции.

 

Информация о работе Статистическое изучение покупательной способности населения Свердловской области