Статистика профессионального образования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

В образовании статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики профессионального образования в России позволяет нам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы в образовании, которые могут привести (и уже привели) к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности.
Цель данной работы — выявление динамики соотношения учебных заведений, выпускающих специалистов среднего и высшего образования, и сопоставление этих данных с потребностями организаций в специалистах таких категорий.

Работа содержит 1 файл

СТАТИСТИКА.doc

— 225.50 Кб (Скачать)


 

Введение

 

              В образовании статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики профессионального образования в России позволяет нам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы в образовании, которые могут привести (и уже привели) к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности.

              Цель данной работы — выявление динамики соотношения учебных заведений, выпускающих специалистов среднего и высшего образования, и сопоставление этих данных с потребностями организаций в специалистах таких категорий.

 

Задачи и объект статистического наблюдения

 

              В профессиональном образовании выделяется три уровня:

        начальное профессиональное образование;

        среднее профессиональное образование;

        высшее профессиональное образование.

 

              Начальное профессиональное образование (НПО) имеет целью подготовить работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности согласно перечню профессий (специальностей), утвержденному Правительством Российской Федерации. Наряду с профессиональными навыками выпускники получают аттестат о полном среднем образовании. Прием в учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения. Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащиеся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку.

 

              Среднее профессиональное образование (СПО) является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности.
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.

              Среднее профессиональное образование в Москве реализуется по двум основным образовательным программам— базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки— «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области — менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

              Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.
              Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1–2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня. В 2005 году в Москве  на базе техникумов, лицеев и ПТУ были созданы колледжи. Это государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории.

 

              Высшее профессиональное образование (ВПО). Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона «Об образовании». Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться, по какой программе готовить выпускников. Это  дает и вузам, и студентам новые возможности, но одновременно вносит некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора.

              Федеральный Закон «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» 1996 г. определяет 3 уровня (или ступени) высшего образования следующим образом:

•   первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года;

•   вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;

•   третья ступень: «дипломированный специалист» со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и «магистр» со сроком подготовки 6 лет (новая модель).

              Двухступенчатая модель высшего образования «бакалавриат-магистратура» сегодня действует во многих государствах мира и в большей части европейских стран. Бакалаврами становится основная часть студентов вузов, так как этот уровень считается оптимальным для старта профессиональной деятельности.
              В магистратуру поступают либо нацеленные на научную деятельность выпускники бакалавриата, либо лица после нескольких лет работы по окончании вуза и выявления наиболее интересной для личного карьерного роста специализации.

              В педагогических университетах Москвы сохранится непрерывный пятилетний специалитет.
Ступень специалитета − самый популярный уровень в системе российского образования (5 лет обучения) на сегодняшний день. Между тем, современного работодателя все больше интересуют универсальные специалисты (бакалавры), чтобы лишь после некоторого времени работы сотрудника можно было сориентировать на более узкое направление. Бакалавр - в действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее профессиональное образование (в терминологии государственного образовательного стандарта − ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Или, проще сказать, бакалавр – это выпускник вуза, который учился 4 года и получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации.
              Дипломированный специалист. Если решили получить квалификацию «дипломированный специалист», то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ. Фактически обучение «за партой» длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование).
              Магистратура - лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации. Обучение длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и присвоением степени магистра.

 

 

 

 

             

 

 

 

Источники данных

 

              Источниками данных к поставленной задаче являются официальные публикации Росстата за период 2005-2009гг. В соответствии с поставленной задачей в качестве исходных данных к обследованию были взяты:

1.       численность......(Приложение 1);

2.       численность......(Приложение 2);

3.       ........

 

 

Результаты исследования по направлению

 

              Из приведенных выше расчетов видно....

 

 

              Если сопоставить полученные результаты с официальной статистикой по потребностям организаций в работниках по профессиональным группам, то можно сделать следующие выводы. По состоянию на 2009 год существует значительный дисбаланс между квалификациями специалистов, выпускаемых профессиональными учебными заведениями, и потребностями организаций в них. Результаты этих сравнений приведены на Рис. ....:

в 2009 году соотношение специалистов.......... составляет ......%, а потребность в них выявлена всего лишь в с

 

Рис. 1. Потребность организаций в работниках для замещения вакантных
рабочих мест по профессиональным группам на 31 октября 2008 и 2010 гг.

(тыс. человек)

 

 

 

 

Выводы

 

              Данная работа показала.....

 

 

 

 

 

Приложение 1. Число учреждений начального профессионального образования

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

Российская Федерация

3392

3207

3180

2860

2658

Центральный федеральный округ

712

683

672

622

586

Белгородская область

34

34

33

33

30

Брянская область

40

39

39

38

40

Владимирская область

50

43

41

41

35

Воронежская область

44

39

39

37

36

Ивановская область

32

32

29

29

27

Калужская область

40

37

34

30

28

Костромская область

32

33

38

30

26

Курская область

33

30

35

31

29

Липецкая область

31

31

29

27

25

Московская область

105

105

103

103

100

Орловская область

26

27

26

25

24

Рязанская область

38

37

36

22

22

Смоленская область

36

34

33

30

26

Тамбовская область

26

27

26

19

12

Тверская область

51

51

49

48

48

Тульская область

50

44

45

42

41

Ярославская область

43

39

37

37

37

г.Москва

1

1

-

 

 

Северо-Западный федеральный округ

354

329

319

276

246

Республика Карелия

18

16

16

13

15

Республика Коми

35

32

42

27

24

Архангельская область

55

55

50

47

41

Ненецкий авт.округ

1

1

1

1

 

Вологодская область

47

45

44

43

37

Калининградская область

23

20

23

13

13

Ленинградская область

33

26

19

17

15

Мурманская область

21

19

16

15

15

Новгородская область

24

24

22

20

18

Псковская область

27

26

25

23

23

г.Санкт-Петербург

71

66

62

58

45

Южный федеральный округ (по 2009 год)

395

376

378

357

348

Республика Адыгея

9

9

9

9

9

Республика Калмыкия

12

12

12

12

12

Краснодарский край

71

70

70

71

69

Астраханская область

29

22

25

19

19

Волгоградская область

69

62

59

59

57

Ростовская область

103

101

100

96

96

Республика Дагестан

27

24

24

19

19

Республика Ингушетия

4

4

4

4

4

Кабардино-Балкарская Республика

13

13

13

13

7

Карачаево-Черкесская Республика

8

8

8

8

8

Республика Северная Осетия - Алания

16

17

16

16

16

Чеченская Республика

15

15

15

15

15

Ставропольский край

19

19

23

16

17

Приволжский федеральный округ

785

750

705

638

568

Республика Башкортостан

120

116

113

109

108

Республика Марий Эл

26

21

14

11

9

Республика Мордовия

37

37

39

32

26

Республика Татарстан

106

106

97

74

53

Удмуртская Республика

44

40

40

38

37

Чувашская Республика

30

28

23

23

20

Пермский край

97

91

76

69

58

Кировская область

46

42

41

36

31

Нижегородская область

60

57

64

62

50

Оренбургская область

63

62

59

54

52

Пензенская область

32

31

19

19

16

Самарская область

41

37

39

34

32

Саратовская область

56

53

52

51

50

Ульяновская область

32

29

29

26

26

Уральский федеральный округ

337

296

298

245

219

Курганская область

28

27

27

24

22

Свердловская область

134

109

105

85

72

Тюменская область

68

53

45

42

35

Ханты-Мансийский авт.округ-Югра

24

19

15

14

8

Ямало-Ненецкий авт.округ

7

7

6

6

5

Челябинская область

107

107

121

94

90

Сибирский федеральный округ

602

575

609

541

526

Республика Алтай

7

6

7

7

7

Республика Бурятия

42

42

39

33

29

Республика Тыва

13

13

13

16

13

Республика Хакасия

20

19

19

19

19

Алтайский край

73

70

70

70

68

Забайкальский край

31

29

34

28

28

Красноярский край

92

89

110

81

79

Эвенкийский авт.окpуг

1

1

 

 

 

Иркутская область

63

63

74

59

58

Усть-Ордынский Бурятский авт.округ

3

3

8

 

 

Кемеровская область

83

72

67

66

65

Новосибирская область

82

77

76

73

72

Омская область

59

59

58

55

55

Томская область

37

36

42

34

33

Дальневосточный федеральный округ

207

200

199

176

165

Республика Саха (Якутия)

36

35

32

29

29

Камчатский край

15

15

15

15

14

Корякский авт.округ

1

1

 

 

 

Приморский край

43

42

42

40

40

Хабаровский край

48

44

43

29

25

Амурская область

29

27

27

27

23

Магаданская область

10

10

10

10

10

Сахалинская область

15

15

15

12

13

Еврейская автономная область

8

8

11

10

7

Чукотский авт.округ

3

4

4

4

4

Приложение 2. Число учреждений среднего профессионального образования

 

2005

2006

2007

2008

2009

Российская Федерация

2688

2631

2566

2535

2564

Центральный федеральный округ

706

704

715

711

721

Белгородская область

23

22

22

22

23

Брянская область

29

28

28

26

25

Владимирская область

32

30

30

29

32

Воронежская область

48

48

46

44

41

Ивановская область

27

26

22

22

22

Калужская область

27

27

26

24

24

Костромская область

18

18

18

21

22

Курская область

29

30

30

30

28

Липецкая область

20

20

21

21

20

Московская область

111

111

111

113

113

Орловская область

15

14

14

14

14

Рязанская область

29

29

29

28

39

Смоленская область

25

26

25

27

27

Тамбовская область

25

23

28

28

29

Тверская область

42

42

42

42

41

Тульская область

41

41

41

39

37

Ярославская область

27

30

29

27

26

г.Москва

138

139

153

154

158

Северо-Западный федеральный округ

246

226

228

221

226

Республика Карелия

14

15

14

14

14

Республика Коми

22

23

20

20

20

Архангельская область

33

26

26

27

27

Ненецкий авт.округ

2

2

2

2

2

Вологодская область

26

26

26

26

29

Калининградская область

11

11

11

9

12

Ленинградская область

17

17

25

26

26

Мурманская область

12

12

15

15

15

Новгородская область

10

10

10

9

9

Псковская область

15

15

14

14

14

г.Санкт-Петербург

86

71

67

61

60

Южный федеральный округ (по 2009 год)

306

296

279

280

280

Республика Адыгея

5

4

4

4

4

Республика Калмыкия

9

7

6

7

6

Краснодарский край

61

57

56

57

59

Астраханская область

20

19

15

14

16

Волгоградская область

44

44

39

39

38

Ростовская область

69

64

64

62

61

Республика Дагестан

28

29

27

28

27

Республика Ингушетия

4

4

4

4

4

Карачаево-Черкесская Республика

7

7

5

5

5

Республика Северная Осетия - Алания

13

13

13

13

12

Чеченская Республика

7

8

8

9

10

Ставропольский край

39

40

38

38

38

Приволжский федеральный округ

684

675

635

643

634

Республика Башкортостан

76

75

75

76

74

Республика Марий Эл

13

15

15

18

23

Республика Мордовия

21

19

19

19

26

Республика Татарстан

69

69

67

73

69

Удмуртская Республика

34

32

31

28

29

Чувашская Республика

25

25

22

21

21

Пермский край

73

71

65

64

62

Коми-Пермяцкий авт.округ

4

4

4

 

 

Кировская область

35

34

35

35

37

Нижегородская область

95

96

92

90

84

Оренбургская область

50

50

37

37

36

Пензенская область

30

30

29

38

34

Самарская область

66

64

63

65

63

Саратовская область

58

56

45

44

41

Ульяновская область

39

39

40

35

35

Уральский федеральный округ

228

232

225

211

230

Курганская область

24

24

23

20

21

Свердловская область

86

91

86

84

96

Тюменская область

54

53

52

44

44

Ханты-Мансийский авт.округ-Югра

23

22

22

18

20

Ямало-Ненецкий авт.округ

9

9

9

7

5

Челябинская область

64

64

64

63

69

Сибирский федеральный округ

394

374

366

352

356

Республика Алтай

6

5

5

5

5

Республика Бурятия

18

17

16

16

18

Республика Тыва

6

6

6

6

7

Республика Хакасия

8

8

7

7

7

Алтайский край

43

43

41

39

39

Забайкальский край

21

22

23

22

23

Агинский Бурятский авт.округ

2

2

3

 

 

Красноярский край

64

62

61

58

59

Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ

1

1

1

 

 

Эвенкийский авт.окpуг

1

1

1

 

 

Иркутская область

57

52

53

49

48

Усть-Ордынский Бурятский авт.округ

2

2

2

 

 

Кемеровская область

53

53

49

49

50

Новосибирская область

57

50

49

45

45

Омская область

42

38

38

38

37

Томская область

19

18

18

18

18

Дальневосточный федеральный округ

124

124

118

117

117

Республика Саха (Якутия)

28

32

33

31

31

Камчатский край

7

7

7

7

8

Корякский авт.округ

1

1

1

 

 

Приморский край

24

24

22

22

22

Хабаровский край

25

25

24

26

25

Амурская область

22

18

16

14

14

Магаданская область

4

4

4

4

4

Сахалинская область

8

8

6

7

7

Еврейская автономная область

5

5

5

5

5

Чукотский авт.округ

1

1

1

1

1

Информация о работе Статистика профессионального образования РФ