Статистика рынка товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Работа содержит 1 файл

статистика рынка товаров и услуг.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием  работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций  и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Термин "статистика" употребляется в различных значениях. под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Статистикой также  называют особую науку, т.е. отрасль  значений, изучающую явления в  жизни общества с их колличественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.

Между статистической наукой и практикой существует тесная связь и взаимосвязь. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения  статистической науки для решения  конкретных управленческих задач.

Статистика имеет  многовековую историю. Ее возникновение  и развитие обусловленгы общественными потребностями.История развития статистики покозывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизни общества.

Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей  стране это внимание тем более  обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затрагивающих  интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных  сторон жизни общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ.

Одним из непременных  условий правильного восприятия и тем более практического  использования статистической информации, квалифицированных выводов и  обоснованных прогнозов является знание статисической методологии изучения колличественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.

В настоящее время  перед статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего совершенствования  системы показателей, приемов и  методов сбора, обработки, хранерия и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности автомотизированных систем управления, создания автомотизированных банков данных, распределительных банков данных и т.д., которые в свою очередь могли бы способствовать созданию автомотизированной системы коммерческой информации.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ.

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также  политические последствия. Поэтому  во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей  и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на

деньги.

Цены, процессы их образования  и изменения представляют собой  предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть  в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной  статистики сформирована самостоятельная  служба статистики цен. Сложились уже  и альтернативные службы статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются  в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор, отражающий  политику и конъюнктуру рынка  (соотношение спроса и предложения,  торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

- маркетинговый  регулятор рынка, с помощью  которого осуществляется воздействие  на спрос и предложение, структуру  и емкость рынка, покупательную  способность рубля, оборачиваемость  товарных запасов и т. д.  В качестве регулятора цены  позволяют ограничивать потребление  ресурсов и являются мотивацией  для производства.

Рыночная цена выполняет  различные функции. Цена - это посредник  и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Цены классифицируют по различным направлениям.

По сферам товарного  обслуживания:

- оптовые цены, по  которым предприятия реализуют  в больших объемах продукцию  промышленно-технического и потребительского  назначения (между отраслями внутри  оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

- розничные цены, по которым товары реализуются  конечному потребителю (в основном  населению) в ограниченном количестве;

- закупочные цены, по которым государство покупает  продукцию у сельскохозяйственных  предприятий (фермеров);

- цены и тарифы  на услуги. Тарифы могут относиться  к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт)  и розничной (пассажирские тарифы).

По способу отражения  транспортных расходов:

- цены франко-отправления  (на товары ограниченного производства  и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки  до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь  покрывает покупатель;

- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы  до пункта назначения.

По формам продаж:

- контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности  между продавцом и покупателем;

- биржевые котировки  - это уровень цены товара, реализуемого  через биржу. Цена биржевого  товара складывается из биржевой  котировки и надбавки (скидки) за  качество, удаленность от места  поставки;

- цены ярмарок  и выставок (часто льготные);

- аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах  (различают стартовые цены и  продажные).

Аукционы (публичные  торги) бывают трех типов:

1.С повышением  цены (товар продают по цене, наиболее  высокой из предложенных покупателями);

2.Вейлинговые торги  (цена предложения наивысшая,  на экране-циферблате стрелки  имеют обратный ход, покупатель  нажатием кнопки определяет устраивающую  его цену);

3.С подачей заявок  в запечатанных конвертах, при  этом отсутствует возможность  сравнения с запросами других  покупателей.

По стадиям продажи:

- цены предложения  (цены продавца, или стартовые), по  которым продавец желает продать  товар. Как правило, это верхний  предел диапазона возможных цен  этого товара (за исключением  аукционных и цен подряда), который  корректируется в ходе переговоров  с покупателем. Для некоторых  товаров (машин, оборудования) цены  предложения - единственный источник  информации об уровне цен на  рынке; 

- цены спроса, по  которым покупатель заинтересован  приобрести товар;

- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические,  или номинальные, цены. Их следует  отличать от реальных, соотнесенных  с уровнем дохода общества  или общим уровнем цен.

По степени регулирования:

- жестко фиксированные  (основной тип цен в условиях  административно-командной экономики);

- регулируемые (допускаются  изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как  правило, на продукты повышенного  социального назначения);

- свободные (не  подвержены прямому вмешательству,  формируются в соответствии с  конъюнктурой рынка).

По степени устойчивости во времени:

- твердые: устанавливаются  при заключении договора на  весь срок действия;

- подвижные: зафиксированная  в договоре цена меняется в  момент поставки, если изменилась  рыночная цена товара, установленная  по оговоренному в контракте  источнику;

- скользящие: в договоре  устанавливается исходная цена  и оговаривается порядок (формула)  внесения поправок в случае  изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

- с последующей  фиксацией: в договоре определяются  условия фиксации и принцип  определения уровня цены: периодичность  фиксации, база фиксации, сроки согласования  и осуществления фиксации.

В качестве базовой  цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

1.Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком  для каждого конкретного заказа  с учетом его технических и  коммерческих условий;

2.Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах,  периодических изданиях. Как правило,  это средние цены фактических  сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки,  цены предложений крупных фирм  и т. д.;

3.Цены прейскурантов  и ценников. Прейскуранты выпускаются,  как правило, производителем для  готовых изделий, рассылаются  клиентам, включают цены для конечных  пользователей, стабильные скидки  в разрезе всей или части  товарной номенклатуры фирмы.  При необходимости частого изменения  цен прейскуранты дополняются  вкладышами с коэффициентами  изменений. 

Кроме перечисленных  выделяют и другие виды цен, например:

- трансфертные (внутрифирменные  - для обмена между цехами одного  предприятия, дочерними фирмами,  заграничными филиалами, конфиденциальны);

- мировые (выступают  в качестве условной средней  стоимости товаров, реализуемых  в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е.  цены отдельных стран - основных  производителей товара).

Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:

- скидки за оплату  наличными; 

- сезонные скидки  за покупку вне сезона;

- скидка за количество  или серийность при покупке  количества товара, увеличивающегося  по сравнению с заранее определенным;

- скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале  в зависимости от оборота, достигнутого  в течение согласованного сторонами  срока;

- дистрибьюторские  и дилерские скидки постоянным  посредникам по сбыту;

- постоянным клиентам  за "верность";

- сконто - за предварительную  оплату;

- специальные скидки  на пробные партии и заказы;

- скидки за возврат  ранее купленной у этой фирмы  устаревшей модели (или скидки  при обмене на модернизированную  модель);

- скидки при продаже  подержанных товаров; 

- экспортные скидки  иностранным покупателям сверх  скидок, предоставляемых на внутреннем  рынке;

- скидки за потери  при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи  (сухофрукты), потери жидких товаров  при транспортировке, испарении  (молоко в цистернах), трудноудаляемые  остатки (мед), избыточное содержание  влаги (хлопок, шерсть) ;

- надбавка за  индивидуальность заказа;

- надбавка за  повышенное качество;

- надбавка за  рассрочку платежа;

- надбавка за  дополнительные услуги;

- наценки за упаковку, тару.

Информация о работе Статистика рынка товаров и услуг