Анализ практики взимания НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основные элементы НДС, изучить принцип и особенности взимания НДС, определить объем доходов от налога в российской экономике, рассмотреть возможные варианты развития или изменения расчета налога.
Для достижения вышепоставленной цели необходима реализация следующих задач:
Анализ сущности налогообложения добавленной стоимости;
Порядок расчета НДС и виды ставок;
Анализ механизма взимания НДС;
Роль НДС в доходах государства;
Предложение путей совершенствования взимания НДС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы налога на добавленную стоимость………….
История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость…………
Характеристика основных элементов НДС…………
Глава 2 Анализ действующей практики взимания НДС в РФ……………
2.1. Анализ динамики уплаты поступления в бюджетную систему РФ…
2.2. Анализ и характеристика ошибок, связанных с уплатой НДС………
Глава 3 Совершенствование взимания НДС в РФ………………..
3.1. Недостатки практики налогообложения и пути их преодоления………
3.2. Мероприятия, направленные на устранение ошибок, связанных с уплатой НДС…
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список……………………………….

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ.doc

— 289.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические  основы налога на добавленную стоимость………….

    1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость…………
    2. Характеристика основных элементов НДС…………

Глава 2 Анализ действующей практики взимания НДС в РФ……………

2.1. Анализ динамики  уплаты поступления в бюджетную  систему РФ…

2.2. Анализ и характеристика  ошибок, связанных с уплатой НДС………

Глава 3 Совершенствование  взимания НДС в РФ………………..

3.1. Недостатки практики  налогообложения  и пути их преодоления………

3.2. Мероприятия, направленные  на устранение ошибок, связанных  с уплатой НДС…

Заключение……………………………………………………………….

Библиографический список……………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Основное место в отечественной налоговой системе занимают косвенные налоги. В настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджета играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

НДС – федеральный налог, который был введен в РФ с 1 января 1992 года в связи с переходом к рыночной экономике и упразднением такого мощного источника доходов в бюджет государства, как налог с оборота. С момента своего введения, ставка НДС претерпевала некоторые изменения, что объяснялось приспособлением нового вида налога к новой российской экономической действительности.

НДС охватывает товарооборот на всех стадиях, является одним из самых распространенных налогов в РФ, в связи с этим, рассматриваемые в работе аспекты являются актуальными, а изучаемый материал полезен для каждого, чья деятельность, так или иначе, связана с экономикой.

Цель данной работы – рассмотреть основные элементы НДС, изучить принцип и особенности взимания НДС, определить объем доходов от налога в российской экономике, рассмотреть возможные варианты развития или изменения расчета налога.

Для достижения вышепоставленной цели необходима реализация следующих  задач:

    • Анализ сущности налогообложения добавленной стоимости;
    • Порядок расчета НДС и виды ставок;
    • Анализ механизма взимания НДС;
    • Роль НДС в доходах государства;
    • Предложение путей совершенствования взимания НДС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость.

1.1. История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость.

Самым эффективным нововведением  в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение  налога на добавленную стоимость – НДС. Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения.

«В конце 80-х - начале 90 годов он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан). И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет. Первенство в изобретении налога на добавленную стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Первый был ознаменован переходом в 1937 году от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 году системы раздельных платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 году вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость»1.

Изобретение налога принадлежит  французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и  обосновал его преимущества перед  налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от Франции африканское государство Кот ди Вуар.

Налог на добавленную  стоимость является сравнительно молодым  налогом. Большинство из ныне действующих  налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие  как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке.

Широкое распространение  НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие  должны были гармонизировать свои налоговые  системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 году в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.

Последние уточнения  в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

«Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 году с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).

В 7О-е годы распространение  НДС стало общеевропейским. Этому  в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 года специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога, и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 года. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС. Налог на добавленную стоимость относится к семье налогов, удерживаемых с оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени»2.

Широкому распространению  НДС способствовали соответствующие  решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость. «Основными причинами роста популярности НДС являются:

-возможность вступления  в ЕЭС;

-стремление увеличить  государственные доходы за счет  налогов на потребление. НДС  способствует значительному увеличению  поступлений в бюджет страны  по сравнению с другими налогами;

-НДС позволяет оперативно  проводить налоговые операции

-НДС более эффективен, по сравнению с налогом с  продаж в розничной торговле, для создания льготных условий  налогообложения отдельных товаров  и услуг»3.

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил.

В настоящее время  НДС введен во всех странах ЕЭС.

С 1992 года НДС действует во всех странах Содружества независимых  государств. «В Российской Федерации НДС, так же, был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 1 февраля 1993 года распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы»4. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. В России, начиная с 1 января 2004 года, НДС становится решающим налогом во всей системе налогообложения. Причем в РФ НДС имеет одно принципиальное отличие от западного аналога, а именно - он распространяется на многие денежные сделки и операции, которые и в странах ЕС, и в других западных странах не являются объектом обложения НДС (пени, штрафы, некоторые банковские операции и т.д.). В связи с этим реальные ставки НДС в РФ, т.е. ставки, соответствующие международным стандартам, выше официально объявленных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика основных элементов НДС.

Первый элемент любого налога, в том числе и НДС, - субъект обложения. Понятие плательщика является одним из центральных в системе налога на добавленную стоимость. Оно обозначает налогового субъекта, под контролем которого находятся все экономические объекты - товары, услуги, подлежащие обложению этим налогом. Только этот субъект несет ответственность перед налоговыми органами, ведет соответствующий бухгалтерский учет, имеет право на зачет авансового налога, обязан выставлять счета по требованию своих клиентов, выделяя сумму налога в счете отдельной строкой, имеет право на отдельные льготы по налогу, и только оборот этого субъекта подлежит обложению НДС.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

«Статья 143 НК РФ определяет круг лиц, которые являются плательщиками НДС. В качестве таковых названы организации и индивидуальные предприниматели»5. Термин "организация" раскрывается в ст.11 части первой НК РФ. К организациям, в частности, относятся: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории. Наряду с организациями, плательщиками НДС названы индивидуальные предприниматели. Термин "индивидуальные предприниматели" в целях налогообложения объединяет следующие категории граждан (ст.11 НК РФ): «физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; частные нотариусы, частные охранники, частные детективы»6.

Налогоплательщики, как организации, так и индивидуальные предприниматели, при соблюдении условий, установленных НК РФ, могут получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.

Налоговое освобождение можно получить в случае, «если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база организации (индивидуального предпринимателя), исчисленная по операциям, признаваемым объектом обложения НДС в соответствии с подп. "1-3" п.1 ст.146 НК РФ, не превысит 2 млн. руб. (без учета НДС и налога с продаж). Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС не может быть предоставлено плательщикам акцизов.

Лица, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на получение освобождения. В течение 10 дней со дня представления документов налоговые органы выносят решение о предоставлении освобождения. Освобождение производится на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам (месяцам). По истечении этого срока налогоплательщики могут представить документы с просьбой о продлении освобождения. Освобождение применяется только в отношении обязанностей, возникающих в связи с осуществлением операций по реализации товаров (работ, услуг) (подп. "1" п.1 ст.146 НК РФ7)».

Таким образом, оно не распространяется на следующие операции:

Информация о работе Анализ практики взимания НДС