Акцизы. Налоговая нагрузка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

в контрольной работе будет рассмотрен один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы, а именно проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов, но не определены ни временные, ни нормативные рамки этого процесса. Для начала целесообразно изучить данное явление, предпосылки его возникновения и методики его расчета.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3


Глава 1: Акцизы……………………………………………………………………5

1.История налога……………………………………………………………..……5
2.Становление и значение акциза…………………………………………...……8


Глава 2: Налоговая нагрузка……………………………………………………..14

2.1. Налоговая нагрузка и ее сущность……………………………………...……14

2.2. Методики расчета налоговой нагрузки………………………………………16


Заключение……………………………………………………………………...…21


Список литературы.................................................................................................22

Работа содержит 1 файл

Налоги.doc

— 112.00 Кб (Скачать)
  1. ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета;
  2. ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам из  бюджета по оплате отпусков по болезни;
  3. т.д.

       В то же время не должна облагаться акцизами эротическая продукция по одной  простой причине, что потребление  последней не приводит к дополнительным бюджетным расходам.

       Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

       Например  оптимальная ставка акциз на сигареты рассчитывается следующим образом: 

       Экстерналии в расчете  на одну пачку сигарет1:
       Медицинское обслуживание        -0,37
       Отпуск по болезни        -0,00
       Групповые страховки        -0,06
       Питание и уход        +0,25
       Пенсия по старости        +1,84
       Ущерб от пожаров        -0,01
       Подоходный налог         -0,61
       Итого чистые экстерналии         +1,03
 

       Важным  моментом этой методики является то, что  подсчитываются не только отрицательные эффекты, но и экономия, получаемая обществом от употребления сигарет. Общество экономит 58 центов на том, что средняя продолжительность жизни курильщиков значительно ниже, и, следовательно, общество экономит на расходах по уходу за престарелыми, а также 1,84 доллара на пенсии по старости. Как это ни парадоксально звучит, но исходя из расчетов изложенных в таблице, в действительности налогоплательщикам выгодно наличие курильщиков в обществе, т.к. это приносит около 1 доллара чистой положительной экстерналии на каждую проданную пачку. Таким образом, обложение акцизами сигарет нецелесообразно.

       Данная  методика наглядно демонстрирует 3-ю  функцию акцизов, выражающуюся в справедливом обложении налогами товаров, употребление которых приводит к дополнительным бюджетным расходам.

       Очевидно, что экономическая сущность каждого  конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.

       Алкоголь  – необычный товар. Он играет различные  роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во все культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

       Подтверждением  этих слов является исследования, проведенные  в Европе, например, как бары влияют на политические взгляды избирателей. В частности, выяснилось, что рестрективная политика государства по отношению к одним алкогольным напиткам при параллельном поощрении других приводит к изменению политических предпочтений электората.

       Неумеренная политика государство в направлении  уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

       Обложение акцизами легковых автомобилей носит  исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые  автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным товарам ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…» Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

       Плательщиками акцизов по российскому законодательству являются продавцы подакцизных товаров. Тем не менее, акцизы зачастую называют «скрытыми» или «косвенными» налогами, поскольку обычно они перекладываются с продавцов не потребителей через более высокие цены, т.к. во многих случаях умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях мало хороших товаров заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2: Налоговая нагрузка 
 

   2.1. Налоговая нагрузка  и ее сущность. 

   В настоящее  время в Российской Федерации  не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия  и его финансовое состояние. Вместо него применяются следующее понятие: «налоговая нагрузка».

     Налоговая нагрузка – это одно из понятий, применяемых для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия.

     влияния налоговых платежей на финансовое состояние  предприятия.

     Многие  государственные органы (например, Минфин России и Росстат) рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. В данном случае рассчитывается отношение реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и ВВП страны. Считается, что для эффективного функционирования экономики он не должен превышать 30-50%.

     Применительно к отдельному хозяйствующему субъекту (налогоплательщику) налоговая нагрузка - это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.

     Величина налоговой нагрузки зависит от множества факторов – от вида деятельности и формы ее осуществления, налогового режима, организационно-правовой формы предприятия и особенностей налогового и бухгалтерского учета, закрепленных в учетной политике.

     Расчет  налоговой нагрузки имеет важную для организации цель — это  прогнозирование налогового бремени  на будущий период. Деятельность организации обычно не стоит на месте - одни направления «сворачиваются», другие развиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка может изменяться.

     Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельности организации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих на порядок исчисления и уплаты налогов. Для больших предприятий важно прогнозировать налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какой объем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности.

     На  основании этого можно сделать  вывод о том, сколько средств  останется «свободными», например, для инвестирования. Дополнительно  можно рассчитать долю налогов в  выручке, прибыли, зарплатных налогов  в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

     Для планирования налогового бремени важно отслеживать изменения налогового законодательства с целью использования различных налоговых льгот и других предусмотренных законодательством способов уменьшения налогового бремени. Целью является в первую очередь соблюдение баланса интересов государства и организации. То есть организация вправе использовать предусмотренные законодательством способы оптимизации налоговых платежей и тем самым снизить налоговую нагрузку.

     Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Наиболее «трудными» являются налоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частично перелагаемые на конечного потребителя.

     Налоговая нагрузка применяется для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия.

     Такой показатель зависит от множества  факторов: начиная от вида деятельности (что лежит в основе классификации  налоговых органов) и заканчивая особенностями ведения налогового и бухгалтерского учета.

     В перечень уплачиваемых налогов входят все без исключения налоги и обязательные платежи организации в бюджет и во внебюджетные фонды.

     Рассматривая  состав источников средств для уплаты налогов необходимо, прежде всего, отметить их возможное несовпадение с налогооблагаемой базой (например по имущественным налогам).

     Источником  уплаты может быть только доход предприятия  в его различных формах, а именно:

     - выручка от реализации продукции  (работ, услуг) – для НДС  и акцизов;

     - себестоимость продукции с последующим  покрытием расходов из выручки от реализации – для земельного и социального налогов;

     - прибыль предприятия в процессе  ее формирования – для налога  на имущество и налогов с  оборота;

     - прибыль организации в процессе  ее распределения – для налога  на прибыль;

     - чистая прибыль предприятия – для экономических санкций, вносимых в бюджет, некоторых местных налогов и лицензионных сборов. 

     2.2. Методики расчета  налоговой нагрузки 

     Методик, определяющих налоговую нагрузку на организацию, много: их отличие состоит  в том, что они используют разные:

     1) исходные величины, с которыми  соотносится сумма налогов (имущественное  состояние предприятия, результаты  его хозяйственной, финансовой  и инвестиционной деятельности);

     2) наборы принимаемых в расчет  налогов;

     3) счетные методики.

     Цель  методики определения налоговой нагрузки – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, использующих разные налоговые режимы, находящихся в разных налоговых системах, в том числе в условиях разных стран.

     Методика  расчета налоговой нагрузки предусматривает  определение общей величины налоговых  обязательств (НОначисл), возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей в составе налогового поля, которые должно уплачивать предприятие в бюджетную систему.

     Сумма обязательств по каждому из платежей, возникших за период, отражается в  бухгалтерском учете предприятия  на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (НО1, НО2, …НОn). Кредитовые обороты по данным счетам возникают в результате операций «начисления», то есть периодического отражения в бухгалтерском учете исчисленных сумм обязательных платежей в составе налогового поля предприятия.

Информация о работе Акцизы. Налоговая нагрузка