Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации в РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы налога на прибыль, дать основные определения;
2. Эволюция налогообложения прибыли;
3. Проанализировать актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1.Эволюция налогообложения прибыли……………………………………….4
1.1.Исторические аспекты………………………………………………………4
1.2.Становление налога на прибыль в РФ……………………………………...6
2.Налог на прибыль организаций………………………………………………10
2.1.Элементы налогообложения………………………………………………..10
2.2.Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли…………………………………………………….14
3.Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций……………………………………………………………………..17
3.1.Льготы по налогу на прибыль: порядок применения, спорные вопросы………………………………………………………………………….17
3.2.Способы минимизации платежей по налогу на прибыль………………..23
3.3.Направления совершенствования налогообложения прибыли организаций…………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат налоги Word.docx

— 55.12 Кб (Скачать)

     Основным  недостатком многих методов оптимизации  налога на прибыль являются налоговые  риски. Сделки, лежащие в основе налоговых  схем, могут быть признаны судом  притворными. Ведь их конечная цель минимизация  налога на прибыль. Поэтому прежде чем  оптимизировать налог на прибыль, следует  тщательно рассмотреть выбранную  схему на предмет соответствия ее законодательству. 
 
 

                
 
 
 
 

                   2.Налог на прибыль организаций 

                         2.1.Элементы налогообложения

 

     Налогу, как экономической категории, присуща  своя система элементов, которая  выражает его содержание и форму. Совокупность компонентов образует единое понятие налога. Элементы налога представляют собой составные части (компоненты) налога, в совокупности определяющие его форму и содержание, принципы построения и организации  взимания и устанавливаемые законодательными актами государства. 
          Ст. 17 ч.1 НК РФ гласит: “Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога”. 
         В налоговом праве различают существенные и несущественные элементы налога. 
         К существенным элементам, без которых порядок исчисления и уплаты налога в бюджет считается неопределенным, относятся: субъект налога (плательщик), объект обложения, предмет налога, масштаб налога, метод учета налоговой базы, налоговый период, единица налогообложения, налоговая ставка и метод налогообложения, порядок исчисления налога, способы и порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, отчетный период. 
          К несущественным (факультативным) элементам налога, отсутствие законодательного определения которых не влияет существенным образом на выполнение налоговых обязательств плательщикам, но может снизить качество их исполнения, относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога и начисленных штрафных санкций, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и пр. 
Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложена обязанность уплачивать налог. 
Носитель налога – это лицо, которое принимает и несет на себе тяжесть налогового бремени в результате его переложения. 
Объект налога – это предмет или действие (событие, состояние) субъекта налога, на который падает налог. Названия многих налогов вытекают из объекта обложения. 
Основанием для возникновения обязательств по уплате налога служит наличие объекта обложения. Российское налоговое законодательство определило следующие объекты налогообложения: доход (прибыль), валовая выручка, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ц.б., валютой, добавленная стоимость продукции, владение и передача имущества. 
Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения и один и тот же объект не может облагаться налогом более 1-го раза за установленный законом для данного налога период. 
Предмет налога – это объект налога до распространения (возникновение) на него налоговых обязательств. Пример: по налогу на имущество предметом налога является имущество как таковое, а объектом – правовая возможность владеть и распоряжаться этим имуществом. 
Источник налога – это доход субъекта (з/п, прибыль, выручка, дивиденды и пр.), из которого уплачивается налог. 
Налогооблагаемая база – часть дохода или стоимости, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется ставка налога. Она равна объекту налога минус налог. льготы. 
Масштабом обложения называется та единица, которая кладется в основу измерения налога (в промысловом налоге масштабом м.б. оборот предприятия, прибыль, капитал, количество рабочих и станков, величина помещения или плата за него и т.д.). 
Единицей обложения называется самая мера, с которой исчисляется налог (со стольких-то десятин столько-то, с каждой сотни рублей). Разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица измерения берется как принцип (в промысловом налоге, например, сбор со станка), единица обложения берется как мера (с каждого станка столько-то). Единица измерения объекта налога по подоходнику, по налогу на прибыль – денежная единица страны (рубль), по змельному налогу – гектар, по акцизу на водку – её крепость, на бензин – литр или тонна и т.д. Единица обложения есть единица масштаба налога, которая используется для количественной характеристики налоговой базы, а значит, и предмета налогообложения. 
Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта обложения. 
Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения, или норма налогообложения. НК РФ определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой. 
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (объект) обложения независимо от размера доходов. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта налогообложения (основные ставки в мире). Смешанные ставки – сочетают обе. 
Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением доходов. Пропорциональные ставки устанавливаются в одинаковом проценте к объекту налога без учета его величины. Прогрессивные ставки возрастают с увеличением размера объекта обложения. 
Сроки уплаты налога – календарная дата или определенный период времени, в течение которого субъект налога рассчитывается с государством по своим налоговым обязательствам. Налоговым законодательством РФ установлены следующие сроки: ежедекадные (не позднее 15, 25-го числа текущего месяца и 5-го числа следующего за отчетным), ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные. 
Налоговый период – интервал времени, в который определяется размер налогового обязательства плательщиков перед бюджетом. По НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которого уплачиваются авансовые платежи (ст.55 ч.1 НК РФ). В нашей стране налоговый период равен финансовому (календарному) году. 
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов юр. и физ. лиц в соответствии с действующим законодательством. НК характеризует льготы по налогам как предоставляемые законодательством отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере (ст.56 ч.1 НК РФ). 
Налоговая санкция – увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.
 
 
 
 
 
 

    2.2.Порядок  признания доходов  и расходов для  целей исчисления  налогооблагаемой  прибыли. 

       Сумма налога определяется плательщиком, самостоятельно исходя из фактической прибыли на основании бухгалтерской отчетности нарастающим итогом с начала года. Налог вносится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для предоставления квартального бухгалтерского отчета, а по годовым расчетам - в  десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета и баланса за год.

       В течении квартала плательщики производят авансовые взносы исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Освобождаются  от уплаты авансовых взносов налога на прибыль малые предприятия, инвестиционные фонды, предприятия, добывающие драгоценные  металлы, а также предприятия  с сезонным характером производства, с иностранными инвестициями и бюджетные  организации. Для контроля за правильностью  определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль предприятия представляют налоговым органам по месту своего нахождения до начала квартала справки  о предполагаемой сумме прибыли  на квартал по установленной форме.

       Авансовые взносы налога уплачиваются всеми плательщиками  не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1\3 квартальной  суммы налога, исчисленной на базе предполагаемой прибыли на квартал. При изменении в течение квартала предполагаемой прибыли плательщик по согласованию с финорганом может  пересмотреть эту сумму и величину авансовых взносов в бюджет и  представить ему справку об этих изменениях не позднее, чем за 20 дней до окончания отчетного квартала. Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал  подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале ЦБ РФ.

       Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет  в соответствии с  фактически полученной прибылью,  и  авансовыми платежами налога исчисляется  на основании расчета по фактической  прибыли и фактически поступивших  авансовых платежей в пределах сумм, предусмотренных в справке об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли. Предприятия, которые занизили в справке предполагаемую прибыль, производят доплату налога. К этой сумме применяется годовая  учетная ставка ЦБ РФ за пользование  банковским кредитом, действовавшая  на 15-е число второго месяца истекшего  квартала отчетного периода, деленная на 4.

       Например, в справке о предполагаемой прибыли  на 1 квартал указана сумма 2000 руб., сумма авансовых платежей при  ставке 35% должна составить 700 руб. Фактически получено прибыли 2500 руб. и сумма  авансовых взносов - 875 руб., т.е. занижение  авансовых взносов составило 175 руб. Следовательно, доплата налога на прибыль  при учетной ставке ЦБ РФ за пользование  кредитом, равной 160% годовых, а на квартал 40% (160:4), составит: 175 руб.+70 руб.(40% от 175)=245руб.

       Предприятиям, получившим в отчетном квартале прибыли  меньше, чем указано в справке, переплаченные суммы платежей с  учетом ставки ЦБ не возвращаются.

       Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее внесенных авансовых платежей. Если при проверке налоговым органом  установлено, что налог на прибыль  подлежит взносу в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, то доначисленная сумма перечисляется  в бюджет в пятидневный срок со дня сообщения налоговым органом  о сумме доплаты. Причем по истечении  пятидневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса, начисляется пеня. Излишне внесенные суммы налога на прибыль зачитываются в счет очередных  платежей или возвращаются плательщику налоговым органом в 10-дневный срок со дня получения его письменного заявления.

       Предприятия обязаны до наступления срока  платежа налога на прибыль сдать  платежные поручения соответствующим  учреждениям банка на перечисление суммы налога в бюджет в первоочередном порядке. Такие поручения принимаются  банками к исполнению независимо от состояния расчетного (текущего) счета владельца. Если на счете последнего средства отсутствуют, то указанные  платежные поручения помещаются в картотеку №2.

 

3.Актуальные  проблемы и пути  совершенствования  налога на прибыль  организаций 

      3.1.Льготы по налогу на прибыль: порядок применения, спорные вопросы 

         В Российской Федерации действуют разнообразные налоговые льготы при обложении прибыли, которые постоянно дополняются и изменяются. Нестабильность налоговых льгот и их большое количество осложняют расчеты налога на прибыль и работу налоговых органов.

     При обложении прибыли юридических  лиц налоговые льготы имеют большое  социально-экономическое значение. С одной стороны, они облегчают  финансовое положение плательщика  и даже при высокой ставке налога не препятствует его развитию, а  с другой, выполняет регулирующую роль. Государство в условиях рынка  с помощью изменения налоговых  льгот оказывает воздействие (стимулирующие  или сдерживающее) на процесс производства. Льготы дают плательщику дополнительный капитал для хозяйственных нужд, однако в России эта их роль заметно  не проявлялась.

     Действующие налоговые льготы можно распределить на несколько групп. Первая группа льгот  касается прибыли, расходуемой на инвестиции; вторая имеет социально-культурной направление; третья стимулирует развитие малого бизнеса и, наконец, четвертая  группа относится к определенным группам плательщиков.

     К первой группе относятся налоговые льготы, создающие условия для увеличения капитальных вложений.

     Прибыль предприятий, направленная на финансирование капитальных вложений производственного  и непроизводственного назначения, а также на погашение банковских кредитов, полученных и использованных на эти цели, освобождается от налогообложения. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной и непроизводственной базы, при условии полного использования ими сумм начисленного взноса на последнюю отчетную дату. При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенных по счету "Капитальные вложения". Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету "Износ основных средств".

     Прибыль для целей налогообложения уменьшается  на сумму отчислений в резервные  и другие аналогичные фонды до достижения размеров этих фондов, установленных  учредительными документами, но не более 25% уставного фонда. При этом сумма  отчислений в указанные фонды  не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли предприятия. Такие фонды  создают возможность предприятию  для расширения объема производства.

     Дивиденды, выплачиваемые предприятиями физическим лицам, в случае из инвестирования внутри предприятия на реконструкцию, расширение производства и другие исходные цели не подлежат обложению налогом на прибыль.

     Большое экономическое значение имеет налоговая  льгота, предоставляемая предприятиям на проведение и организацию НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных  исследований, Российский фонд технологического развития, но не более чем в общей  сложности 10% от налогооблагаемой прибыли, и добровольные взносы в Фонд поддержки  предпринимательства и развития конкуренции.

     Государственные предприятия имеют право исключать  из налогооблагаемой прибыли суммы, направляемые на погашение государственного целевого кредита, полученного для  пополнения оборотных средств, в  пределах сроков его погашения.

     Вторая  группа налоговых льгот включает освобожденную часть прибыли, которая затрачивается на содержание объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, детских дошкольных учреждений и детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, коммунально-бытовой сферы и жилого фонда.

     Из  налогооблагаемой прибыли исключаются  суммы:

    • на содержание находящихся на балансе предприятий объектов социально-культурного назначения, жилого фонда, а также на аналогичные цели при долевом участии предприятий в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами;
    • взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям и учреждениям, а также средств, перечисленных предприятиям, учреждениям, организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, но не более 3% облагаемое налогом прибыли, а госучреждениям культуры, искусства, кинематографии - не более 5% облагаемой налогом прибыли;
    • отчислений государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

       К третьей группе можно отнести налоговые льготы, предоставляемые малому бизнесу, т.е. предприятиям со среднесписочной численностью работающих в промышленности и строительстве до 200 человек, в науке и научном обслуживании- до 10 человек, в отраслях непроизводственной сферы и розничной торговле - до 15 человек. Эти предприятия помимо указанных льгот освобождаются от налога на прибыль в первые 2 года работы. На третьем и четвертом годах они вносят налог в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки. Данная льгота распространяется на предприятия, занятые производством и одновременно переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники и лекарственных средств, а также строительством объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения. Причем на первые два года указанные предприятия освобождаются от налога при условии, что выручка у них от данных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от общего объема реализуемой ими продукции (работ, услуг). Льгота предоставляется на третьем и четвертом годах работы, если выручка предприятий от установленных видов деятельности превышает 90% общей суммы от реализации продукции (работ, услуг). Малое предприятие получает указанную льготу, если доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций в его уставном капитале составляет не более 25%.

Информация о работе Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций