Уровень жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей . Основа закона- тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии..4
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты…………………………………………………………………4
1.2 Показатели качества жизни.……………………………………………..7
1.3 Критерии качества жизни……………………………………………….10
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны…………………………………………………………………….13
2. Качество жизни в Российской федерации……………………………….17
2.1 Тенденции в социально - экономическом развитии России…………..17
2.2 Политика правительства России по повышению качества жизни населения………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.36 Кб (Скачать)

Наиболее распространенной формой адресной социальной поддержки  населения являются пособия семьям, имеющим детей. С августа 1999 года выплата ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного федеральным  законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», производится адресно, то есть указанное пособие предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. 

В 2001 году текущие  выплаты осуществлены в полном объёме. В результате у регионов появилось  больше возможностей для погашения  накопившейся в предыдущие годы задолженности  по выплате пособий. 

По данным Минфина  России, на 1 января 2002 года в целом  по России задолженность по пособиям на детей имеется в 50 субъектах  Российской Федерации, но общий объём  её сократился до 17,7 млрд. рублей против 23,9 млрд. рублей на начало года. 

Состояние социально-культурной сферы в 1998 году характеризовалось  как не удовлетворительное из-за сложившегося ряда проблем 

-Существующего  разрыва между обязательствами  государства и реальными финансовыми  возможностями их обеспечения; 

-Низким уровнем  заработной платы для работников  социальных отраслей; 

-Износа материально-технической  базы учреждений социальной сферы  и несоответствия оказываемых  услуг потребностям населения; 

-Недостаточность  отработки механизмов привлечения  внебюджетных источников на содержание  учреждений социальной сферы. 

Решение проблем  сферы социальных услуг осуществлялось в рамках реализации мероприятий  ряда социальных отраслевых федеральных  целевых программ. 

Начиная с 2000 года, наметился рост объёмов государственных  капитальных вложений по отраслям социально-культурной сферы. 

Объёмы государственных  капитальных вложений, предусмотренные  в федеральном бюджете только в 2001 году, позволили достичь уровня 1998 года. 

К числу позитивных тенденций развития сферы социальных услуг в 1999-2001 годах можно отнести  следующие: 

-Обновление  материально-технической базы учреждений  социальной сферы за счёт увеличения  расходов бюджетных уровней на  социально-культурную сферу; 

-Развитие частных  коммерческих и некоммерческих  образовательных, медицинских и  санитарно-курортных организаций,  организаций культуры, ,физической культуры и спорта; 

-В здравоохранении  осуществлялись меры по внедрению  территориальных программ государственных  гарантий оказания гражданам  Российской Федерации бесплатной  медицинской помощи. 

Наряду с достигнутыми позитивными результатами сохранились  и негативные тенденции: 

-Недостаточные  темпы реструктуризации учреждений  социальной сферы; 

-Низкое качество  социальных услуг, оказываемых  населению на бесплатной основе; 

-Неконтролируемое  замещение бесплатных социальных  услуг платными; 

-Возрастание  регионального и социального  неравенства в обеспечении населения  услугами образования, здравоохранения  и культуры. 

Крайне негативное влияние на область образования  оказал финансовый кризис 1998 года. В  результате этого ухудшилось состояние  материально-технической базы, не проводилось  обновление парка учебно-лабораторного  оборудования, не пополнялись фонды  библиотек образовательных учреждений. 

В силу демографических  причин в 2001 году по сравнению с 1999 годом  сократился контингент обучающихся  в общеобразовательных учреждениях  на 9, численность обучающихся в  учебных заведениях начального профессионального  образования увеличилась на 60 тыс. человек по сравнению с 1999 годом, численность студентов в учреждениях  высшего профессионального образования  всех форм собственности возросла к 2001 году на 5,6 по сравнению с 1999 годом. В 2001 году количество общеобразовательных учреждений сократилось по сравнению с 2000 годом на 0,4 и составило 65665 школ, в которых обучается 19,19 млн. детей, что на 3,3 меньше числа обучающихся в прошлом году. 

Принята Федеральная  программа развития образования  и национальная доктрина развития образования, определившие долгосрочную перспективу  и приоритеты в развитии отрасли. Проводилась большая работа по созданию и внедрению общеобразовательных  стандартов, разработке новых учебников  и учебно-методических материалов. 

Основной целью  государственной политики в области  здравоохранения является улучшение  состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности  медицинской помощи путём создания правовых, экономических и организационных  условий предоставления медицинских  услуг, виды, качество и объёмы которых  соответствуют уровню заболеваемости и потребности населения, современному уровню развития медицинской науки, а так же ресурсам, которыми распологают государство и граждане. 

Постановлением  Правительства от 24,07,2001 года « О  программе государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи» в указанную  программу внесены изменения  и дополнения, направленные на усиление роли амбулаторно-поликлинического звена  в системе медицинской помощи и развитие сети дневных стационаров  как формы стационарозамещающих технологий, что приведёт к сокращению расходов на дорогостоящее стационарное лечение (в настоящее время в среднем по России на содержание стационаров расходуется более60 финансовых средств, направляемых в здравоохранение, несмотря на то, что динамика показателей обеспеченности стационарными койками и амбулаторными поликлиническими учреждениями в целом соответствует поставленным задачам по реконструкции стационарной помощи, процесс реформирования идёт крайне медленно.). 

Продолжается  дальнейшая работа по совершенствованию  оказания медицинской помощи и санаторно-курортных  услуг, утверждены отраслевая программа  развития сёстринского дела в России и Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации. 

Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования за 3 послекризисных года возрос на 34,4. Наиболее динамично инвестиции в основной капитал росли в 2000 году, когда они увеличились на 17,4(в 1999 году-на 5,3 и 2001 году-на 8,7) по отношению к предъидущему году.  

В 2001 году темпы  роста инвестиций в основной капитал  замедлились в связи с некоторым  ухудшением финансового положения  промышленных предприятий и замедлением  темпов роста реально располагаемых  денежных доходов населения.  

Степень износа основных фондов крупных организаций  к началу 2001 года 47,2, в том числе  машин и оборудования-62,9, а транспортных средств-59,3. 

С 1999 по2001 год  государственные капитальные вложения увеличились с 6,05 млрд. рублей до 41,5 млрд. рублей. Улучшилось финансирование государственных капитальных вложений. Так, если в 1999 году финансирование составило 90,2 от установленного лимита, то в 2001 году 96,5. 

Выполненный объём  работ по договорам строительного  подряда за 1999-2001 гг. увеличился по сравнению  с 1998года на 30. В 2001 он составил737,5 млрд. рублей, или 109,9 к уровню 2000 года. 

За 1999-2001 годы было введено жилых площадью 93,4 млн. кв. метров. 

По итогам 2001 года объём накопленных иностранных  инвестиций в российской экономике  составил 35,6млрд.$, в том числе  прямые инвестиции-18,2млрд. долл., портфельные  инвестиции-1,2 млрд. долл. И прочие инвестиции-16,2 млрд. долларов. 

2.2 Политика правительства  России по обеспечению повышения  качества жизни населения.  

Правительство определило чёткие задачи во всех областях экономики и социальной сферы, которые  начали реализовываться в 1999-2001 годах  и будут оставаться важнейшими направлениями  деятельности Правительства как  в краткросрочной так и в среднесрочной перспективе. 

Важнейшим приоритетом  правительственной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего  образование и здравоохранение. Начиная с 2000 года, каждый год в  рамках федерального бюджета повышается объём средств, выделяемых на эти  сферы. В связи с этим в образовании  одной из важнейших мер станет повышение эффективности использования  средств, выделяемых на образование  из бюджетов всех уровней, продолжение  эксперимента по внедрению единого государственного экзамена, в здравоохранении - разборка программы обязательного медико-социального страхования. 

Важными приоритетами политики Правительства в сфере  трудовых отношений, занятости и  миграции являются создание современного трудового законодательства, отвечающего  требованиям динамично развивающейся  рыночной экономики, гармонизация интересов  и работников, работодателей, создание цивилизованной системы решения  трудовых споров. Главный шаг в  этом уже сделан- принят Трудовой кодекс. Важными задачами являются реализация его на практике и стимулирование работодателями улучшения охраны труда. 

В условиях сложившихся  негативных демографических тенденций (старение населения, снижение в ближайшем  будущем доли трудоспособного населения) важнейшим приоритетом политики правительства является обеспечение  устойчивой системы пенсионного  обеспечения населения при росте  реального дохода пенсионеров. 

В сфере социальной поддержки в числе важнейших  приоритетов деятельности Правительства  были и остаются снижение масштабов  бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности. В 2000 и 2001 году политика Правительства в этой сфере была направлена на рост реальных доходов, поддержку малоимущих семей - многократно индексировались заработная плата бюджетников и пенсии пенсионеров.  

В сфере модернизации экономики приоритетными направлениями  являются меры по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, окончательное решение земельного вопроса, продолжение реформирования естественных монополий, создание условий  для широкого развития малого бизнеса, проведение банковской реформы. Для  стимулирования процесса притока инвестиций необходимо принять комплекс дополнительных мер по улучшению инвестиционного  климата. 

Принятие в 2001 году ряда поправок в корпоративное  законодательствов насыщение потребительского рынка товаров и услуг в натуральном выражении и оказал воздействие не уровень потребительских в сторону его понижения. 
 

Негативные социально - экономические функции теневой  экономики концентрируются по 2-м  основным направлениям: формирование расширенной экономической базы организованной преступности и сохранении доходов государственного бюджета. 

Что касается отдельных  социально - экономических последствий  функционирования теневой экономики, то вот наиболее важные из них: 

1.Снижение реальных  доходов и уровня жизни населения.  Свыше 33 населения получает доходы  ниже прожиточного минимума, который  сильно занижен. Это делает  значительную часть населения  потенциальным источником трудовых  ресурсов криминальной среды,  следовательно, снижение уровня  жизни части населения, практически  исключенного из участия в  реальных экономических процессах. 

2.Инвестиционный  спад, отсутствие внутренних источников  накопления. Идет процесс снижения  объема капитальных вложений, умещение  их в структуре вложений в  производство. Дезориентация финансовой  и денежной системы. В условиях  разбалансированности современной  Российской экономике произошел  массовый перелив капитала из  производственной сферы сферу  обращения с последующим переводом  значительной его части за  рубеж. 

3.Кризис  в сфере социально - экономического  управления. Отказавшись от методов  централизованного управления, государство  практически устранилось от участия в регулировании социальных и экономических процессов. Запущен механизм казнокрадства, не только скрытного, но и легального. Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. Ни парламент, ни общественные организации не контролируют сегодня структуры исполнительной власти и не препятствуют распределению собственности и бюджетных средств. 

Информация о работе Уровень жизни