Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – систематизация, углубление, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по данной дисциплине, развитие навыком самостоятельной работы.
Задачи курсовой работы – научиться анализировать деятельность предприятия и использовать статистические методы при оценке результатов его деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретическая часть…………………………………………………………….4
1.1 Виды группировок. Статистическая таблица……………………………….6
1.2Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений…………………………………………………………………………….8
1.3 Анализ статистических данных…………………………………………….10
1.4 Выборочное наблюдение…………………………………………………....12
1.5 Экономические индексы…………………………………………………….15
2 Расчетная часть………………………………………………………………...17
Задание 1…………………………………………………………………………17
Задание 2…………………………………………………………………………23
Задание 3…………………………………………………………………………26
Задание 4………………………………………………………………………....30
Задание 5…………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………….……..48
Приложение А……………………………………………………………...…….39
Приложение Б……………………………………………………………………40
Приложение В……………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

статистика.doc

— 794.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Теоретическая часть…………………………………………………………….4

1.1 Виды группировок.  Статистическая таблица……………………………….6

1.2Статистическое изучение  взаимосвязи социально-экономических  явлений…………………………………………………………………………….8

1.3 Анализ статистических  данных…………………………………………….10

1.4 Выборочное наблюдение…………………………………………………....12

1.5 Экономические индексы…………………………………………………….15

2 Расчетная часть………………………………………………………………...17

Задание 1…………………………………………………………………………17

Задание 2…………………………………………………………………………23

Задание 3…………………………………………………………………………26

Задание 4………………………………………………………………………....30

Задание 5…………………………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованной литературы…………………………………….……..48

Приложение А……………………………………………………………...…….39

Приложение Б……………………………………………………………………40


Приложение В……………………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Статистика  — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных. Статистика, как любая другая наука, возникла из практических потребностей людей. Еще в древнем мире необходимость сбора налогов, несения военной службы и для других общественных целей возникла потребность учета населения, его размещения, рода занятий. Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Их используют всегда, когда необходимо получить и обосновать какие-либо суждения о группе (объектов или субъектов) с некоторой внутренней неоднородностью.

Статистика является наукой, которая является неотъемлемой в жизни каждого общества, она  определяет динамику развития, спада, роста общественных явлений. Это наука, которая решает определенные цели благодаря наличию и развитию статистических методов, а также благодаря развивающимся информационным технологиям.

Цель работы – систематизация, углубление, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по данной дисциплине, развитие навыком самостоятельной работы.

Задачи курсовой работы – научиться анализировать деятельность предприятия и использовать статистические методы при оценке результатов его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

                                        1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Обобщение статистических показателей, собранных в ходе статистического  наблюдения, производится при помощи сводки и группировки.

Сводка представляет собой комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность, для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.

Группировка - это распределение множества единиц исследуемой совокупности по группам в соответствии с существенным для данной группы признаком. Метод группировки позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Благодаря группировке можно соотнести сводные показатели по совокупности в целом со сводными показателями по группам. Появляется возможность сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками.

     Группировка  позволяет делать вывод о структуре  совокупности и о роли отдельных групп этой совокупности. Именно группировка формирует основу для последующей сводки и анализа данных.

 Признаки, по  которым проводится группировка,  называют группировочными признаками. Группировочный признак иногда называют основанием группировки. Правильный выбор существенного группировочного признака дает возможность сделать научно обоснованные выводы по результатам статистического исследования.

После определения  группировочного признака и границ групп строится ряд распределения.

Рядом  распределения в статистике называется ряд цифровых показателей, представляющих распределение единиц совокупности по одному существенному признаку, разновидности которого расположены в определенной последовательности.

Если для  построения группировки используется только один признак, то такую группировку называются простой, если группировка проводится по нескольким признакам, ее называют сложной.

Процедура определения  оптимального числа групп основана на применении формулы Стерджесса:

, где

            n - число групп;

N - число единиц  совокупности.

Из формулы  видно, что выбор числа групп  зависит от объема совокупности. Если групп оказывается много, и они  включают малое число единиц, то групповые показатели могут стать ненадежными.

Определение числа  групп тесно связано с понятием  величина интервала: чем больше число групп, тем меньше величина интервала, и наоборот.  

Интервал - разница между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе.

Каждый интервал имеет нижнюю (наименьшее значение признака) и верхнюю (наибольшее значение признака) границы или одну из них. Поэтому величина интервала представляет собой разность между верхней и нижней границами интервала.

Группировку с  равными интервалами строят тогда, когда исследуются количественные различия в величине признака внутри групп одинакового качества, а также если распределение носит более или менее равномерный характер.

Величину равного  интервала можно вычислить по формуле:

, где

 h - величина равного интервала;

xmax , xmin - наибольшее и наименьшее значения признака в совокупности;

          n - число групп.

Если величина равного интервала рассчитывается по данной формуле, то следует знаменатель  предварительно округлить до целого числа (как правило, всегда большего), так как количество групп не может быть дробным числом.

1.1Виды группировок.  Статистическая таблица

 

Виды группировок  зависят от целей и задач, которые  они выполняют. С помощью метода статистических группировок выделяют качественно однородные совокупности, изучают структуры совокупности и изменения, происходящие в них, а также решают задачи по исследованию существующих связей и зависимостей.

С известной  мерой условности для выполнения этих задач группировки соответственно делят на типологические, структурные и аналитические.

Метод типологической группировки заключается в выявлении в качественно разнородной совокупности однородных групп. При этом очень важно правильно отобрать группировочный признак, который поможет идентифицировать выбранный тип. Типологические группировки широко применяются в исследовании социально-экономических явлений.

Метод структурной  группировки есть разделение однородной совокупности на группы по тому или иному варьирующему группировочному признаку. На основе структурных изменений изучаются закономерности общественных явлений.

 Метод аналитической  группировки заключается в исследовании взаимосвязей между факторными признаками в качественно однородной совокупности. С помощью аналитических группировок удается выявлять признаки, которые могут выступать или причиной, или следствием того или иного явления. В аналитических группировках чаще всего используются неравные интервалы.

Результаты  группировочного материала оформляются  в виде таблиц, где он излагается в наглядно-рациональной форме. Не всякая таблица может быть статистической. Табличные формы календарей, тестовых и опросных листов, таблица умножения не являются статистическими.

Статистическая таблица - это цифровое выражение итоговой характеристики всей наблюдаемой совокупности или ее составных частей по одному или нескольким существенным признакам. Статистическая таблица содержит два элемента: подлежащее и сказуемое.

Различают простые, групповые и комбинационные таблицы.

В  простых таблицах, как правило, содержится справочный материал, где дается перечень групп или единиц, составляющих объект изучения. При этом части подлежащего не являются группами одинакового качества, отсутствует систематизация изучаемых единиц. Сказуемое этих таблиц содержит абсолютные величины, отражающие объемы изучаемых процессов.

Групповые и  комбинационные таблицы предназначены для научных целей, где, в отличие от простых таблиц, в сказуемом - средние и относительные величины на основе абсолютных величин.

Групповая таблица - это таблица, где статистическая совокупность разбивается на отдельные группы по какому-либо одному существенному признаку, при этом каждая группа характеризуется рядом показателей.

Комбинационная таблица - это таблица, где подлежащее представляет собой группировку единиц совокупности по двум и более признакам, которые распределяются на группы сначала по одному признаку, а затем на подгруппы по другому признаку внутри каждой из уже выделенных групп. Комбинационная таблица устанавливает существенную связь между факторами группировки. Такого рода статистические таблицы позволяют осуществить всесторонний анализ, но они менее наглядны.

При составлении  таблиц необходимо соблюдать общие правила:

  • таблица должна быть легко обозримой;
  • общий заголовок должен кратко выражать основное содержание;
  • наличие строк «общих итогов»;
  • наличие нумерации строк, которые заполняются данными;
  • соблюдение правила округления чисел.

 

 

1.2. Статистическое  изучение взаимосвязи социально-экономических явлений

 

В процессе статистического  исследования зависимостей появляются причинно-следственные отношения между явлениями, что позволяет определить факторы, оказывающие существенное влияние на вариацию изучаемых явлений и процессов. Причинно-следственные отношения – это связь явлений и процессов, при которой изменение одного из них – причины – ведет к изменению другого – следствия.

При исследовании причинно-следственных связей необходимо четко выявлять временную последовательность: причина всегда должна предшествовать следствию, однако не каждое предшествующее событие следует считать причиной, а последующее – следствием.

Связи между признаками и явлениями классифицируются по ряду оснований. Признаки по значению для изучения взаимосвязи делятся на два класса. Признаки, обуславливающие изменение других, связанных с ними признаков, называются факторными. Признаки, изменяющиеся под воздействием факторных признаков, являются результативными.

Различают функциональную связь и стохастическую зависимость. Функциональной называют такую связь, при которой определенному значению факторного признака соответствует одно и только одно значение результативного признака. Если причинная зависимость проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, среднем при большом числе наблюдений, то такая зависимость называется стохастической. Частным случаем стохастической зависимости является корреляционная связь, при которой изменение среднего значения результативного признака обусловлено изменением факторных признаков.

По направлению выделяют связь прямую и обратную. При прямой связи с увеличением или уменьшением значений факторного признака происходит увеличение или уменьшение значений результативного. В случае обратной связи значения результативного признака изменяются  под воздействием факторного, но в противоположном направлении по сравнению с изменением факторного признака.

По аналитическому выражению  выделяют связи линейные и нелинейные.

Задача корреляционного метода состоит в количественном определении тесноты связи между признаками.

Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.

Различаются следующие  варианты зависимостей: парная корреляция, частная корреляция, множественная корреляция.

Информация о работе Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений