Статистическое изучение покупательной способности населения Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема, рассматриваемая в данной курсовой работе, является актуальной как для граждан, так и для государства. Повышение покупательной способности населения является важнейшей программной задачей социальной политики РФ. В числе приоритетов Российского Правительства является восстановление доходов, которые повышаются с увеличением инфляции, и максимальное стимулирование платежеспособного спроса людей.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность покупательной способности населения 5
2. Статистическое изучение покупательной способности населения 8
3. Анализ покупательной способности в Свердловской области. 12
4. Государственное регулирование покупательной способности населения в Свердловской области. 17
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

Покупательная способность населения в Свердловской области 4 часть.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ» 

       Институт  менеджмента и бизнеса 

       Кафедра экономики торговли 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «Статистика рынка товаров  и услуг»

     на  тему «Статистическое изучение покупательной способности населения Свердловской области» 
 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнил:

                     студент гр._______

                  ______________________

                  /Ф.И.О.  студента/  

                     Научный руководитель:

                     _________________________

                  /Ф.И.О.  преподавателя, должность/ 
                   
                   
                   

     Тюмень, 2011 г.

 

Содержание

 

Введение

       Рынок является механизмом, который сводит поставщиков (продавцов) отдельных товаров и услуг с покупателями (предъявителями спроса). Рынки по объему бывают региональными, национальными и международными. Некоторые рынки отличаются личным контактом между покупателем и поставщиком, другие рынки являются безличными, то есть покупатель и продавец на них никогда не видят друг друга.

       Вне зависимости от вида рынка его  квинтэссенция теряется в том  случае, когда у большинства потребителей недостаточно денежных средств для потребления всех необходимых ему благ, т.е. низкая покупательная способность.

     Потребители неоднородны, поэтому в социальной статистике важным направлением является исследование особенностей поведения некоторых потребительских групп: на что тратят деньги светское общество или люди с низким уровнем заработка, какова политическая ориентация разных социальных групп, степень влияния торгового маркетинга и т.д.

     Возросшее внимание к проблеме покупательной способности населения, а также их более глубокий анализ вместе с полным отображением системы коэффициентов уровня жизни в статистике означает реакцию на падение показателей уровня жизни у большинства населения или осуществление объективно реализуемого процесса социализации экономики.

     Проблема, рассматриваемая в данной курсовой работе, является актуальной как для  граждан, так и для государства. Повышение покупательной способности населения является важнейшей программной задачей социальной политики РФ. В числе приоритетов Российского Правительства является восстановление доходов, которые повышаются с увеличением инфляции, и максимальное стимулирование платежеспособного спроса людей.

     Населению России необходимо преодолеть те факторы, которые дестабилизируют социальное развитие и уровень покупательной способности. Они действуют во всех сферах жизнедеятельности:

     - в гуманитарно-социальной;

     - в сфере производства;

     - в сфере распределения (к примеру, деформация системы оплаты труда, хаос в формировании доходов населения, распил бюджета);

     - в сфере обращения и обмена (к примеру, высокий уровень инфляции);

     - в сфере государственного управления.

     Преобразования покупательной способности должны быть направлены на решение следующих задач:

     - заметное увеличение реальной стоимости рабочей силы, стимулирование к предпринимательской деятельности и труду;

     - в дальнейшем не допускать деструктуризации минимальных социальных гарантий населения;

     - всем нуждающимся обеспечить прожиточный минимум, который будет изменяться в большую сторону в зависимости от текущей инфляции.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является покупательная способность  населения, предметом — показатели покупательной способности населения Свердловской области.

 

3. Анализ покупательной  способности в  Свердловской области.

     Численность населения Свердловской области  по оценке на 1 января 2009 года составляла 4394,6 тыс. чел. (на 01.01.2008 — 4395,6 тыс., на 01.01.2007 — 4399,7 тыс., на 01.01.2006 — 4409,7 тыс.) (5-е место в России).

     Плотность населения 22,6 человека на км² (оценка на 1 января 2007), что почти втрое выше среднего по РФ. Доля городского населения превышает 83 % (оценка на 1 января 2006).

     Рассмотрим  покупательную способность населения  Свердловской области за 2005-2009 гг.:

     Табл. 1

     Покупательная способность населения Свердловской области

  2005 2006 2007 2008 2009
Говядина (кроме  бескостного мяса) (кг) 79,3 81,5 99,4 103,3 103
Рыба  мороженная (кг) 123,3 155,3 189,6 217,5 195,9
Масло сливочное (кг) 83,4 95,7 104 88,8 93
Масло подсолнечное (кг) 194,3 244 284,4 219,5 271,5
Молоко  питьевое и молочный напиток, литров 605 674,4 757,2 656,1 704,8
Яйца  столовые, штук 3646 4796 5212 4864 5576
Сахар-песок (кг) 424,7 397 628 696,6 614,6
Мука  пшеничная (кг) 657,3 841,3 939,5 775,2 839,6
Хлеб  и булочные изделия  из пшеничной муки (кг) 432,9 494,5 561,1 538,6 529,7
Хлеб  пшеничный 1 и 2 сортов (кг) 504,6 607,1 700,3 657,4 647,5
Рис (кг) 394,5 472,2 481,4 400,8 363,4
Макаронные  изделия (кг) 305,5 371 433 341 357,2
Картофель (кг) 1001,5 916,9 1090,8 790,6 1141,4
 

     Табл. 1 (продолжение)

  2005 2006 2007 2008 2009
Костюм-двойка мужской, штук 3,1 3,8 4,1 4,5 4,3
Сорочка верхняя мужская, штук 26,7 30,9 37,6 41 35,4
Джемпер, свитер, жакет для  взрослых, штук 13 14,8 17,4 19,4 18,4
Бензин (литров) 592 647 809 809 982,1
Проезд  в городском автобусе,% 98,8 110,4 109,4 104,6 96,4
Абонентская плата за домашний телефон,% 106,3 109,8 89,3 112 101,8
Квартирная  плата в домах  муниципального жилишного  фонда, % 93,3 109,3 119,8 105,6 94,7
Плата за электричество, % 97,4 107,1 114,2 106,9 88,4
Плата за водоснабжение  и канализацию,% 101,3 102,6 107,6 101,8 96
Плата за горячее водоснабжение, % 95,9 104,3 111,2 100,9 87,3
 

     Рассматриваем только те товары, которые входят в  состав потребительской корзины.

     Выявим  тенденцию роста (спада) покупательной  способности населения в Свердловской области. Для этого мы вычислим следующие  показатели:

     - темп роста, который показывает рост объема покупательной способности населения;

     Т= Pi/Pi-1,                                                                                                        (3.1)

     где

     Pi — покупательная способность в текущем периоде;

     Pi-1 — покупательная способность в предыдущем периоде (базисном);

     - темп прироста, который показывает, на сколько процентов в текущем  периоде увеличился объем покупательной  способности по сравнению с  базисным.

     Тпр. = Т-1.                                                                                                     (3.2)

     Будем использовать цепной метод, т.е. базисным периодом у нас будет каждый предыдущий год, для прояснения полной картины  динамики ПС.

     Табл. 2

     Темп  прироста покупательной способности  населения Свердловской области

  2005 2006 2007 2008 2009
Говядина (кроме  бескостного мяса) (кг) 0,000 0,891 0,220 0,039 -0,003
Рыба  мороженная (кг) 0,000 1,473 0,221 0,147 -0,099
Масло сливочное (кг) 0,000 2,107 0,087 -0,146 0,047
Масло подсолнечное (кг) 0,000 2,165 0,166 -0,228 0,237
Молоко  питьевое и молочный напиток, литров 0,000 1,335 0,123 -0,134 0,074
Яйца  столовые, штук 0,000 0,315 0,087 -0,067 0,146
Сахар-песок (кг) 0,000 1,195 0,582 0,109 -0,118
Мука  пшеничная (кг) 0,000 1,984 0,117 -0,175 0,083
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки (кг) 0,000 1,501 0,135 -0,040 -0,017
Хлеб  пшеничный 1 и 2 сортов (кг) 0,000 1,415 0,154 -0,061 -0,015
Рис (кг) 0,000 3,138 0,019 -0,167 -0,093
Макаронные  изделия (кг) 0,000 1,954 0,167 -0,212 0,048
Картофель (кг) 0,000 1,190 0,190 -0,275 0,444
Костюм-двойка мужской, штук 0,000 1,714 0,079 0,098 -0,044

Информация о работе Статистическое изучение покупательной способности населения Свердловской области