Уровень жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей . Основа закона- тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии..4
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты…………………………………………………………………4
1.2 Показатели качества жизни.……………………………………………..7
1.3 Критерии качества жизни……………………………………………….10
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны…………………………………………………………………….13
2. Качество жизни в Российской федерации……………………………….17
2.1 Тенденции в социально - экономическом развитии России…………..17
2.2 Политика правительства России по повышению качества жизни населения………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.36 Кб (Скачать)

В России теневая  экономика особенно актуальна, во - первых потому, что масштабы теневых  операций составляют по различным оценкам 25-40 ( или более ), может, они уже превысили этот порог, за которым теневая экономика начинает выступать как самостоятельный фактор, дезъинтегрирующий хозяйственную систему и берущий на себя выполнение её наиболее важнейших жизненных функций. Более того, в последние годы происходит процесс институализации теневой экономики.

Само существование  теневой экономики влечет за собой  ряд конкретных негативных социально - экономических последствий ( снижение реальных доходов и уровня жизни населения, снижение производственного потенциала, инвестиционный спад, отсутствие внутренних источников накопления, дезорганизация финансовой и денежной системы, кризис в сфере социально - экономического управления). В - третьих, теневая экономика негативным образом сказываетсяна социальной стабильности общества, влияет на будущий экономический, социальный и политический порядок.

Раскол хозяйства  на легальный и нелегальный сектор « оказывает негативное влияние  на экономику в целом, выражающееся в снижении производительности, неэффективности  налоговой системы, удорожанием  коммунальных услуг, замедление технического прогресса и многочисленных трудностях в формулировании макроэкономической политики.»

Имеет явление такой  парадокс неформальных заработков, которые  имеют в среднем такую же величину, как и в формальном секторе, а  то и выше. Главная причина заключается  в том, что участники теневой  экономики не однородны в классовом  отношении. Они предлагают различать  собственно наформальных рабочих, которые трудятся без договорной организации и правовой защиты, и неформальных предпринимателей, организующих работу по контрактам с формальным сектором. Заработки неформальных рабочих в среднем значительно ниже, чем в легальной экономике. Зато заработки неформальных предприятий хотя и неустойчивы, но могут быть значительно выше.

Ключевым критерием  при различении формального и  неформального труда является наличие  или отсутствие фиксированного вознаграждения.

Существует 3 группы доходов горожан:

А) Формальные доходы- зарплата в государственном и частном секторах , трансфертные платежи.

Б) Законные неформальные доходы - от занятости в первичном (с х), вторичном ( работ по контрактам или самостоятельно - ремесленники, сапожники, портные), и третичном ( строительство, транспорт, крупная и мелкая торговля).

С) Незаконные неформальные доходы - от услуг и трансфертов. 

Факторы, определившие масштабность и степень распространения  теневой экономики в России в  период реформ, исследователи делят  на 2 группы: «фоновые», присущие Российской экономике ещё со времени существования  СССР, и факторы относительно краткосрочные, действующие в течение определенного  периода времени. 

К числу 1 относятся  традиции противостояния граждан государству, в рамках которых не законосообразное по отношению к государству поведение  граждан, то есть обман ими государства  в той или иной форме. В основе этих традиций лежит характерный  для России экономический феномен - использование государственного имущества  в целях повышения личных доходов  наемных работников. 

2 фактор, возникший  с разрушением партийно - государственных структур СССР, резкое снижение уровня и действенности защиты государством легальной собственности колхозов. 

Всех исследователей, анализирующих социально - экономическую  роль теневого сектора и следствия  его функционирования в экономике  можно разделить на 2 группы. 

Кто требует подавления теневой экономики и тех, кто  считает возможный избирательный  подход к «теневикам», учитывая двойственный характер их воздействия на экономику. 

Позитивные функции  определяются участием в нем значительной части населения, что позволило  компенсировать снижение или полную утрату доходов по сравнению с  уровнем дореформенного периода. Занятость  в теневой экономике способствовала смягчению социальной напряженности, вызванной реформированием экономики. Кроме того, этот сектор внес существенный вклад в насыщение потребительского рынка товаров и услуг в  натуральном выражении и оказал воздействие не уровень потребительских  в сторону его понижения. 

Негативные социально - экономические функции теневой  экономики концентрируются по 2-м  основным направлениям: формирование расширенной экономической базы организованной преступности и сохранении доходов государственного бюджета. 

Что касается отдельных  социально - экономических последствий  функционирования теневой экономики, то вот наиболее важные из них: 

1.Снижение реальных  доходов и уровня жизни населения.  Свыше 33 населения получает доходы ниже прожиточного минимума, который сильно занижен. Это делает значительную часть населения потенциальным источником трудовых ресурсов криминальной среды, следовательно, снижение уровня жизни части населения, практически исключенного из участия в реальных экономических процессах. 

2.Инвестиционный  спад, отсутствие внутренних источников  накопления. Идет процесс снижения  объема капитальных вложений, умещение  их в структуре вложений в  производство. Дезориентация финансовой  и денежной системы. В условиях  разбалансированности современной  Российской экономике произошел  массовый перелив капитала из  производственной сферы сферу  обращения с последующим переводом  значительной его части за  рубеж. 

3.Кризис в  сфере социально - экономического  управления. Отказавшись от методов  централизованного управления, государство  практически устранилось от участия  в регулировании социальных и  экономических процессов. Запущен  механизм казнокрадства, не только  скрытного, но и легального. Фактически  ликвидирован механизм контроля  власти со стороны общества. Ни  парламент, ни общественные организации  не контролируют сегодня структуры  исполнительной власти и не  препятствуют распределению собственности  и бюджетных средств. 

Сегодня в экономике  России наблюдается 2 тенденции: криминализация всей экономической системы, особенно сферы предпринимательства, и коммерцизация преступной сферы. В подобном случае нет смысла выделять теневую экономику как специфическую сторону экономической жизни общества, поскольку криминализируется вся система экономических отношений. 

Предпринимателям  выгодно нанимать дешевых «нелегалов», так как не приходится делать отчисления в страховые и социальные фонды. Нелегальным рабочим такое положение  выгодно, так как они получают больший доход, чем на родине. 

Государство не получает при этом налогов ни от кампаний, нанявших нелегальных рабочих, ни соответственно от самих нелегальных  рабочих. 

Разработать единый рецепт борьбы с теневой экономикой невозможно. Для выработки рекомендаций необходимо произвести обще - экономический  анализ её правовой и налоговой политики, учитывающий этническую специфику  страны, особенности её исторического  и экономического развития. При этом за частую возможен разумный экономический компромисс с теневой экономической деятельностью, так как полностью её учесть не возможно и лишь соответствующие изменения в налоговом законодательстве могут стимулировать её легализацию. 

2. Качество жизни  в России и пути его улучшения. 

2.1Тенденции  в социально - экономическом развитии  России. 

Тенденцией роста  численности занятых экономической деятельностью отмечается с 1998 года. Прирост численности занятых в экономике за 1998-2001 годы составил 1,4 млн. человек. Численность занятых в экономике в 2001 году, по сравнению с 1998 годом, увеличилась на 2,2. 

Финансово - экономический  кризис 1998 года крайне обострил ситуацию с безработицей. Только с 2000 года стало  отмечаться устойчивое снижение общей  численности безработных, рассчитанная по методологии МОТ. Общая численность безработных уменьшилась 8,6 млн. человек в 1998 году до 6,4 млн. человек в 2001 году. Уровень общей безработицы варьировал в пределах 1998 года - 11,9, 1999 года - 12,7, 2000 года - 10,4, 2001 года - 9 к экономически активному населению. 

Уменьшение численности  безработных, зарегистрированных в  службе занятости, в 1999 - 2000 годах ( с 1,6 млн. чел. до 1,1 млн. чел) объясняется в первую очередь увеличением спроса на рабочую силу (появлением новых рабочих мест в различных сферах экономик) и активизацией деятельности органов службы занятости, а так же отсутствием стимулов у граждан к регистрации в качестве безработных из - за задержки выплат пособий по безработице. 

 В настоящее  время процессы сокращения регистрируемой  безработицы замедлились, и в  2001 году численность регистрируемых  безработных составила 10,1 млн.  человек. 

За 2001 год номинальная  начисленная среднемесячная заработная плата составила 3283 рубля и возросла по сравнению с 1998 годом в 3,1 раза. 

В 2001 году удалось  компенсировать последствия падения  реальной заработной платы в результате роста потребительских цен вследствие кризиса 1998 года. Реальная заработная плата в 2001 году составила 98 от уровня 1998 года. 

Основой позитивных тенденций в сфере оплаты труда  стало благоприятное развитие макроэкономической ситуации в стране, рост промышленного  производства, улучшения финансового  состояния предприятий и организаций. 

Увеличению заработной платы в первую очередь способствовали принятые решения о повышении  минимальных государственных гарантий по оплате труда, заработной платы работников бюджетной сферы. 

На рост заработной платы позитивное влияние оказало  снижение издержек в связи с введением  с января 2001 года единой подоходной ставки подоходного налога, регрессивной шкалы отчислений в государственные  внебюджетные фонды. 

В результате среднемесячная начисленная заработная плата в 2001 году превысила величину прожиточного минимума трудоспособного населения  в 2 раза против 1,7 раза в 2000 году, 1,4 раза в 1999 году и 1,7 раза в 1998 году. 

В течение всего  периода сохранялась высокая  дифференциация в заработной плате  между отраслями, регионами, отдельными предприятиями и категориями  работающих. 

Уровень заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и искусства  составил к её уровню в промышленности в ноябре 2001 года 44, 41 и 44,( в ноябре 2000 - соответственно 45, 42 и 42, в ноябре 1999 года - соответственно 48,45, 44). 

Ситуация с  задолженностью по выплате заработной платы в 2001 году кардинально изменился  в лучшую сторону. По состоянию на 1 января 2202 года суммарная задолженность  по заработной плате равнялась 29,9 млрд. рублей, что составляет 38,8 от уровня задолженности на 1 января 1999 года, в  том числе по производственным отраслям - 44,7, а по отраслям социальной сферы - 19,7. 

Величина прожиточного минимума за 1999 - 2001 годы в целом по Российской Федерации увеличилась  в 2,6 раза в соответствии с ростом потребительских цен и составила  в 2001 году 1500 рублей, в том числе  трудоспособного населения - 1629 рублей. Пенсионеров - 1144 рубля и детей - 1499 рублей. 

За этот период в структуре прожиточного минимума населения наметилась тенденция  к снижению доли расходов населения  на продукты питания, при относительно стабильной доле расходов на непродовольственные  товары. Это связано с опережающим  ростом потребительских цен на платные  услуги, доля которых в расходах населения повышается. 

Наметилась тенденция  к снижению численности населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2001 году она  составила 39,9 млн. чел ( 27,6 от общей численности населения) против 44,3 млн. человек (30,2от общей численности населения) в 1998 году. 

Соотношение доходов 10 наиболее обеспеченного и 10 наименее обеспеченного населения снизилось  до 13,8 в2001 году и 2000 году против 14 раз  в 1999 году. Дифференциация доходов по уровню доходов по - прежнему остаётся высокой. 

Отличительной особенностью современного этапа развития России является то, что помимо социальной бедности с традиционными категориями  населения - многодетными семьями, неполными  семьями, неполными семьями с  детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами - является высокой экономическая  бедность, когда работоспособные  граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из - за низкого уровня доходов населения. 

Информация о работе Уровень жизни