Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:35, курсовая работа
В сфере обращения происходят преобразования, которые в конечном итоге должны привести к формированию полнокровного рынка товаров (продуктов и услуг), созданию действенного рыночного механизма. Этому способствовали разгосударствление торгово-сбытовой системы и системы услуг, их демонополизация, приватизация и аукционирование, возникновение подлинных конкурентных отношений. Рынок призван связывать сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции между ними, ориентировать производство на удовлетворение нужд потребителей.
Введение………………………………………………………………………3
Понятие рынка товаров и услуг……………………………………………4
Система показателей товарного рынка……………………………………6
Статистическое изучение коньюнктуры рынка………………………….9
Эластичность: общее понятие. Эластичность спроса по цене..18
Решение заданий….22
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………31
Показатели финансово-
Показатели социально-
Обобщающие показатели
социально-экономической и фина
Приведенная система показателей товарного рынка базируется на категориях и законах экономической теории, что обеспечивает ее научную обоснованность и надежность.
Статистическое изучение коньюнктуры рынка
Термин "коньюнктура" происходит от лат. "conjungo" - соединяю, связываю. Коньюнктура рынка, или рыночная коньюнктура, - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или за ограниченный отрезок времени.
Коньюнктура - сложное
и быстро меняющееся явление. Она
складывается из множества единичных
элементов и действий, развитие которых
подчиняется вероятностным
Коньюнктура рынка
имеет четыре принципиальные
отличительные черты (или свойс
Рынок, масштабы которого складываются в пространстве, развивается во времени. Динамичность - важнейшее свойство рынка, его способность обновляться, расти или сокращаться либо оставаться стабильным.
Пространственное ограничение рынка проявляется, во-первых, в числе его участников; во-вторых, в обьеме сделок (оборот рынка); в-третьих, в его иерархической структуре. Различают четыре уровня иерархической структуры рынков: международный, федеральный, региональный, муниципальный (местный).
Стихийность ррынка, хотя и ограниченная в определенных пределах маркетинга, остается его главным признаком. Она как бы заложена в рыночный механизм. Изменения основных параметров рынков на некоторых отрезках времени происходят с различной скоростью и интенсивностью, что и приводит к кратковременным или более долгосрочным нарушениям в пропорциональности рыночного процесса, к отклонениям от основной тенденции развития. Стремление спроса и предложения к сбалансированности проявляется всего лишь как тенденция, преодоление возникающих диспропорций, постоянные колебания во времени и пространстве (как географическом, так и экономическом). Поскольку рынок по своей сути склоненк стихийности, следовательно, его параметры подвержены колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся (цикличным и сезонным), очень гибок в своем развитии, чутко реагирует на многие социально-экономические воздействия, более того, весьма зависим от политических и психологических влияний, слухов, паники и т.п. Размах и длительность этих колебаний обусловлены комплексом и сочетанием разнообразных факторов и сил окружающей среды маркетинга.
Поэтому оценки динамики,
колеблемости и характеристики цикла
развития, градуирование состояния
рынка представляют собой необходимое
условие маркетинговой
Состояние рынка модно охарактеризовать через систему количественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. Перечислим основные показатели коньюнктуры рынка:
Приведенная система
показателей коньюнктуры рынка
позволяет всесторонне
Коньюнктура товарного
рынка является составным
Оценки рыночной коньюнкуры выставляются на основе комбинирования рыночных индикаторов. К рыночным индикаторам относятся: поступление товаров (поставка или в качестве альтернативы обьем производства),продажа товаров (товарооборот в стоимостных или натуральных единицах), товарные запасы (в стоимостном выражении или в днях оборота), цены (в денежных единицах или в отношении к доходу), прибыль (или рентабельность). Число рыночными индикаторами являются не статичные показатели, а из темпы роста (динамические индексы).
Неформальными коньюнктурными оценками являются характеристики покупательских настроений, отражающие тенденции оживленности рынка и инфляционных ожиданий, предсказывающих изменение цен. Обе эти характеристики базируются на основе опросов как самих потребителей, так и предпринимателей, выступающих на рынке в качестве продавцов.
При изучении коньюнктуры
применяется ряд математико-
Исследование коньюнктуры
рынка начинается с характеристики
потенциала рынка, определяющего возможности
товарного предложения и
В развернутом виде формула производственного потенциала (потенциала товарного предложения) на определенный период имеет следующий вид:
Q = Суммаn i (Ni * Wi * Di * Ri * [Тпр.цен * Эр] * К) - В - Сu , где
Ni - производственное предприятие или группа предприятий, выпускающих i-й товар;
Wi - средняя мощность предприятия (группы предприятий) по выпуску i-го товара;
Di - средняя степень загрузки производственных мощностей;
Ri - степень обеспечения производства ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;
[Тпр.цен * Эр] - поправка на изменение оптовых цен, где Тпр.цен - темп прироста цены, а Эр - коэффициент эластичности предложения от цен на сырье и готовые изделия;
К - поправка на конкуреитноспособность товара;
В - внутреннее производственное потребление (по нормативу);
Сu - конкурирующий импорт;
n - число i-х производственных предприятий.
В процессе формирования каналов товародвижения можно использовать более простую (частную) модель производственного потенциала:
Q = ån i [(qij * [ Тпр.цен * Эр]) - B] , где
qij - обьем i-й продукции, запланированной к выпуску на j-м производственном предприятии в соотвествии с портфелем заказов;
n - число j-х предприятий, с которыми заключен (или предполагается заключить) контракт на поставку i-го товара.
Пример. На предприятии А запланирован выпуск и поставка 2000 единиц продукции (за вычетом внутреннего потребления). Цены на продукцию снизились на 10 %. Коэффициент эластичности предложения равен +3, т.е. при увеличении цен на 1% предложение вырастет на 3% (при снижении цен, естественно, сократится на 3%). Поправка на изменение цен составит: 10 (прирост цены) * 3% = 30%. Это означает, что продавец (производитель) может сократить поставку на 30% и отгрузить всего 1400 единиц продукции.
Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка.
Емкость рынка - количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок при данных условиях.
Емкость рынка можно исчислить по балансовому методу:
V - емкость рынка;
Q - производство товара;
Z - остаток товарных запасов;
E - экспорт;
I - импорт.
Однако данный метод не дает достаточно полного представления о покупательском спросе, так как нет учета отдельных видов товаров, дифференциации половозрастной структуры населения, доходов и т.д.
Развернутая формула емкости потребительского рынка имеет следующий вид:
Епотреб. = åni [(Si * Пi * [ Тпр.цен * Эiр] * [ Тпр.дохода* Эiд]) + Дстоим. - (Н - Иф - Им)] - А - С, где
Епотреб. - емкость потребительского рынка;
Si - численность потребителей i-й социальной или возрастной группы;
Пi - потребление на душу в i-й группе потребителей в базисном периоде;
Тпр.цен и Тпр.дохода - темпы прироста соответственно цен и дохода;
Эiр - эластичность спроса i-й группы население от изменения цен;
Эiд - эластичность спроса i-й группы населения от изменения доходов;
Дстоим. - искусственно стимулированный прирост спроса, в частности за счет продажи товаров в рассрочку;
Н - насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей);
Иф и Им - износ товара, физический и моральный соответственно;
А - альтернативные нерыночные формы потребления (например, потребление продуктов собственного прозводства), а также потребление товаров-заменителей;
С - часть рынка, захваченная конкурентами, в том числе импортерами;
N - число i-х групп потребителей.
В основе формулы лежит зависимость обьема потребления от числа потребителей (при прочих равных условиях):
Необходимость выделения групп потребителей связана с дифференциацией спроса по социальному и половозрастному признакам. Эти различия определяются с помощью специальных обследований (в частности, по данным панельных обследований или государственной статистики бюджетов домохозяйств).
Показатель насыщенности рынка играет самостоятельную роль в анализе рыночной ситуации. Он указывает на степень обеспеченности населения товарами потребительского назначения.
В статистике соотношение
спроса и предложения (с некоторой
степенью точности) устанавливается
с помощью баланса спроса-