Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:35, курсовая работа
В сфере обращения происходят преобразования, которые в конечном итоге должны привести к формированию полнокровного рынка товаров (продуктов и услуг), созданию действенного рыночного механизма. Этому способствовали разгосударствление торгово-сбытовой системы и системы услуг, их демонополизация, приватизация и аукционирование, возникновение подлинных конкурентных отношений. Рынок призван связывать сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции между ними, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей.
Введение………………………………………………………………………3
Понятие рынка товаров и услуг……………………………………………4
Система показателей товарного рынка……………………………………6
Статистическое изучение коньюнктуры рынка………………………….9
Эластичность: общее понятие. Эластичность спроса по цене..18
Решение заданий….22
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………31
Иногда целесообразно использовать более сложные методы моделирования, в частности метод аналитического выравнивания, применяемый для получения уравнения (модели) тренда.
Интенсивность сезонных
колебаний измеряется с помощью
коэффициентов вариации. Иногда при
этом приходится исключать тренд (способом,
аналогичным расчету
Цикличность рынка - неотьемлемый компонент ры ночного механизма. Опыт рыночной экономики учит, что в своем развитии рынок проходит ряд циклов, сменяющих друг друга по принципу: подьем - спад - подьем и т.д. Подьем рынка приводит к его перенасыщению, кризису сбыта, его сменяет депрессия, деловой застой, которой постепенно переходит в оживление деловой активности. Эта смена циклов повторяется многократно.
Методика выявления цикличности рынка включает следующие принципиальные операции: на первом этапе отбираются параметры рынка, проявляющие наибольшие колебания. Строятся их динамические ряды, по возможности, за длительный период. В каждом из них исключается тренд, отражающий единую тенденцию к росту или снижению (так называемое вековое движение), а также сезонные колебания.
Остаточные ряды, отражающие только коньюнктурные или чисто случайные колебания, стандартизуются, т.е. приводятся к единому знаменателю, обеспечивающему их сравнимость. Затем определяется синхронность и взаимосвязь показателей с помощью расчета коэффициентов корреляции. Многомерность связи обеспечивается разбивкой показателей на однородные кластерные группы. Нанесенные на график кластерные оценки должны показать последовательность (лаг) изменений основных рыночных процессов и их движения по фазам коньюнктурных циклов.
Эластичность показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.
Эластичность спроса – это измеритель силы влияния какого-либо фактора н величину спроса. Основными видами эластичности спроса являются:
Эластичность спроса по цене – это степень изменения величины спроса в ответ на изменение рыночной цены на один процент.
Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента эластичности. Измерять реакцию величины спроса на изменение цены простым отношением приращения спроса к приращению цены (DQd :DP) нельзя. Одна из причин – масштаб цен. Если цены вырастут в 10 раз, то отношение DQd : DPуменьшится в 10 раз. Аналогичным образом этот показатель будет зависеть от единицы измерения величины Q. Хотя на самом деле реакция спроса могла остаться той же самой. Для измерения отношений спроса в зависимости от изменения цены в экономической теории используют относительные приращения. Отсюда и использование двух методов расчета эластичности: точечная и дуговая эластичность.
Точечная эластичность применяе
В тех случаях, когда приращение величин превышает 5%, а также, если у нас недостаточно данных и удалось, например, замерить две более или менее близкие точки на кривой спроса, то применяют для расчета коэффициент дуговой эластичности:
Qd - покупаемое количество блага;
Р – цена этого блага.
Эластичность спроса по цене будет всегда отрицательной величиной, так как при увеличении цены величина спроса уменьшается (числитель и знаменатель коэффициента эластичности имеют разные знаки). Однако для экономистов важно абсолютное значение этого коэффициента - ïEdpï, поэтому в начале формулы присутствует знак минус.
Эластичный спрос. Если Edp > 1., то спрос на товар является эластичным, то есть в значительной мере зависит от цены. Такая ситуация характерна для высококонкурентных рынков, когда покупатель легко может выбрать другого продавца с более низкой ценой. Например, спрос летом и осенью на овощи и фрукты или спрос на неквалифицированный труд. Продавца эта ситуация заставляет снижать цену, только так он может продать больше товара и увеличить выручку (сезонное снижение цен на сельскохозяйственные товары).
Неэластичный спрос. Если Edp < 1, то спрос на товар является неэластичным по цене, то есть при изменении цены величина спроса изменяется незначительно. Товарами и услугами, имеющими неэластичный спрос, являются, например, товары первой необходимости, большинство медицинских товаров и медицинских услуг, коммунальные услуги. Также чем меньше заменителей у товара, тем спрос на него менее эластичен.
Единичная эластичность. Если Edp = 1, то эластичность спроса по цене называется единичной. Угол наклона кривой предложения в этом случае равен 45 градусов.
Абсолютная неэластичность. Если Edp = 0, то спрос совершенно неэластичен по цене. При изменении цены спрос на товар остается неизменным. Так, например, необходимость в жизненно важной хирургической операции не меняется в зависимости от цены на нее.
Абсолютная эластичность. Если Edp ® ¥, то спрос совершенно эластичен по цене. Такая ситуация возможна, когда на рынке однородного товара цена устанавливается в результате взаимодействия множества продавцов и покупателей. При этом спрос на продукцию одного из продавцов можно считать совершенно эластичным: по этой цене он может продать любое количество товара, которое готов предложить. Таким образом, абсолютно эластичным предполагается спрос на рынке совершенной конкуренции, который будет рассмотрен в следующих темах.
Графики эластичности спроса по цене.
1. Edp > 1 – сильное изменение величины спроса по цене. Снижение цены с р1 до р2 вызывает значительное увеличение спроса с Q1 до Q2 ,а общая выручка РхQ возрастает.
2. Edp < 1 – слабое изменение величины спроса по цене. Снижение цены вызывает незначительный рост спроса, при этом общая выручка РхQпадает.
3. Edp = 1– единичная эластичность спроса по цене. Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса. Общая выручка остается неизменной.
4. На этом графике
показаны крайние
На эластичность спроса по цене влияют следующие основные факторы:
Решение Заданий:
Задание №1
По данным таблицы 1,определить значения признаков с использованием цифр номера зачетной книжки студента.№ - число,состоящее из 2х последних цифр зачетной книжки студента.
Определить моду,медиану,
Построить график,сделать выводы.
Группа предприятий(тыс.руб.) |
Число предприятий. |
Накопленные частоты |
Середина интервала |
xi * fi |
|
|
|
10-20 |
10+35=45 |
45 |
15 |
675 |
- 35,19 |
1238,33 |
55724,85 |
20-30(мод.интервал) |
71 |
116 |
25 |
1775 |
-25,19 |
634,53 |
45051,63 |
30-40(медиан.интервал) |
78 |
194 больше182.5 |
35 |
2730 |
-15,19 |
230,73 |
17996,94 |
40-50 |
67 |
45 |
3015 |
-5,19 |
26,93 |
1804,31 | |
50-60 |
55 |
55 |
3025 |
4,81 |
23,13 |
1272,15 | |
60-70 |
49 |
65 |
3185 |
14,81 |
219,33 |
10747,17 | |
∑=365 |
∑=14405 |
∑=132597,05 |
Δ1____ 78 – 71___________ 7
Наибольшее число предприятий имеет размер прибыли 33,88 т.руб.
Ef 365
2 - Sme-1
Половина предприятий имеет прибыль до 38,5 т.руб.а 2я половина выше.
T 21.49
τ = √σ2 = √462.01= 21.49
E ((xi – x)2 * fi 132597.05
σ2 = E * fi = 287 = 462.01
E xi * fi 14405
x = E * fi = 287 = 50.19
γ > 33 %
42.81 > 33 % совокупность неоднородная
x - Mo 50.19 – 33.88
x > Ме > Mo = 50.19 > 38.5 > 33.88 правосторонняя ассиметрия.
График :
Задание №2
По данным таблицы 2,определить значения признаков с использованием цифр номера зачетной книжки студента. № - число,состоящее из 2х последних цифр зачетной книжки студента.
1. По среднему абсолютному приросту.
Год |
Прибыль(тыс.руб.) |
^ yt |
1 |
55 |
55 |
2 |
63 |
55.714 |
3 |
53 |
56.428 |
4 |
45 |
57.142 |
5 |
70 |
57.856 |
6 |
90 |
58.57 |
7 |
65 |
59.284 |
8 |
60 |
59.998 |
^ _
y t = yt + Δ (t-1)
_ yn –y1 60 – 55
Δ = n-1 = 8 – 1 = 0.714
n = 8
Среднегодовой прирост прибыли
^
y1 = 55+ 0.714(1-1)=55
^
y2 = 55+ 0.714(2-1)=55.714
^
y3 = 55+ 0.714(3-1)=56.428
^
y4 = 55+ 0.714(4-1)=57.142
^
y5 = 55+ 0.714(5-1)=57.856
^
y6 = 55+ 0.714(6-1)=58.57
^
y7 = 55+ 0.714(7-1)=59.284
^
y8 = 55+ 0.714(8-1)=59.998
2.По скользящей средней.
Год |
Прибыль(тыс.руб.) |
^ yt |
t |
yt |
t2 |
^ yt |
1 |
55 |
-7 |
-385 |
49 |
58.845 | |
2 |
63 |
^ 55+63+53 y1= 3 = 57 |
-5 |
-315 |
25 |
59.925 |
3 |
53 |
^ 63+53+45 y2= 3 = 53.66 |
-3 |
-159 |
9 |
61.005 |
4 |
45 |
^ 53+45+70 y3= 3 = 56 |
-1 |
-45 |
1 |
62.085 |
5 |
70 |
^ 45+70+90 y4= 3 = 68.33 |
1 |
70 |
1 |
63.165 |
6 |
90 |
^ 70+90+65 y5= 3 = 75 |
3 |
180 |
9 |
61.245 |
7 |
65 |
^ 90+65+60 y5= 3 = 71.6 |
5 |
325 |
25 |
65.325 |
8 |
60 |
7 |
420 |
49 |
66.405 |
3.По методу наименьших квадратов
Ey=501
Eyt=91
Et2=168
^
yt = ao + a1t=62.625 + 0.54*tn
Ey 501
aa = n = 8 = 62.625
Eyt 91
a1= Et2 = 168 = 0.54
yt 1=62.625 + 0.54*(-7)=58.845
yt 2=62.625 + 0.54*(-5)=59.925
yt3 =62.625 + 0.54*(-3)=61.005
yt4 =62.625 + 0.54*(-1)=62.085
yt 5=62.625 + 0.54*(1)=63.165
yt6 =62.625 + 0.54*(3)=64.245
yt 7=62.625 + 0.54*(5)=65.325
yt 8=62.625 + 0.54*(7)=66.405
График :
3.Цепные показатели рядов динамики.
Год |
Прибыль(тыс.руб.) |
∆ Тр |
Кр |
Тр% |
Тпр % |
А1%п |
1 |
55 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
63 |
8 |
1.14 |
114 |
14 |
0,57 |
3 |
53 |
-10 |
0.84 |
84 |
-16 |
0,625 |
4 |
45 |
-8 |
0.84 |
84 |
-16 |
0,5 |
5 |
70 |
25 |
1.55 |
155 |
55 |
0,45 |
6 |
90 |
20 |
1.28 |
128 |
28 |
0,71 |
7 |
65 |
-25 |
0.72 |
72 |
-28 |
0,89 |
8 |
60 |
-5 |
0,92 |
92 |
-8 |
0,625 |