Статистика рынка и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:36, контрольная работа

Описание работы

Товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. В товарообороте всегда имеются два полюса: покупатель и продавец; покупка есть в то же время продажа. Однако в статистике рынка, как правило, товарооборот рассматривается с позиции продавца и в анализе интерпретируется в качестве синонима продажи. Исключение составляет характеристика покупки товаров отдельными группами населения. Товарооборот характеризует объем продажи и покупки товаров в стоимостных единицах, реже - в натуральных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистики рынка товаров и услуг 6
1.1. Понятие и задачи статистического изучения рынка 6
1.2. Система показателей статистики рынка 10
1.3. Основы методологии статистики рынка 16
Глава 2. Расчетная часть 20
Задание №1 20
Задание №2 24
Задание №3 26
Задание №4 27
Глава 3. Аналитическая часть – исследование оборота розничной торговли в Калужской области с 2002 по 2008гг, прогноз на 2009г. 33
Заключение 41
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Статистика рынка и услуг АБИК.doc

— 552.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

       Товарооборот  представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собственности  на товар в обмен на его денежный эквивалент. В товарообороте всегда имеются два полюса: покупатель и продавец; покупка есть в то же время продажа. Однако в статистике рынка, как правило, товарооборот рассматривается с позиции продавца и в анализе интерпретируется в качестве синонима продажи. Исключение составляет характеристика покупки товаров отдельными группами населения. Товарооборот характеризует объем продажи и покупки товаров в стоимостных единицах, реже - в натуральных. Бесплатная передача продукта или услуги (предоставление, помощь, перемещение) товарооборотом не является. В узком смысле под товарооборотом понимают только куплю-продажу продукта, при этом продажа услуг выделяется самостоятельно.

       Таким образом, можно сформулировать определение  предмета статистики товарооборота. Предметом статистики товарооборота являются массовые процессы и явления перемещения товаров от производителя к потребителю и обмена товаров на деньги, поддающиеся количественной характеристике.

       Услуги  — важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны  жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни, в этом и заключается актуальность исследуемой темы.

       Объектом  изучения является статистика рынка товара и услуг, предметом — количественная характеристика его состояния, функционирования и результатов. Рынок товаров и услуг представляет собой совокупность отношений (социально-экономических, материальных, финансовых), возникающих между производителями этих товаров и услуг — продавцами и их потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи. Специфическая особенность процессов, происходящих на рынке услуг, заключается в том, что результатом его функционирования является удовлетворение покупательского спроса непосредственно в момент оказания услуг, а также в том, что услуги не накапливаются в запасах; кроме того эффект от функционирования этого рынка проявляется не только в сфере услуг, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности.

       Статистика  — один из важнейших инструментов экономического механизма управления рынком товаров и услуг. Она должна служить интересам успешного его функционирования; поиску выявления резервов и сбалансированности спроса и предложения; созданию условий социальной защиты населения. В связи с этим одним из новых направлений развития отечественной статистической науки и практики является разработка методологии статистической оценки и анализа рынка товаров и услуг, ее апробация в процессе анализа его развития и эффективности функционирования. Интересы экономического регулирования функционирования рынка товаров и услуг, в частности научно обоснованное воздействие на спрос и предложение; на уровень и динамику цен; оптимизацию материальных, финансовых и трудовых затрат на его функционирование требуют изучения и прогнозирования рыночных процессов. Перед статистикой встают задачи характеристики уровня и динамики показателей социальных и экономических явлений, происходящих на рынке товаров и услуг; оценки тенденций его развития и факторов, определяющих это развитие; анализа динамики объема и структуры товаров и услуг; характеристики сегментации рынка по разным признакам; влияния на экономику страны и уровень жизни населения через удовлетворение потребностей в товарах и услугах. Задачи статистического исследования рынка товаров и услуг охватывают специфические задачи анализа рыночных отношений; характеристику социально-экономического потенциала рынка услуг; характеристику их производителей и потребителей; объемов производства и спроса; рыночной конъюнктуры, конкуренции; цен, объемов и структуры реализации услуг и факторов, их определяющих. Разработка методологии статистики рынка товаров и услуг — проблема комплексная, предполагающая решение совокупности теоретических и практических задач, связанных с характеристикой рынка как объекта статистического изучения; разработкой системы показателей статистики рынка товаров и услуг, его функционирования и результатов, с учетом международной методологии, включая показатели его экономической эффективности; классификацией и группировкой показателей его развития по разным признакам; статистической оценкой социально-экономического потенциала рынка товара и услуг; прогнозированием развития и др.

       Курсовая  работы выполнена на 43 листах машинописного текста, состоит из трех глав, в первой «Теоретическое основы статистики рынка товаров и услуг» раскрыты понятия, задачи, система показателей и методология статистики рынка товаров и услуг. Во второй главе «Расчетная часть» решены задачи, а в третьей части «Исследование оборота розничной торговли в Калужской области с 2002 по 2008гг, прогноз на 2009г» проводится статистическое исследование по обороту розничной торговли Калужской области за 2002-2008 гг. и расчет прогноза на 2009 год.

 

Глава 1. Теоретические основы статистики рынка товаров и услуг

1.1. Понятие и задачи  статистического  изучения рынка

     Рынок - базовое понятие микроэкономического  анализа. Именно на рынке взаимодействуют  фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения  представляют основной интерес для исследователя.

     Рынок - многогранное и многоструктурное явление, подчиняющееся в своем развитии закону спроса-предложения. Действие рыночного механизма проявляется в сложных процессах, которые определяют состояние рынка, темпы его развития и основные пропорции.

     Рынок товаров (продуктов и услуг)-это  система отношений купли-продажи  между экономически свободными продавцами и покупателями.

     На  рынке действуют многочисленные переплетающиеся и взаимодействующие  внутренние и внешние силы, далеко не всегда явно проявляющие свое влияние на рыночные процессы. Никто не отрицает существования стихийности и способности рыночных процессов к саморегулированию, но не следует оспаривать факт потенциальной возможности маркетингового управления на различных уровнях. Адаптация к условиям рынка, и регулирование рыночных процессов возможны лишь при условии что эти процессы изучены, т. е. выявлены их закономерности и тенденции, другими словами, что рынок становится предметом статистического исследования.

     Статистика, которая обладает соответствующим аппаратом глубоко научного и в то же время достаточно оперативного исследования, имеет возможность отразить состояние рынка охарактеризовать его структуру и динамику, оценить его колебания, выявить и смоделировать влияние комплекса рыночных факторов и наконец позволяет строить прогнозы его дальнейшего развития. Она тесно смыкается и в определенном смысле переплетается с маркетинговым исследованием.

     Статистика  изучает рынок, процесс движения товаров в экономическом и  географическом пространстве, их обмен на деньги по ценам, складывающимся в соответствии с действием рыночного механизма, материально-техническим и ресурсным обеспечением этого процесса, социально-экономическими результатами его функционирования.

     Однако  известной особенностью статистики является то, что она изучает массовые явления и процессы, которые могут быть выражены количественно. Действие рыночного механизма проявляется в вероятностных, стохастических процессах, что обеспечивает возможность использования ряда математико-статистических методов в целях изучения рынка.

     Предмет статистики рынка - массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся  количественной сценке.

     Статистика  рынка изучает рыночные отношения, проявляющиеся в первую очередь  в форме множества актов купли-продажи. В рыночные отношения вступают между собой субъекты, рынка - продавцы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег, предъявители спроса). Объектом их отношений является товар (продукт или услуга), права собственности на который уступаются продавцом покупателю. Итогом их отношений становится сделка, целью которой для продавца является прибыль, а для покупателя - удовлетворение потребностей. Рыночный механизм, главными инструментами которого являются цены и конкуренция, устанавливает пропорции спроса и предложения, определяет формы поиска рыночных партнеров.

     Поскольку рынок представляет собой систему  со своей внутренней структурой, иерархией  отдельных элементов и взаимосвязями, постольку в основу статистического  изучения рынка должен быть положен системный подход. Рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков:

     средств производства, из которого выделяются субрынки природного сырья, сельскохозяйственных продуктов и промышленной продукции (в том числе полуфабрикатов);

     предметов потребления, в том числе продовольствия и непродовольственных товаров;

     услуг, в том числе услуг производственного  характера и потребительских  услуг.

     В свою очередь, каждый из этих рынков подразделяется на ряд локальных рынков, иначе - рынков отдельных товаров.

     Важным  системным признаком является географическое место функционирования рынка, т. е. территория, которую он охватывает своими действиями. Региональный рынок  и его подсистемы - городской и  сельский рынки ограничены рамками определенною территориально-экономического и административно-географического образования. Региональное деление в известной мере условно, поскольку границы рынка не всегда совпадают с административными или природно-географическими. Большей частью региональные рынки связаны между собой, хотя столь же часто между собой конкурируют.

     Продавец  и покупатель являются рыночными  партнерами с определенными правами  и определенными обязательствами  по отношению друг к другу и  обществу в целом. Они вступают в различные по форме отношения между собой, цель которых для продавца - продать товар и получить прибыль, а для покупателя - купить товар и удовлетворить соответствующую потребность. Желание продавца получить максимальную прибыль и желание покупателя уплатить за товар минимальную в условиях немонопольного рынка цену уравновешиваются в соответствии с законом спроса-предложения.

     Неотъемлемой  формой рыночного процесса является конкуренция. т. е. желание оттеснить  соперника, захватить принадлежащую  ему долю рынка и за счет этого получить возможно большую прибыль.

     Под конкуренцией понимают наличие на рынке  большого числа независимых покупателей  и продавцов, соперничающих друг с другом в купле-продаже товара.

     Существуют  различные разновидности и формы  конкуренции, в частности ценовая и неценовая. При первой форме конкуренции ценовой конкурент с помощью механизма снижения цены старается сделать свой товар наиболее привлекательным и тем самым привлечь покупателя; при неценовой конкуренции используются различные приемы рекламы, а также повышение качества товара, улучшение обслуживания и т. п. Нередко оба эти вида конкуренции сочетаются.

     Конкуренция - альтернатива монополии, она необходимое  средство от стагнации экономики.

     Функции рынка знать для того, чтобы  сформулировать задачи статистики рынка:

     он  сводит продавца и покупателя;

     рынок проявляет себя в том, что между  продавцами и покупателями заключаются  сделки, происходит торговля, обмен  товара на деньги;

     на  рынке устанавливаются реальные пропорции спроса и предложения, рынок стимулирует или ограничивает их развитие;

     рыночный  механизм через колебания соотношения  спроса и предложения и соответственно колебания цен приводит к равновесным  ценам и устанавливает уровень  цен на каждый момент времени, определяет пропорции между ценами отдельных товаров;

     рынок обеспечивает распределение товарной массы по регионам, пропорциональное региональным колебаниям соотношений  спроса и предложения;

     шестых  и последних, рынок представляет собой механизм распределения жизненных благ, на рынке выявляется доля различных социальных групп населения в общем объеме покупки продуктов и услуг.

     Общая интегральная задача статистики рынка  заключается в изучении закономерностей  развития рынка, выявлении и моделировании  его внутренних и внешних взаимосвязей и на этой основе прогнозировании его дальнейшего развития.

     Функциональные  задачи статистики рынка могут быть представлены в следующем порядке:

     сбор  и обработка статистической информации;

     оценка  и анализ конъюнктуры рынка;

     характеристика структуры рынка;

     оценка  и анализ развития рынка;

     региональный  анализ рынка;

     характеристика  экономических и социальных последствий  развития рынка.

     Эти задачи реализуются в ходе статистического  исследования рынка в целом и  конкретных рынков средств производства, предметов потребления и услуг. При этом выделяются оптовый и потребительский рынки. Статистика дифференцирует задачи исследования в соответствии со спецификой отдельных экономических категорий рынка и рыночных процессов, отраженных системой блок-показателей:

     исследование  спроса и предложения, их тенденций  и соотношений;

     характеристика  цен и ценообразования;

     изучение  процессов товародвижения, товарооборота (продажи услуг), товарных запасов  и товарооборачиваемости;

     оценка  состояния и развития инфраструктуры рынка;

     выявление и анализ социально-экономических  результатов и результативности функционирования рынка.

1.2. Система показателей статистики рынка

     В процессе реализации выдвинутых задач  исследования рынка статистика пользуется соответствующими показателями, т. е. количественными и -качественными характеристиками тех явлений (г процессов, которые в совокупности и сочетании образуют рынок товаров и услуг. Эти показатели призваны отразить состояние, развитие и устойчивость рынка на различных уровнях, во временя и в пространстве (географическом и социально-экономическом). Они характеризуют индивидуальные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц.

Информация о работе Статистика рынка и услуг