Статистика товарного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

В сфере обращения происходят преобразования, которые в конечном итоге должны привести к формированию полнокровного рынка товаров (продуктов и услуг), созданию действенного рыночного механизма. Этому способствовали разгосударствление торгово-сбытовой системы и системы услуг, их демонополизация, приватизация и аукционирование, возникновение подлинных конкурентных отношений. Рынок призван связывать сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции между ними, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие рынка товаров и услуг……………………………………………4
Система показателей товарного рынка……………………………………6
Статистическое изучение коньюнктуры рынка………………………….9
Эластичность: общее понятие. Эластичность спроса по цене..18
Решение заданий….22
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая по статистике.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

Иногда целесообразно  использовать более сложные методы моделирования, в частности метод  аналитического выравнивания, применяемый  для получения уравнения (модели) тренда.

Интенсивность сезонных колебаний  измеряется с помощью  коэффициентов вариации. Иногда при  этом приходится исключать тренд (способом, аналогичным расчету коэффициента аппроксимации), т.е. относить уровни сезонного  ряда не к средней величине, а  к выравненным  уровням тренда.

Цикличность рынка - неотьемлемый компонент ры ночного механизма. Опыт рыночной экономики учит, что  в своем развитии рынок проходит ряд циклов, сменяющих друг друга  по принципу: подьем - спад - подьем и  т.д. Подьем рынка приводит к его перенасыщению, кризису сбыта, его сменяет депрессия, деловой застой, которой постепенно переходит в оживление деловой активности. Эта смена циклов повторяется многократно.

Методика выявления  цикличности рынка включает следующие  принципиальные операции: на первом этапе отбираются параметры рынка, проявляющие наибольшие колебания. Строятся их динамические ряды, по возможности, за длительный период. В каждом из них исключается тренд, отражающий единую тенденцию к росту или снижению (так называемое вековое движение), а также сезонные колебания.

Остаточные ряды, отражающие только коньюнктурные или чисто  случайные колебания, стандартизуются, т.е. приводятся к единому знаменателю,  обеспечивающему их сравнимость. Затем  определяется синхронность и взаимосвязь  показателей с помощью расчета коэффициентов корреляции. Многомерность связи обеспечивается разбивкой показателей на однородные кластерные группы. Нанесенные на график кластерные оценки должны показать последовательность (лаг) изменений основных рыночных процессов и их движения по фазам коньюнктурных циклов.

 

Эластичность: общее понятие. Эластичность спроса по цене

Эластичность показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Эластичность  спроса – это измеритель силы влияния какого-либо фактора н величину спроса. Основными видами эластичности спроса являются:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность спроса по доходу;
  • перекрестная эластичность, то есть эластичность спроса по цене других товаров.

Эластичность спроса по цене – это степень изменения величины спроса в ответ на изменение рыночной цены на один процент.

Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента эластичности. Измерять реакцию величины спроса на изменение цены простым  отношением приращения спроса к приращению цены (DQ:DP) нельзя. Одна из причин – масштаб цен. Если цены вырастут в 10 раз, то отношение DQ: DPуменьшится в 10 раз. Аналогичным образом этот показатель будет зависеть от единицы измерения величины Q. Хотя на самом деле реакция спроса могла остаться той же самой. Для измерения отношений спроса в зависимости от изменения цены в экономической теории используют относительные приращения. Отсюда и использование двух методов расчета эластичности: точечная и дуговая эластичность.

Точечная эластичность применяется при малых приращениях (обычно до 5%) или в абстрактных задачах, где задаются непрерывные функции спроса:

В тех случаях, когда  приращение величин превышает 5%, а  также, если у нас недостаточно данных и удалось, например, замерить две более или менее близкие точки на кривой спроса, то применяют для расчета коэффициент дуговой эластичности:

Q- покупаемое количество блага;

Р – цена этого блага.

Эластичность спроса по цене будет всегда отрицательной  величиной, так как при увеличении цены величина спроса уменьшается (числитель и знаменатель коэффициента эластичности имеют разные знаки). Однако для экономистов важно абсолютное значение этого коэффициента - ïEdpï, поэтому в начале формулы присутствует знак минус.

Эластичный спрос. Если Ed> 1., то спрос на товар является эластичным, то есть в значительной мере зависит от цены. Такая ситуация характерна для высококонкурентных рынков, когда покупатель легко может выбрать другого продавца с более низкой ценой. Например, спрос летом и осенью на овощи и фрукты или спрос на неквалифицированный труд. Продавца эта ситуация заставляет снижать цену, только так он может продать больше товара и увеличить выручку (сезонное снижение цен на сельскохозяйственные товары).

Неэластичный спрос. Если Ed< 1, то спрос на товар является неэластичным по цене, то есть при изменении цены величина спроса изменяется незначительно. Товарами и услугами, имеющими неэластичный спрос, являются, например, товары первой необходимости, большинство медицинских товаров и медицинских услуг, коммунальные услуги. Также чем меньше заменителей у товара, тем спрос на него менее эластичен.

Единичная эластичность. Если Ed= 1, то эластичность спроса по цене называется единичной. Угол наклона кривой предложения в этом случае равен 45 градусов.

Абсолютная  неэластичность. Если Ed= 0, то спрос совершенно неэластичен по цене. При изменении цены спрос на товар остается неизменным. Так, например, необходимость в жизненно важной хирургической операции не меняется в зависимости от цены на нее.

Абсолютная  эластичность. Если Ed® ¥, то спрос совершенно эластичен по цене. Такая ситуация возможна, когда на рынке однородного товара цена устанавливается в результате взаимодействия множества продавцов и покупателей. При этом спрос на продукцию одного из продавцов можно считать совершенно эластичным: по этой цене он может продать любое количество товара, которое готов предложить. Таким образом, абсолютно эластичным предполагается спрос на рынке совершенной конкуренции, который будет рассмотрен в следующих темах.

Графики эластичности спроса по цене. 

 

 

 

1. Ed> 1 – сильное изменение величины спроса по цене. Снижение цены с рдо рвызывает значительное увеличение спроса с Qдо Q,а общая выручка РхQ возрастает.

 

2. Ed< 1 – слабое изменение величины спроса по цене. Снижение цены вызывает незначительный рост спроса, при этом общая выручка РхQпадает.

3. Ed= 1– единичная эластичность спроса по цене. Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса. Общая выручка остается неизменной.

4. На этом графике  показаны крайние противоположные  варианты: кривая спроса Dпоказывает абсолютно эластичный спрос, кривая D– абсолютно неэластичный спрос.

На эластичность спроса по цене влияют следующие основные факторы:

  1. Наличие товаров знаменателей: спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным.
  2. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке: спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном.
  3. Значимость товара для потребителя: спрос на товары первой необходимости является малоэластичным.
  4. Удельный вес товара в доходе потребителя: чем больший объем затрат в бюджете потребителя приходится на приобретение данного товара или услуги, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях.

 

Решение Заданий:

Задание №1

По данным таблицы 1,определить значения признаков с использованием цифр номера зачетной книжки студента.№ - число,состоящее из 2х последних  цифр зачетной книжки студента.

Определить моду,медиану,коэффицент вариации,коэффицент ассиметрии.

Построить график,сделать  выводы.

Группа предприятий(тыс.руб.)

Число предприятий.

Накопленные частоты

Середина интервала

 

xi * fi

 

xi – x

 

(xi – x)2

 

(xi – x)2 * fi

10-20

10+35=45

45

15

675

- 35,19

1238,33

55724,85

20-30(мод.интервал)

71

116

25

1775

-25,19

634,53

45051,63

30-40(медиан.интервал)

78

194 больше182.5

35

2730

   -15,19

230,73

17996,94

40-50

67

 

45

3015

-5,19

26,93

1804,31

50-60

55

 

55

3025

4,81

23,13

1272,15

60-70

49

 

65

3185

14,81

219,33

10747,17

 

∑=365

   

∑=14405

   

∑=132597,05




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Δ1____                   78 – 71___________                  7

  1. Mo = xo+ d * Δ1 +Δ2 = 30 + 10* (78 – 71) + ( 78 – 67 ) = 30+10*18 = 30+3,88=33,88 т.руб.

Наибольшее число предприятий имеет размер прибыли 33,88 т.руб.

                           Ef                                    365

                            2  -  Sme-1                                        2   - 116

  1. Ме = xo+ d *  f Me                  = 30 + 10 *      78          = 30 + 10 * 0.85 = 38,5 т.руб.

     Половина предприятий имеет прибыль до 38,5 т.руб.а 2я половина выше.

                T                    21.49

  1. γ = X * 100 % =  50.19 * 100 % = 42.81

 

τ = √σ2 = √462.01= 21.49

 

        E ((xi – x)2 * fi         132597.05


σ2 =    E * fi                    =     287           =   462.01

 

        E xi * fi                 14405

x =     E * fi         =      287   = 50.19


         

       γ  >  33 %

       42.81  > 33 %  совокупность неоднородная

 

 

                 x - Mo              50.19 – 33.88


  1. As =    τ        =         21.49           = 0.75


x  > Ме >  Mo = 50.19 > 38.5 > 33.88   правосторонняя ассиметрия.

 

 

 

 

 

 

 

График : 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

 

По данным таблицы 2,определить значения признаков с использованием цифр номера зачетной книжки студента. № - число,состоящее из 2х последних цифр зачетной книжки студента.

1. По среднему абсолютному приросту.

 

Год

Прибыль(тыс.руб.)

^

yt

1

55

55

2

63

55.714

3

53

56.428

4

45

57.142

5

70

57.856

6

90

58.57

7

65

59.284

8

60

59.998


 

 

        ^                _

y t = yt + Δ (t-1)

 

        _      yn –y1         60 – 55

Δ =    n-1    =   8 – 1    = 0.714

 

n = 8

 

Среднегодовой прирост  прибыли

 

        ^               

y1 = 55+ 0.714(1-1)=55

        ^               

y2 = 55+ 0.714(2-1)=55.714

        ^               

y3 = 55+ 0.714(3-1)=56.428

        ^               

y4 = 55+ 0.714(4-1)=57.142

        ^               

y5 = 55+ 0.714(5-1)=57.856

        ^               

y6 = 55+ 0.714(6-1)=58.57

        ^               

y7 = 55+ 0.714(7-1)=59.284

        ^               

y8 = 55+ 0.714(8-1)=59.998

 

2.По скользящей средней.

 

Год

Прибыль(тыс.руб.)

^

yt

 

t

 

yt

 

t2

^

yt

1

55

 

-7

-385

49

58.845

2

63

^       55+63+53

y1=        3         = 57

-5

-315

25

59.925

3

53

^      63+53+45

y2=        3         = 53.66

-3

-159

9

61.005

4

45

^      53+45+70

y3=        3         = 56

-1

-45

1

62.085

5

70

^      45+70+90

y4=        3         = 68.33

1

70

1

63.165

6

90

^      70+90+65

y5=        3         = 75

3

180

9

61.245

7

65

^      90+65+60

y5=        3         = 71.6

5

325

25

65.325

8

60

 

7

420

49

66.405


 

 

3.По методу наименьших квадратов

 

Ey=501

Eyt=91

Et2=168

 

         ^

yt = ao + a1t=62.625 + 0.54*tn

       Ey       501

aa =  n    =   8  = 62.625

       Eyt     91

a1=  Et2 =  168 = 0.54

 

yt 1=62.625 + 0.54*(-7)=58.845

yt 2=62.625 + 0.54*(-5)=59.925

yt3 =62.625 + 0.54*(-3)=61.005

yt4 =62.625 + 0.54*(-1)=62.085

yt 5=62.625 + 0.54*(1)=63.165

yt6 =62.625 + 0.54*(3)=64.245

yt 7=62.625 + 0.54*(5)=65.325

yt 8=62.625 + 0.54*(7)=66.405

 

 

 

 

 

График : 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Цепные показатели рядов динамики.

 

 

Год

Прибыль(тыс.руб.)

∆ Тр

Кр

Тр%

Тпр %

А1%п

1

55

-

-

-

-

-

2

63

8

1.14

114

14

0,57

3

53

-10

0.84

84

-16

0,625

4

45

-8

0.84

84

-16

0,5

5

70

25

1.55

155

55

0,45

6

90

20

1.28

128

28

0,71

7

65

-25

0.72

72

-28

0,89

8

60

-5

0,92

92

-8

0,625

Информация о работе Статистика товарного рынка